0+



 

Опубликовано 28.03.2016г.

Автор: Качур Елена Николаевна,

заведующий МБДОУ д/с № 7 г. Белгород

17 октября 2013 г. приказом Министерства образования России утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Впервые за много лет в нем провозглашается гуманистический подход в отношении взрослых и детей, поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности каждого ребенка. Эти положения стандарта напрямую соответствуют методу работы монтессори-педагога, который наблюдает жизнь детей, стремясь увидеть изменения в их развитии, определить потребности детей, интересы и умения, внести соответствующие изменения в среду группы.

Педагогика М. Монтессори удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям. Педагогика М. Монтессори – это система саморазвития детей в специально подготовленной среде. Особенностями методики является:

  •  создание специальной развивающей среды;
  •  индивидуальный подход к каждому ребенку;
  •  игровая форма обучения;
  •  развитие самостоятельности;
  •  обеспечение свободы ребенка.

Практически, то же самое мы видим в требованиях ФГОС ДО: Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:

  •  предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  •  характер взаимодействия с взрослыми и с другими детьми;
  •  система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Во исполнение поручения губернатора Белгородской области и в целях реализации проекта «Внедрение педагогики М. Монтессори в дошкольные образовательные организации Белгородской области» было принято решение открыть «монтессори-группы» на базе 5 муниципальных детских садов города Белгорода. Такая группа была открыта в МБДОУ д/с № 7 г. Белгорода в сентябре 2014 г.

В ДОО разработана «дорожная карта» по обеспечению внедрения модели педагогики М.Монтессори, которая включала в себя следующие мероприятия:

  1.  Разработка и утверждение локальных актов о деятельности «монтессори-группы» в ДОО.
  2.  Подготовка педагогов и специалистов МБДОУ.
  3.  Организация методической деятельности в МБДОУ по вопросам внедрения педагогики М.Монтессори.
  4.  Оборудование предметно-пространственной развивающей среды.
  5.  Приобретение классических «монтессори-материалов».
  6.  Продумывание организационных и режимных моментов.
  7.  Разработка системы мониторинга.
  8. Проведение разъяснительной и просветительской работы с родителями воспитанников группы.

На первом этапе проведены специальные мероприятия по обеспечению внедрения модели педагогики М.Монтессори:

  •  внесены изменения в Программу развития МБДОУ д/с № 7 на 2014 – 2016 гг.;
  •  издан приказ об организации инновационной деятельности в МБДОУ;
  •  разработано и утверждено «Положение о «Монтессори-группе»»;
  •  разработана с учетом специфики педагогики М.Монтессори основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования для группы детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ти лет);
  •  разработана рабочая программа воспитателей «Монтессори-группы» на 2014 – 2015 учебный год;
  •  разработаны режим дня с учетом специфики работы в «Монтессори-группе», сетка образовательной деятельности, дневник включенного педагогического наблюдения, индивидуальная карта возможных достижений ребенка от 3 до 7 лет.

Для эффективного воспитания в духе М. Монтессори важно подготовить педагогов, принимающих идеи этой системы и владеющих приемами Монтессори-педагогики. Педагоги ДОО должны обладать основными компетенциями, обозначенными в ФГОС ДО п. 3.2.5. и пройти дополнительное профессиональное образование в области педагогики М.Монтессори на курсах повышения квалификации. В МБДОУ обучение по программе «Педагогика М. Монтессори: содержание и организация образовательной деятельности в условиях ДОО» прошли 9 педагогов: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, 4 воспитателя.

Мария Монтессори в своей методике делает акцент на правильном оборудовании учебного помещения, в котором весь материал должен быть абсолютно доступным для ребенка. В нашем детском саду все материалы сгруппированы в четкой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Каждый отдельный материал представлен в единственном экземпляре, рассчитан на определенную степень сложности, все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое. В любой момент дети могут подойти к полочкам, где лежат пособия и взять то, что им нужно.

Групповое помещение условно разделено на такие важные зоны как:

  •  зона упражнений в практической жизни;
  •  зона сенсорного развития и математики;
  •  зона русского языка;
  •  зона основ культуры истории и естествознания;
  • зона творческой деятельности (с материалами для развития художественных навыков, музыкальных способностей);
  •  зона игровой и двигательной деятельности;
  •  зона чтения, уединения, отдыха.

В построении подготовленной развивающей среды монтессори-группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами.

Педагогами продуманы тонкости организации ежедневной жизни группы. Ребята в «монтессори-группе» живут почти так же, как и остальные дети в детском саду. Например, каждое утро они собираются вместе в мини кругу. Мини круги названы так из-за их небольшой продолжительности, примерно 10 минут. Начало круга похоже на короткую медитацию, как правило, звучит негромкая музыка, а затем начинается беседа, общий разговор, чтение вслух.

