0+



 

Опубликовано 30.03.2016г.

 

Автор: Ермолаева Оксана Михайловна,

                                                                                                                заведующий МБДОУ№ 16

г. Новочеркасск, 2016г.

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

 накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

 может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».    С. Михалков

 

          Концепция дошкольного воспитания, предполагающая перестройку содержания педагогической работы с детьми, подчеркивает, что в дошкольном детстве ребенок приобретет основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим условным ценностям.

         В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племен.  Обращение к культурно-историческому прошлому своего народа - важный момент в воспитании подрастающего поколения. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. Культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств. Ребёнка-дошкольника окружает любопытный для него мир природы как нечто неизведанное, загадочное, мир сказки, песни, побуждающей к воображению, мир города, в улицах которого кроется история жизни.   Нравственная культура, сконцентрированная в искусстве родного края - одна из лучших школ жизни. В процессе воспитания у детей дошкольного возраста, присваиваются ценности культуры родного, края, социальный опыт, зарождаются личностные смыслы и многократно умножаются духовные способности личности. У каждого человека есть своя малая Родина - место, где он родился и вырос: его дом, город, село, край. Край, который он никогда не забудет.

      Мир Донского края воспет живописцами, поэтами, писателями, архитекторами. Они вложили в свои творческие создания ценности и смыслы, которыми наполнен их собственный мир, навеянный красотой края, в котором жили и живут люди, призванные сохранять и передавать Красоту и Добро из поколения в поколения. Знакомясь со своей малой Родиной, ребёнок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Многонациональность Донского края, в частности города Новочеркасска, одна из причин осознанной нами необходимости привить уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям, истории края. Каждая улица, каждый дом имеет свою неповторимую индивидуальность, свой характер, свою историю.Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

     На протяжении 4-х лет наш педагогический коллектив занимается реализацией регионального компонента в ДОУ. За основу мы взяли , Программу:   « Родники Дона», авторы:  Р.М.Чумичева. О.Л.Ведмедь. Н.А.Платохина.

    Основная цель, которой: развивать ценностно- смысловое отношение к традициям казаков в процессе знакомства с их бытом (развлечениями). Содержание региональной программы «Родники Дона». Отражает региональный аспект дошкольного образования, раскрывает культурно- познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические, экологические ценности родного края. Содержание программы выступает эффективным средством, стимулирующим изобразительно- творческий, конструктивный опыт ребенка, потребности к самовыражению своих чувств и мироотношений, смыслов, через включение в активную музыкальную, речевую, конструктивную, игровую, экологическую деятельность.

Очень большой опыт по реализации регионального компонента мы получили изучив программы коллективов детских садов города Новочеркасска« Донской подсолнушек», « В краю Тихого Дона», а также   Сборник материалов из опыта работы ДОУ « Дошкольникам о родном казачьем крае». Был разработан долгосрочный проект (сроком на 3 года). Актуальность данного проекта заключается в том, что приобщение, с первых лет жизни ребенка к его культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

      Реализуя проект  « Формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре Донского края в процессе приобщения  к обычаям и традициям», была проведена большая подготовительная работа: создание развивающей предметно- пространственной среды,  изучение нормативно-  правовых документов,  приобретение и изучение методической литературы, составление перспективного планирования, разработка диагностического инструментария,  минипроектов, создание коллекции костюмов для детей и взрослых, составление конспектов тематических занятий, сценариев календарно-обрядовых и православных праздников,  основанных на принципах интегрированного обучения, позволяющих развивать познавательные и творческие способности дошкольников, заключение  договоров на взаимодействие с социумом , разработка планов работы ( Музей Донского казачества, музей Грекова, Крылова, библиотека А.Гайдара , Атаманский Дворец и т.д.).

       В 2013 году нашему детскому саду был присвоен статус «Казачий», была разработана вариативная часть к образовательной программе по реализации регионального компонента, мы стали муниципальной опорной площадкой, для того чтобы делиться опытом с коллегами и обогащать его. В данный период времени идёт разработка комплексно-целевой программы «Край Донской - земли огромной долька».

      В процессе реализации регионального компонента у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогут им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.

     Безусловной заслугой педагогического коллектива является соединение в работе этнической педагогики с современными тенденциями дошкольной дидактики. 

Войти

Регистрация