0+



 

Опубликовано 07.04.2016г.

 

        Гераскина Юлия Николаевна, педагог – психолог

 Михайлова Екатерина Григорьевна, воспитатель

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 77» города Магнитогоска

   

   В настоящее время в теории и практике стоит проблема формирования эмпатийных сопереживаний как у взрослых, так и у детей.

       Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, Д.В. Менджерицкая, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.). Способность человека эмоционально откликаться на чувства другого человека способствует установлению взаимоотношений и организует взаимодействие (В.Н. Мясищев).

        Организуя взаимодействие с родителями в качестве педагога – психолога, мы использовали такое средство как социально – педагогические ситуации взаимодействия с родителями. В данных ситуациях родителям предлагалось ролевое разыгрывание по типу психодраммы с обсуждением причин тех или иных поступков и нахождение гуманистических решений. Данные ситуации делятся на ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, ситуации - оценки, ситуации – размышления и проблемного решения.

        Приведем примеры ситуаций – иллюстраций:

  1. Во время завтрака мальчик разбил чашку, а другой ребенок, осуждая, начинает ругать его: «Ты такой неуклюжий, как медведь, тебя нужно наказать за это!» — убегает жаловаться воспитателю.
  2. Девочки строят большой дом. Мальчик подходит и выбивает ногой кирпич из основания постройки. Вся постройка падает.
  3. Во время игры «Семья» дети исключают девочку из игры, так как она отказывалась выполнять действие, предписанное ролью (убирать игрушки).
  4. Девочка украшала разделочную доску в подарок маме к 8 Марта. С большой любовью, аккуратно она выводила розовые лепестки. Завершив работу, она вышла на прогулку и взяла с собой мамин подарок и положила его на веранду, чтобы краски высохли. Внезапно на веранду забежал мальчик и со злобным смехом бросил в доску снежный ком. Когда розовые лепестки стали растекаться, на его лице выразилось удовольствие. Девочка заплакала.
  5. На занятии по рисованию в группе детского сада мальчик старательно выводил морские волны и кораблик с белыми парусами. Ему очень понравился этот рисунок, поскольку он напоминал мальчику путешествие. Воспитатель, обсуждая его работу, привлекла внимание детей. Она заметила, что волны так не рисуют. К ее оценкам присоединился мальчик, сидевший рядом, рисунок которого воспитатель оценила положительно. «У тебя не море, а лужа какая-то получилась. И кораблик твой не настоящий, а бумажный!» Это вызвало смех всех детей. На глазах мальчика выступили слезы.

      Далее родителям предлагались следующие вопросы для обсуждения:

Почему ребенок так поступил?

  • О чем говорят его эмоции?
  • Что бы Вы ему сказали?
  • Что чувствовал обиженный ребенок?
  • Как вести себя в подобных ситуациях?

         В работе также использовались ситуации – проблемы, раскрывающие взаимодействия в супружеских отношениях в семье, выявляющие причины проблем и конфликтов между супругами. Родители «направляются» психологом на поиск причин конфликтов в собственной объектной позиции по отношению к другому в эмоциональном тоне общения, насильственных формах и стиле взаимодействия (авторитарном, директивном).

       Педагог – психолог  предлагает родителям вспомнить эпизоды из жизни, ведущие к ссорам, конфликтам в супружеской жизни: ситуации бытового и материального характера («Кто сегодня моет посуду? Кому отдать предпочтение в приобретении покупки? У кого больше заработная плата?»), ситуации экзистенциального характера, связанные с потребностью в любви, внимании, заботы, уважении, надежности, принадлежности, принятии («Кто главный в семье? Ты меня любишь? Ты никуда не пойдешь, будешь сидеть дома? Может быть, я уже тебе не нужен?»). Родителям предлагается самостоятельно найти способы разрешения конфликтных ситуаций.

        Разыгрывая ситуации, родители открывают  для себя возможности и способность их неконфликтного разрешения, отмечая их эмоциональный характер (желание во что бы то ни стало настоять на своем, сломить, подавить партнера, диктовать свои интересы, навязывать свою позицию, игнорировать интересы, потребности, позиции другого).

