0+



 

Опубликовано 21.04.2016г.

Автор: Иванова Екатерина Николаевна,

воспитатель,

МКДОУ ЦРР – детский сад № 5 г.Россоши

Одной  из  главных  задач  ФГОС  ДО  является  «охрана  и  укрепление физического  и  психического  здоровья  детей,  в  том  числе  их  эмоционального благополучия».  Высокий  уровень  двигательной  активности  –  важнейшее условие  не  только  физического,  но  и  умственного  развития  детей.  Однако  в детском  саду  образовательный  процесс,  не  связанный  с  усвоением образовательной  области  «Физическое  развитие»,   чаще  организован  так,  что подача  новых  знаний  происходит  на  фоне  минимальной  двигательной активности.  Постоянно  возрастающие  требования  к  уровню  умственного развития  и  образованности  детей,  необходимость  усваивать  большое количество  информации  в  условиях  острого  дефицита  времени  привели   к поиску  новых  форм  организации  образовательной  работы,  среди  которых наибольшее  распространение  получили  технологии,  основанные  на  основе интеграции  образовательных  областей. 

Исходя  из  поставленной  цели  – объединить  различные  виды  деятельности  детей  в  целостный  педагогический процесс – были определены следующие задачи:

-  формирование  осознанного  отношения  к  физической  активности  на основе освоения представлений и знаний о физической культуре;

-  формирование  практических  умений  и  навыков  на  основе  усвоения норм и правил окружающего мира;

-  повышение  уровня  физической  подготовленности  на  основе совершенствования  двигательных  умений  и  навыков,  а  также  развития двигательных качеств и способностей;

-  воспитание  потребностей  в  физическом  совершенствовании  на  основе формирования интересов и мотивов к занятиям с физическими упражнениями.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной  дидактики:  образование  должно  быть  не  большим  по  объему,  но емким.

Отличительные особенности интегрированных занятий:

- четкость, комплексность;

- логическая взаимообусловленность, взаимосвязь предметов;

- использование динамических пауз;

-  использование  большого  количества  разнообразного  наглядного материала, атрибутов, нестандартного оборудования.

Интегрированное  обучение  позволяет  увидеть  и  понять  любое  явление целостно,  а  интегрированные  занятия  представляют  собой  объединение нескольких  видов  деятельности.  Занятия  такого  характера  вызывает  интерес, способствует  снятию  перенапряжения,  перегрузки  и  утомляемости  за  счет переключения  детей   на  разнообразные  виды  деятельности.  В  своей  работе  я использую  следующие  формы  работы  с  дошкольниками:  занятия,  праздники, досуги, викторины, развлечения. Я  стараюсь  создавать  у  детей  устойчивую  потребность  в  сохранении своего здоровья, формируя ценностное отношение к нему. Отдаю предпочтение интегрированным  занятиям  по  различным  образовательным  областям, сочетающим  в  себе  познавательную,  речевую  деятельность  и  двигательную активность.  Эти  занятия  позволяют  эффективно  формировать  поведенческие навыки  и  потребность  в  здоровом  образе  жизни.        

Планирование  и  проведение совместной деятельности осуществляется с учетом принципов комплексности и тематичности.

Увлекательны  и  интересны  досуговые  формы:  праздники,  развлечения, викторины.  Их  задача  –  не  только  дарить  радость  от  встреч  с  любимыми произведениями,  с  героями  детских  книг,   решать  задачи  речевого  развития, развития творчества, нравственных качеств, но и физического развития детей. Даже  если  вслушаться  в  название  физкультурно-литературных  досугов: «Путешествие  по  сказкам»,  «Поможем  Федоре»,  «Путешествие  за  капелькой солнца»,  «Спасаем  доктора  Айболита»,  «Проделки  старухи  Шапокляк»,  то можно  понять,  с  каким  интересом  и  увлечением  дети  принимают  участие  в таких мероприятиях.

