0+



 

Опубликовано 15.05.2016г.

Автор: Морозова Татьяна Владимировна

                                                                           воспитатель

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида  № 89 г.

Томск

Пояснительная записка:

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)- это один из основных видов деятельности, который  способствуют развитию творческих способностей ребенка. Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.

 Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, у ребенка уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает навыками, умениями, учится осознанно их использовать, развивает свой творческий потенциал.

 Актуальность:

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительным творчеством для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия окружающим.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном, беспредельном мире.

Цель программы:

Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя нетрадиционные материалы и техники.

 Основные задачи:

  • Развитие у детей чувства прекрасного и его понимания,
  • Пробуждение интереса и любви к искусству,
  • Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению с использованием принципа «от простого к сложному»
  • Развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения,
  • Развитие у детей способности эмоционально-эстетического восприятия   окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через рисунок.

Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

  1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
  2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщению к миру прекрасного.
  3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладеют дети на занятиях по изобразительной деятельности.
  5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
  6. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, посредством нетрадиционных способов.
  7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет (старшая группа), срок реализации программы 1 год.

Режим проведения: 2 раза в месяц. Занятость детей 25 минут.

 Ожидаемые результаты:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

 Формы подведения итогов: Оформление папки для родителей, открытые занятия для родителей, мастер – классы для совместной деятельности родителей и детей, выставка рисунков и поделок детей.

 Тематический план

   Тема

       Содержание занятия

Оборудование

  Литература

                                               Сентябрь

1.

«Осенний лес»

(штамп)

Предварительная работа:

Беседа о сезонных изменениях в природе осенью.

Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса.

Сбор листьев.

1.Организационная часть Прослушивание муз.произведения П.И. Чайковского «Времена года»

Физкультминутка «Мы листики осенние»

  1. 2. Практическая часть

Рисование осеннего леса с использованием природных материалов – оттиск листьев.

  1. 3.Итог занятия

Выставка работ детей.

Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе.

Иллюстраций с изображением осеннего леса. Белый лист бумаги, акварель, кисть, листья деревьев, салфетки.

 

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»       стр.55.

2.

«Осенний лес»

(Мокрая живопись)

Предварительная работа:

Беседа о сезонных изменениях в природе осенью.

Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса.

1.Организационная часть Беседа о прогулке по осеннему лесу

Физкультминутка «Мы листики осенние»

  1. 2. Практическая часть

Рисование осеннего леса с использованием нетрадиционной техники – мокрая живопись.

  1. 3.Итог занятия

Выставка работ детей. Уборка рабочего места.

Беседа о проделанной работе.

Иллюстраций с изображением осеннего леса. Белый лист бумаги, акварель, кисть, вода, губка, палитра, салфетки.

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»       стр.43.

Октябрь

1.

«Осенний натюрморт»

(набрызг)

Предварительная работа:

Беседа о дарах осени. Рассматривание иллюстраций с   изображением натюрмортов известных художников.

 1.Организационная часть Заучивание стих-я «Если видишь на картине…»

Физкультминутка «Мы сегодня рисовали…»

  1. 2. Практическая часть
  2. Рисование натюрморта методом «набрызг» с использованием трафаретов вазы, овощей и фруктов.
  3. 3.Итог занятия
  4. Выставка работ детей.

Уборка рабочего места.

Беседа о проделанной работе.

Иллюстраций с   изображением натюрмортов известных художников. Белый лист бумаги, акварель, жесткие кисточки( или зубные щетки), трафареты вазы, овощей и фруктов. , салфетки, баночки с водой.

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»       стр.53.

2.

«Осенний парк»

(коллаж)

Предварительная работа:

Беседа о сезонных изменениях в природе осенью.

Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса.

1.Организационная часть Беседа о прогулке по осеннему лесу

Физкультминутка «Мы листики осенние»

  1. 2. Практическая часть

Создание коллажа с использованием различных видов бумаги, различных видов изобразительного искусства (рисование, аппликация).

3.Итог занятия

Выставка работ детей.

Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе.

Иллюстраций с изображением осеннего леса. Белый лист бумаги, акварель, кисть, вода, палитра, цветная бумага, гофрированная бумага, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, салфетки.

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»       стр.43

Ноябрь

1.

«Цветные зонтики»

(пластилинопластика)

Предварительная работа:

Беседа о сезонных изменениях в природе осенью.

П/И «Солнышко и дождик»

1.Организационная часть Разучивание стих-я Л. Брайловского «Зонтик»

Физкультминутка «Отдых наш – физкульминутка…)

2. Практическая часть

Выполнение работы в стиле пластинопластика.