         В завершении разбирались и обсуждались типичные ситуации детско-родительского взаимодействия в семье. Выявлялись причины в стиле общения, в объектной, авторитарной и директивной позиции по отношению к ребенку (грубое игнорирование потребностей, интересов, выборов, желаний, эмоциональных переживаний, стремлений и личностной позиции ребенка).
         Пример ситуаций – оценок: 1) ребенок принес в дом животное (кошку, собаку и т.д.), а родители требуют вернуть животное обратно; 2) запрет просмотра телепередач, интересующих ребенка; 3) ограничение времени игры, прогулки с друзьями; 4) наведение порядка в игрушках, комнате; 5) контроль родителей в выборе пищи, одежды и др. Ставились вопросы «Правильно или не правильно поступил родитель? Почему?»

        При подведении итогов делались выводы о том, что основой разрешения всех трех типов ситуаций является новая родительская позиция. Это отношение к другому не с объектных, а субъект-субъектных позиций. Оно заключается в умении видеть потребности, интересы партнера по взаимодействию, умении чувствовать и разделять эмоции другого человека, становиться более сензитивным, гибким, создавая атмосферу принятия, относясь к нему безоценочно, с пониманием.
         Завершая работу с анализом ситуаций, мы предлагали родителям домашнее задание, позволяющее осмыслить, закрепить полученные знания, трансформировать их в убеждения. Для этого мы предложили родителям самостоятельно ознакомиться и написать сочинение — эссе на тему воспитания детей.
         Для реализации этого мы отметили, что эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета. Эссеистический стиль предполагает новое, субъективно окрашенное слово и отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Эссе позволяет осмысливать и в дальнейшем вести беседы на предложенную тематику и способствует сближению.

        Материалом для эссе послужили пословицы, поговорки и афоризмы известных людей: «Дети, это — цветы. Нельзя... требовать, чтоб все цветы одинаково пахли» (В.М. Дорошевич), «Примеры служат гораздо более к исправлению, нежели выговоры» (Ф.Вольтер), «Воспитание начинается с колыбели» (В.А. Жуковский), «Первые слезы — их просьбы, если не сберечься, они вскоре станут приказаниями...» (Ж.Ж. Руссо); «Сын мой, а ум у него свой», «Как бог для людей, так отец для детей», «Который палец ни укуси — все одно: все больно», «Дитя не плачет, мать не разумеет», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Ребенок — что воск: что хочешь, то и сольешь», «Яблоко от яблони недалеко падает» и т.п. На заключительном семинаре выносится вопрос о духовном смысле родительства. Родителям для обсуждения предлагается отрывок из поэмы «Пророк» Д. Джебрана «О детях».

         На основе художественно-философского размышления Д. Джебрана о духовном смысле родительства на семинаре разворачивалась дискуссия. Смысл произведения это необходимость изменения своей позиции по отношению к ребенку. Родителям показывалась независимость духовного мира ребенка, право детей на своеобразие, свой особый внутренний мир, свои мысли, желания, чувства, выборы, свою жизненную задачу. Родителям заключают, что нередко «ломают» индивидуальность ребенка, навязывают свое мнение, считая его единственно правильным, не задумываясь над тем, что нарушают целостность ребенка. Отмечают необходимость принятия ребенка таким, какой он есть, не отождествлять его с собой, не навязывать ему свои мысли и модели поведения. Выбранное нами произведение на наш взгляд для многих родителей является откровением, и заставляет их о многом задуматься, повышает их уважение к ребенку как к целостной личности.

         Ситуации – упражнения (тренинги) решали ставили задачу мотивированного осознанного формирования навыков конструктивного взаимодействия с детьми и закрепления субъект-субъектной позиции общения с ребенком. В завершение работы мы предлагали тренинг общения на основе принципов ненасильственной коммуникации, по М. Розенбергу.

         После проведения ситуации – тренинга мы предлагали родителям для изучения авторские памятки — рекомендации «Как завоевать доверие и добиться взаимопонимания детей».

         В результате реализации различных педагогических ситуаций и изучения рекомендаций родители применяли активные формы общения с собственными детьми и получали навыки позитивных способов взаимодействия. Рефлексия как прием дает стимул для автоматизации полученных знаний, как в семье, так и в общении с другими людьми.

        В дальнейшей нашей работе  предполагали совместное участие детей и родителей на занятиях. На заключительном этапе реализовывалась задача построения детско-родительских отношений на основе субъект — субъектной позиции. Ребенок получал возможность принять измененное родительское отношение, новую родительскую позицию, сформировать позитивные ожидания и научиться новым способам эмоционального взаимодействия и сотрудничества. Структура занятий и их тематическое планирование предполагало, что процесс становления группы как социально – психологической общности, нормы и ценности, лежащие в ее основании, особенности межличностных отношений, как взрослых, так и детей являются объектом внимания психолога. С этой целью на протяжении существования группы развивалась и поддерживалась групповая динамика, участники групп самостоятельно контролировали свое поведение. Этому способствовала общая структура занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает процесс адаптации и работы в группе. На занятиях создавалась атмосфера доверия и безопасности, поэтому не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Участники занятий имели право отказаться от выполнения какого-то элемента упражнения. Педагог – психолог стремился провести занятия так, чтобы родители и дети изъявляли желание участвовать в них. Наш опыт показал, что занятие может состоять из пяти частей: приветствия, разминки, основной части, рефлексии прошедшего занятия и заключительной части.