В конце рабочего дня перед вечерней прогулкой проводятся рефлексивные круги. На них подводят итоги прошедшего дня, отмечают, что было самое интересное, кто смог выполнить более сложную работу, чем вчера, новое упражнение и т.д.

В монтессори-среде ребята работают в первую половину дня, а дальше их ждет привычная прогулка, обед, сон и развивающие занятия во вторую половину дня. В первую половину дня с детьми работают два педагога – воспитатель и педагог-психолог, прошедшие специальную подготовку.

Педагогика М. Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Она часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Поэтому к основным формам работы в Монтессори-группе детского сада мы отнесли:

  •  свободную работу детей с монтессори-материалами;
  •  Упражнения практической жизни;
  •  индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых передается способ деятельности с материалом — они проводятся во время свободной работы детей с материалами;
  •  коллективное занятие в кругу;
  • «уроки тишины»;
  • творческие занятия в малой группе детей;
  •  общие групповые образовательные события.

Педагоги Монтессори-группы нашего МБДОУ придерживаются гуманистической концепции в образовании, главным положением которой является признание прав ребенка на естественное развитие и свободное проявление своих способностей. Они осознают врожденное стремление ребенка к независимости и в то же время потребность детей в принятии и поддержке со стороны взрослых. Педагоги отступают на второй план,

поддерживая в детях их инициативу, познавательную и творческую активность во взаимодействии со специально подготовленной средой развития. На занятиях в группе по методике М. Монтессори дети абсолютно свободны, при этом они не бегают и не шалят, а прилежно занимаются с самостоятельно выбранным материалом, согласно Правилам группы («Мы работаем умело, каждый занят своим делом!», «Всё, что хочешь, можешь взять, поработать, но убрать!»).

Правила группы — часть социальной среды — разрабатываются взрослыми, но их формулировки обязательно обсуждаются с детьми. Монтессори-группа благодаря наличию простых правил, учит их уважать чужие границы. Коврики и столики — как собственная территория, невозможно внедриться в чужую работу без согласия другого ребенка, необходимо ждать, пока материал освободится. И эти же самые правила позволяют не склонному к контактам ребенку обезопасить себя от вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не имеет права внедриться в его деятельность, в его пространство, принудить его к каким-либо занятиям («Если коврик на пути, коврик нужно обойти!»).

Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрения, так и наказания вредны для внутренней ориентации человека, и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь, потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе растущего ребенка. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего тогда, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Педагогами МБДОУ разработана система мониторинга, в которую вошли:

- дневник включенного педагогического наблюдения (это процесс сбора точной и объективной информации во время свободной работы детей с монтессори-материалами, игр на свежем воздухе, в процессе творческой деятельности, а также об их поведении в ежедневных бытовых ситуациях при одновременном активном участии в них самого педагога), педагог фиксирует свои наблюдения за каждым ребенком в специальном дневнике;

- карта индивидуальных достижений ребенка от 3 до 7 лет (два раза в год перед педагоги заполняют карты достижений детей по специальной схеме опосредованного исследования их развития. Индивидуальная карта достижений ребенка содержит 5 разделов анализа и оценки развития: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, двигательное развитие);

- и на выходе детей из ДОУ - карта возможных достижений выпускника дошкольной группы;

- индивидуальные портфолио детских работ (в портфолио могут входить рисунки детей, первые написанные ребенком цифры, а также фотоснимки

детей за работой в разные периоды, которые периодически анализируется педагогом в соответствии с поставленной им задачей);

Педагоги, работающие в Монтессори-группе, не только создают специально подготовленную среду, но и оказывают компетентное сопровождение родителей. Не все родители из-за недешевой стоимости могли посещать с ребенком развивающие центры или частные детские сады, работающие по данной методике, приобрести литературу и комплекты материалов для занятий с ребенком дома. В нашем детском саду стоимость посещения «Монтессори - группы» входит в стоимость обычной оплаты за детский сад.

В течение учебного года педагогами запланированы и проводятся встречи с родителями воспитанников для обсуждения не только организационных вопросов функционирования группы, но и вопросов содержания образовательного процесса. Для установления партнерских отношений с родителями совместно обсуждаются особенности текущего процесса, анализируются и оцениваются успехи и трудности, возникающие в работе группы, и, исходя из них, планируются изменения тактики поведения как со стороны педагогов в группе, так и со стороны родителей в семье.

Уникальность данной методики оценили уже многие образовательные учреждения города, которые ставят основной своей целью формирование думающей личности. В нашем детском саду, детском саду № 7 «Семицветик» г. Белгорода, система М.Монтессори успешно применяется в воспитании у ребят трудолюбия, умении самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за свои действия, работать в коллективе, свободно выражать своё мнение и уважать мнение другого. Мы уверены, что все это поможет им шагать по жизни радостно и уверенно, быть успешным в этом непростом, меняющимся мире.

Войти

Регистрация