При  проведении  непосредственно  образовательной  деятельности  по образовательной  области  «Физическая  культура»,  я  использую  пройденный материал  по  образовательным  областям  «Познавательное  развитие»,  «Речевое развитие».  Какая  бы   ни  была  тема,  форма  занятий:  путешествия  и приключения  их  структура  является  неизменной. В  вводной части  -  создаётся проблемная  ситуация,  раскрывается  сюжет.  Это  повышает  мотивацию  к решению  поставленных  перед  детьми  задачи.  В  этой  части  использую различные виды ходьбы, бега, прыжки, в некоторых случаях сопровождаемые речевыми  комментариями,  счетом.  Обязательной  частью  каждой  игры-путешествия является  самомассаж,  который  также  сопровождается  речевой деятельностью.  Если  сюжет  НОД  имеет  природоведческий  характер,  то  я использую  приемы,  активизирующие  экологическое  мышление  и  творческое воображение.  Так  на  занятии  «Путешествие  в  осенний  лес»  мы  обобщили  и систематизировали  представления  о  времени  года,  устанавливали  причинно-следственные  связи  между  природными  явлениями,  выявляли  причины происходящих изменений, закрепляли правила поведения в природе. Прежде, чем  отправиться  в  путешествие,  дети  выполнили  массаж  спины  «Дождик», самомассаж  «Чтобы  ушки  не  болели»,  упражнение  на  дыхание  «Ветер», различные  виды  ходьбы  и  бега.  Преодолевая  «Полосу  препятствий»  дети развивали навык подлезания правым и левым боком, упражнялись в ползании по  гимнастической  скамейке  на  животе  и  с  мешочком  на  спине  на четвереньках.  Прибыв  на  «Лесную  полянку»  дети  закрепили  знания  о  разных видах  деревьев  в  играх:  «Шишки-желуди»,  «Волшебные  листья»,  выполнили ОРУ с листьями, пальчиковую гимнастику «Осенние листья»  -  развивая общую и  мелкую  моторику.  Обнаружив  «мусор»  на  «Поляне»,  ребята  вспомнили правила поведения в природе и убрали его в эстафете «Кто быстрее». Выполнив релаксационное  упражнение  «Теплый  ветер»  и  пройдя  по  «Волшебному мостику»  -  массажеру,  дети  закончили  свое  «путешествие»  и  вернулись  в группу.

Проводя  НОД  с  элементами  математики,  дети  закрепляют  понимание отношений  между  числами  натурального  ряда,  закрепляют  умение раскладывать число на два меньших и составлять  из двух меньших  -  большее. Дети учатся построению двойками, тройками, четверками по заданному числу или по карточке, построению в один или два круга по хлопку, карточке. В игре «Чья команда быстрее построится»  -  дети берут карточку с цифрой и строятся друг за другом от 1 до 10 и т.д.

Пристальное  внимание  уделяю  формированию  у  детей  привычки  к здоровому образу жизни, формирую знания об организме, правилах здорового питания, элементарной первой медицинской помощи. Путешествуя с детьми по стране  «Носарии»,  дети  закрепляли  знания  об  анатомо-физиологическом строении  носа,  выполнили  массаж  носа  «Улитка»,  ритмическую  гимнастику «Паровоз».  Рассматривая  иллюстрации  разных  видов  носов,  определяли,  чей он,  для  чего  необходим,  кто  и  как  его  использует.  Дети выполнили  комплекс упражнений  «Забавные  животные»,  пальчиковую  гимнастику  «Какая  у  кого песня».  Встретившись  с  Буратино,  объяснили  ему  значение  словосочетаний: «не  вешай нос», «совать  свой нос  в чужие дела», «весна на носу», подобрали соответствующие картинки. Дети научили Буратино ухаживать за своим носом,

составили  «Правила  здорового  носа»,  познакомили  с  самомассажем  «Носик-носик». Возвращаясь из страны «Носарии», дети упражнялись в перешагивании через  набивные  мячи,  в  прыжках  на  двух  ногах,  с  продвижением  вперед  и прыжках на правой и левой ноге.

Интегративный  подход  в  организации  различных  видов  деятельности помогает  повысить  мотивацию  детей  к  различным  видам  деятельности, способствует  укреплению  здоровья,  совершенствует  основные  движения  и  их координацию,  препятствует  утомляемости  и  перенапряжению,  оптимизирует процессы познания.

 Литература

1.  К.Белая, И.Павленко. Интеграция  -  как инструмент создания новой модели

ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» № 4, 2003 г.,

2.  Инструктивно-методическое  письмо  «О  гигиенических  требованиях  к

максимальной  нагрузке  на  детей  дошкольного  возраста  в  организованных

формах обучения».

Войти

Регистрация