3.Итог занятия

Выставка работ детей.

Уборка рабочего места.

Беседа о проделанной работе.

Лист белой бумаги, с изображением зонтика, пластилин, салфетки.

 

2.

«Дикие животные»

(аппликация с использова-нием природных материалов)

Предварительная работа:

Беседа о сезонных изменениях в природе осенью, о жизни диких животных осенью.

Сбор гербария.

1.Организационная часть Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.

Физкультминутка «Мы листики осенние…»

2. Практическая часть

Выполнение аппликации

с использованием природного материала.

3.Итог занятия

Выставка работ детей. Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе.

Иллюстраций с изображением диких животных. Белый лист бумаги, ранее собранные листья, клей ПВА, кисточки для клея, салфетки.

 

Декабрь

1.

«Зимняя одежда»

(нитеграфия)

Предварительная работа:

Беседа о сезонных изменениях в природе зимой. Наблюдение за прохожими (во что одеты)

1.Организационная часть Рассматривание демонстративного материала с изображением зимней одежды

Физкультминутка «Поработали, ребятки!..»

2. Практическая часть

Выполнение аппликации

с использованием нитей разных цветов.

3.Итог занятия

Выставка работ.

 Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе.

Демонстративного материала с изображением зимней одежды. Заготовки в виде шапки, шарфа, варежки. Клей ПВА, кисть, ножницы, нити разных цветов.

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»       стр.67.

2.

«Зимний лес» (рисование с использованием парафиновой свечи)

Предварительная работа:

Беседа о сезонных изменениях в природе зимой. Наблюдение за деревьями. Разучивание стих-я А.С.Пушкина «Белая береза»

1.Организационная часть Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев зимний период.

Физминутка «Выросли деревья в поле…»

2. Практическая часть Рисование дерева (березы) с использованием парафиновой свечи.

3.Итог занятия

Выставка работ.

Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе.

Иллюстраций с изображением деревьев зимний период. Белый лист бумаги, акварель синего цвета, парафиновая свеча, губка, черный карандаш, вода, салфетки.

 

 

 

Январь

1.

«Белый медведь» (набрызг)

Предварительная работа:

Беседа о животных крайнего севера.

Рассматривание иллюстраций с изображением белых медведей

1. Организационная часть Заучивание стих-я  Н.Родивилина «Белый медведь».

Физкультминутка «Как на горке снег».

2. Практическая часть

Рисование техникой  набрызг с использованием трафарета белого медведя.

3.Итог занятия

Выставка работ.

Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе.

Иллюстраций с изображением белых медведей.  Белый лист бумаги, синяя акварель, жесткие кисточки( или зубные щетки), трафарет белого медведя, салфетки, баночки с водой.

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»       стр. 170.

2.

«Северное сияние» (мокрая живопись)

 

Предварительная работа:

Беседа о особенностях северного края – северном сиянии.

1.Организационная часть

Стих-е «Дальний Север – северок». А.Бургат

Рассматривание иллюстраций с изображением северного сияния.

2. Практическая часть

Выполнение работы с использованием техники «Мокрая живопись»

3.Итог занятия

Выставка работ.

Уборка рабочего места. Беседа о проделанной работе.

Иллюстраций с изображением северного сияния. Белый лист бумаги, акварель, кисточки, вода, губка, салфетки.

 

 Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»       стр.85.

                                  ФЕВРАЛЬ.

1.

«Синичкин календарь» (пластилинопластика)

 

Предварительная работа:

Знакомство детей с Творчеством А.Бианки

Чтение рассказа «Синичкин календарь» Рассматривание иллюстраций к рассказам.

1.Организационная часть

Стих-е и загадки о зимующих птицах.

Физминутка «Вот по сказке мы гуляли…»

2. Практическая часть

Выполнение работы в технике пластилинопластика.

3.Итог занятия

Уборка рабочего места.

Выставка работ. Беседа о проделанной работе.

Иллюстрации к рассказам А.Бианки.

Белый лист бумаги, трафарет синички, простой карандаш, пластилин, салфетки.    

О.А.Соломенникова «Радость творчества»  стр45.

 

2.

           «Расписные платки» (роспись по ткани)

 

Предварительная работа:

Знакомство детей с Павлово - посадским промыслом.

Рассматривание иллюстраций с изображением предметов народного творчества.

1.Организационная

Часть

Стих-е и загадки о  Павлово - посадском промысле.

