0+



 

Опубликовано 24.04.2016г.

Автор: Андреева Светлана Сергеевна

ГБОУ «Школа № 2000» ДО здание № 6. Г.Москва

Воспитател

Конспект по развитию речи  в подготовительной к школе группе «Перелётные птицы»

Цель: Расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Задачи: 

Дать сведения о видах гнёзд и их размещении.
Уточнение и расширение представлений о перелётных птицах.
Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: картины времён года, раскраски где чьё гнездо, плакат с зимующими птицами, картинки перелётных птиц-грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, набор птиц зимующих и перелётных два плаката пустых с кормушкой и веточками дерева, карточки со словами КУКУШКА, СОЛОВЕЙ, ЛАСТОЧКА,СКВОРЕЦ

  1. Организационный момент. 

-У нас сегодня на занятии присутствуют гости из школы, давайте поздороваемся

(приветствие воспитанников к гостям)

    2. Вводная часть.
- Ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах, но вначале давайте вспомним, о каких птицах мы с вами говорили недавно?
(о зимующих) 
- Вспомните, какие зимующие птицы живут у нас?
(дятел, синица, воробей, голубь и т.д)
- Ребята, а чему их называют зимующие?
(т.к они не куда не улетают и зимуют здесь)
- Я открою вам один секрет, что кроме зимующих птиц есть птицы, которые прилетают к нам с наступлением весны.
- Как вы думаете, как их называют?
(перелётными)
И тема нашего занятия «Перелётные птицы», сегодня на занятии мы с вами поговорим о перелётных птицах, таких как ласточка, кукушка, грач, скворец, соловей, сегодня вы узнаете из чего они строят себе гнёзда. 
    3. Основная часть. 
Сейчас я вам прочитаю небольшое стихотворение, которое написал Самуил Маршак, послушайте внимательно:

На дворе звенит капель, 

По полям бегут ручьи, 

На дорогах лужи. 

Скоро выйдут муравьи, 

После зимней стужи. 

Пробирается медведь, 

Сквозь лесной валежник, 

Стали птицы песни петь, 

И расцвел подснежник.

- Как вы думаете, о каком времени года здесь говорится?

(о весне)

- Ребята, я вам предлагаю выполнить небольшое задание, из представленных времён года вам нужно найти весну.

(Воспитатель показывает несколько картинок, дети выбирают ту, на которой изображена весна)

- По каким признакам вы это определили?(проталины, половодье, почки набухают и т.д) 

- Раз у нас с вами наступила весна, значит, к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:

Всех перелётных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Взад – вперед по пашне скачет, 
А зовется птица - …грач 

- Правильно, это – грач.

- Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. - Как вы его понимаете?
(грачи первыми прилетают к нам весной) Считается, что с их появлением наступает весна. 
- Посмотрите на изображение грача.

- Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)
- Обратите внимание, какой большой у него клюв.
- Как вы думаете, чем он питается?

 (питается червяками, жуками, личинками, тем самым уничтожает вредителей). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

А эту птицу всякий знает: 
На шесте её дворец,
А зовут её- …. скворец.

Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. 

- Предлагаю угадать следующую птицу:


Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины. 
Для птенчиков стелю на дно 
Пуховую перину…( ласточка)

- Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце. 
- Она одна из птиц, которая пьёт и питается на лету? 

- Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?»… (кукушка)

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей.
Какую она имеет окраску?
(пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Отгадайте, кто же к нам ещё летит в гости:

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?... (соловей) 

Соловей – маленькая птичка, 
Какое она имеет оперение по цвету?
(коричневое оперение), маленький клюв, хвост и лапки. Как и все перелётные птицы питается ? Кто мне подскажет?...Жучками , червечками…

- Отгадали все загадки, молодцы.

Давайте встанем врассыпную, чтобы не мешать друг и проведём физкультминутку:

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут-покажем:

Крылья сложили назад.

 -Предлагаю вам разобрать слова на слоги и поставить ударение. Покажите звуки в наших словах

 Карточки со словами СОВА, ВОРОНА, ГРАЧ,УТКА

Полным ответом. В слове сова-2 слога, ударение падает на второй слог, первый звук с-твёрдый согласный, второй звук о-гласный, третий звук в-твёрдый согласный и четвёртый звук а-ударный гласный; в слове ворона…

Молодцы ребята-справились с заданием просто замечательно!

- А теперь я предлагаю вам составить плакаты-один с перелётными птицами, а другой с зимующими, для этого возьмите по одной картинке птицы и клей и поселите свою птицу на свой плакат.

(дети выполняют задание)

- Давайте вместе рассмотрим плакаты - правильно ли мы расселили наших зимующих и перелётных птиц?
- Хорошо справились с заданием, молодцы, вижу, что вы умеете различать перелётных птиц, от зимующих.
- Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых). 
- Ребята, вот птицы прилетели, но некоторые из них никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем, наша задача правильно расселить птиц по своим домикам. Для этого вам необходимо соединить стрелочками птицу с её домиком.
(Скворечник, гнездо на дереве, гнездо под крышей, гнездо на верхушке дерев).

- Ребята, я предлагаю вам поменяться работами и проверить друг у друга, правильность выполнения работы.
- Вот теперь у птиц есть дома - гнёзда, скворечники, а зачем они птицам? (в гнёздах, скворечниках птицы выводят птенцов)

Итог: 
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня беседовали на занятии? 
- О каких перелётных птицах? 
- Какая первая птица прилетаем к нам весной?
- Ребята, а зачем нам нужны птицы? (ответы детей).
- Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые растения губят - жуков, гусениц.

- Что интересного вы узнали о кукушке?
- Где строит себе гнездо ласточка?
- Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Спасибо всем за работу.

Войти

Регистрация