0+



 

Опубликовано 29.03.2016г.

Автор: Жижа Янина Тадеушевна, музыкальный руководитель

г. Екатеринбург

Когда-то Уинстон Черчилль сказал: «Учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». И действительно, педагог, отвечает не только за физическое, но и интеллектуальное, социальное, и нравственное развитие ребенка. Ведь давая ему определенные знания и умения,  педагог закладывает основы личности не только отдельного человека, но и целого поколения.

В современном мире актуальным и приоритетным моментом является создание условий всестороннего развития дошкольников, гармонического формирования восприятия и понимания окружающего мира. Основными целевыми ориентирами для его личностного развития являются:

 

  • обладание развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
  • способность различать условную и реальную ситуации;
  • умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • проявление стремления к получению знаний, положительной мотиваций к дальнейшему обучению;
  • эмоциональный отклик на красоту окружающего мира.

 

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний, близка и понятна для восприятия, приобщает ребенка к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам. Благодаря таким занятиям, у детей развиваются свои индивидуальные интересы и способности, проявляется любознательность, стремление познать новое, формируется опытсоциальных навыков поведения. Театрализованная деятельность - это настоящий клад для тех, кто хочет видеть детей творческими, свободными, умеющими говорить и слышать других, свободно двигаться, чувствуя при этом окружающих людей.

Но самым главным достоинством такого вида деятельности, на мой взгляд, является возможность интеграции всех образовательных областей сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Наиболее благоприятным временем для комфортного и позитивного формирования всех этих аспектов, является старший дошкольный возраст. В этот период мировосприятие и понимание ребенка весьма пластично, что позволяет, с помощью игры, привить чувство эстетического вкуса,  любознательность, развивать память, мышление, расширять и обогащать словарный запас.

В последнее время, было замечено что в современных детских садах дети стали намного меньше играть в театральные игры, возникает несоответствие уровня развития театральной игры и возрастных возможностей ребенка. Это  в свою очередь ведет к отрицательному влиянию на их психическое и личностное развитие.

Во избежание этого возникает потребность в педагогическом воздействии на  развитие театральной игры. Стоит отметить, что воспитательные возможности театрализованной деятельности весьма обширны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Таким образом, подобные занятия - важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Содержание театрализованной деятельности  весьма обширно, и  включает в себя одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводится только к подготовке выступления. Сюда входят и просмотры кукольных спектаклей с последующей беседой (игры «Я зритель», «Я театральный критик!»), и драматизация разнообразных сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения ( игра «Веселый Старичок-Лесовичок» - учит пользоваться разными интонациями), а так же упражнения и игры, способствующие социально-коммуникативному  развитию.

Немаловажную роль в театрализованной деятельности играет предметно-пространственная среда, которая не только обеспечивает совместные занятия детей, но и предоставляет возможность для  самостоятельного творчества каждого ребенка. Следовательно, при построении  предметно-пространственной среды, стоит принимать во внимание  индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционально-личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности, исследовательский интерес и творческие способности, возрастные особенности. Предметно-пространственная среда должна строиться комплексно и включать в себя:

  • место для занятий  театром;
  • «уголок ряжения»;
  • декорации для театра;
  • «сцену» для театральных представлений.

 Театральный уголок должен иметь гибкий формат, трансформирующиеся зоны, не пересекающиеся друг с другом и позволять детям  заниматься театральной деятельностью, не мешая друг другу.

Театральная игра охватывают широкий спектр деятельности,  что позволяет задействовать в процессе всех детей, предлагая им различные варианты театрального занятия. Это может быть непосредственно актёрская деятельность, художественная (подготовка декораций спектакля). Можно предложить детям написать (вместе с педагогом) короткую сказку или сценку для того, чтобы поставить её на сцене. Для детей, которые любят заниматься прикладным творчеством, педагог может предоставить возможность создать театральную куклу своими руками. Главное — выбрать именно те направления среди занятий театральной деятельностью, которые больше всего подходят конкретному ребенку.

Ну и конечно, на мой взгляд, немаловажным умением в театрализованной деятельности ребёнка не только в детском саду, но на протяжении всей его дальнейшей жизни, является способность быть зрителем. Навык поведения в непривычной обстановке редко является развитой способностью даже у детей старшего дошкольного возраста и поэтому в процессе подобной деятельности или перед посещением того или иного театрального мероприятия,  можно провести сюжетно-ролевую игру «Мы в театре», в процессе которой дети познакомятся с правилами поведения в театре.

Немаловажным аспектом в эффективном развитии театрализованной деятельности в детском саду является привлечение родителей. Такая практика  способствует повышению педагогической культуры родителей, пополняет их знания по театрализованной деятельности ребенка. Для этого необходимо  проводить тематические собрания, совместные выходы в театры, объяснять важность и нужность театрализованной деятельности для гармоничного и всестороннего развития дошкольников. 

Список литературы: 

  1. Артемов Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.
  2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М: Творческий центр Сфера, 2004.
  4. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых малеьких. М.: ЛИНКА-Пресс, 2009.
  5. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. СПб.: Паритет, 2007.
Войти

Регистрация