      Занятие 1. «Знакомство».

Цель: приветствие и знакомство участников друг с другом, с групповой формой работы. Постановка целей и задач занятий.

      Занятие 2. «Учимся сотрудничать».

Цель: установление и развитие отношений партнерства и навыков сотрудничества как родителей с детьми, так и детей друг с другом.

      Занятие 3. «Я и моя семья».

Цель: знакомство с семьей и семейными традициями. Формирование чувства близости между родителями и детьми, укрепление семейных связей и привязанностей. Развитие самоуважения ребенка.

       Занятие 4. «Индивидуальность как ценность».

Цель: формирование умения принимать индивидуальность ребенка, а также внимательно относиться к детским чувствам, эмоциональным состояниям ребенка и адекватно на них воздействовать.

       Занятие 5. «Волшебный мир чувств».

Цель: выработка стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций, чувств другого. Обучение умению учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы другого и ориентироваться в них при построении взаимодействия с ним. Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

        Занятие 6. «Добрые и злые чувства».

Цель: знакомство с эмоциями и эмоциональными состояниями человека. Выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства и чувства других людей. Обучение умению владеть своими чувствами: открыто выражать в социально приемлемой форме, развивать и контролировать позитивный эмоциональный тон взаимодействия.

         Занятие 7. «Принятие и поддержка».

 Цель: развитие способности к безоценочному отношению и безусловному принятию ребенка, снятию психологических защит во взаимодействии с близкими и развитие «социальной связанности» во взаимоотношениях.
         Занятие 8. «Сочувствие и благодарность».

Цель: формирование способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в детско-родительских отношениях.
          Для системы развивающих занятий мы отобрали и модифицировали игры и упражнения К. Фопеля, Н. Григори, Е.А.Сорокоумовой [4; 5; 8], позволяющие последовательно, от занятия к занятию продвигаться к цели формирования эмпатии в детско – родительских отношениях. Достижение поставленной цели предполагало реализацию следующих заданий: сонастройки участников занятий, формирование навыков сотрудничества, партнерских отношений между детьми и родителями, развитие чувства общности, солидарности в семье, осознание семейных ценностей и традиций, укрепление семейных связей; принятие индивидуальности другого человека в общении, учет его личностных особенностей; развитие умений воспринимать, понимать и принимать чувства другого, естественного самовыражения; формирование позитивного тона взаимодействия и безоценочного отношения к другому.
          С целью закрепления полученных знаний и навыков родителям предлагались домашние задания, которые проводятся совместно с детьми: нарисовать генеалогическое древо (родословную своей семьи); изготовить календарь чувств (где ребенок каждый день отмечает передвигающимся маркером свое настроение, а настроение изображено в виде задорных схем — эмоций); копилку хороших поступков ребенка; чтение и обсуждение с детьми подготовленных художественных рассказов, стихотворений, сказок, включающих эмпатические ситуации.

           Таким образом, развивающая работа с детьми и родителями старших дошкольников оказывается достаточно информативной, чтобы рекомендовать их в практику работы в ДОУ, центров детского развития при подготовке детей к школьному обучению.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бреслав, Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье / Г.М. Бреслав //Вопросы психологии. 1986, № 1. С. 41-47.
  2. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1975, № 2. С. 147-157.
  3. Григори, Н. Связующая нить: программа коррекции детско-родительских отношений / Н. Григори // Школьный психолог. 2000, № 28. С. 1-16.
  4. Сорокоумова, Е.А. Уроки самопознания в начальной школе / Е.А. Сорокоумова // Пособие для учителя. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999, 54 с.
  5. Сорокоумова, С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии /  Е.А. Сорокоумова  // Психология образования: профессионализм и культура. Докл. регион, научно-практ. конференции. — Н.Новгород, НИРО, 2005, С. 71-80.
  6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель // Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с немецкого. В 4-х т. — М.: Генезис, 1999.

 

Войти

Регистрация