Пальчиковая гимнастика «давай подружим пальчики…»

2. Практическая часть

Роспись платка

3.Итог занятия

Уборка рабочего места.

Выставка работ.

Беседа о проделанной работе.

Илл  Иллюстрации с изображением орнаментов платков,  гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки.    

 

 

         Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»       стр.109.

 

                                               МАРТ

1.

« Открытка для мамы – веточка мимозы» 

Предварительная работа:

Беседа о празднике «Международный женский день».

Разучивание стих-ний, посвященных маме.

1.Организационная часть

Беседа о первых весенних цветах, просмотр иллюстраций.

2. Практическая часть

Выполнение аппликации из мятой бумаги.

3.Итог занятия

Уборка рабочего места.

Выставка работ.

Беседа о проделанной работе.

Иллюстрации весенних цветов. Салфетки желтого цвета, цветная бумага (зеленая),  цветной картон (основа открытки),  ножницы,  клей, салфетки.

 

 

 

2.

         «Праздничный букет»

(использование штампов)

Предварительная работа:

Беседа о празднике «Международный женский день».

Разучивание стих-ний, посвященных маме.

1.Организационная часть

Просмотр иллюстраций

букетов, выполненных известными художниками.

2. Практическая часть

Выполнение рисунка с помощью штампа.

3.Итог занятия

Уборка рабочего места.

Выставка работ.

Беседа о проделанной работе.

Иллюстрации

букетов, выполненных известными художниками.

Белый лист бумаги, гуашь, кисть, штампы, салфетки.

 

 

                                                        Апрель

1.

  «Космос»

(граттаж)

Предварительная работа:

Беседа о космосе, планетах.

Загадки про космос.

1.Организационная часть

Пальчиковая гимнастика «В космос»

Знакомство детей с техникой рисования -  граттаж.

2. Практическая часть

Выполнение работ

3.Итог занятия

Уборка рабочего места.

Выставка работ.

Беседа о проделанной работе.

 

 

Белый лист бумаги, восковые мелки, гуашь синего цвета, кисть,        свеча, зубочистки, салфетки.

 

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»  стр.264.

2.

 «Весенние цветы» (кляксография с трубочкой)

 

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за первыми цветами. Просмотр иллюстраций.

Стих-я и загадки про цветы.

1.Организационная часть

Разучивание стих-я «Бутылочка чернил» Д.Чиарди.

Гимнастика для глаз «Подойдите, дети, к окну…»

2. Практическая часть

Выполнение работы в технике «кляксография» с использованием трубочек.

3.Итог занятия

Выставка работ.

Уборка рабочего места.

Беседа о проделанной работе.

Иллюстрации с изображением весенних цветов. Белый лист бумаги, палитра, гуашь, кисточки, вода, трубочки, салфетки.

 

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»  стр.144.

                                               Май

1.

     «Фрукты»

(точечная штриховка)

Предварительная работа:

Просмотр иллюстраций.

Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино»

1.Организационная часть

Загадки про фрукты.

Просмотр иллюстраций.

Пальчиковая гимнастика.

2. Практическая часть

Познакомить детей с техникой «точечная штриховка».

Выполнение работ

3.Итог занятия

Уборка рабочего места.

Выставка работ.

Беседа о проделанной работе.

Лист белой бумаги, шаблон яблока, груши, ватные палочки,       гуашь, простой карандаш.

 

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»       стр. 88.

2.

«Воздушные шарики»

(круговая штриховка)

Предварительная работа:

Игры с воздушными шарами.

Стихи и загадки про шарики.

1.Организационная часть

Просмотр иллюстраций шариков, выполненных в разной техники.

Познакомить с еще одним способом штриховки- круговыми движениями.

2. Практическая часть

Выполнение работы.

3.Итог занятия

Уборка рабочего места.

Выставка работ.

Беседа о проделанной работе.

Лист белой бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

 

Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»       стр. 88.

 Материалы и инструменты, необходимые для работы:

  1. Бумага разного цвета и формы.
  2. Акварельные краски.
  3. Гуашь.
  4. Восковые мелки.
  5. Баночки для воды.
  6. Кисти разного размера.
  7. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
  8. Клей ПВА.
  9. Ножницы.
  10.  Восковые свечи.
  11. Соленое тесто.
  12. Стеки и досточки для лепки.
  13. Салфетки.

 Методы и приемы:

Нетрадиционные техники:

- Набрызг- нанесение точечных капелек- брызг с помощью зубной щетки или кисточки с жесткой щетиной. В работе используется трафарет, гуашь или акварельные краски.

-Оттиск (штамп) - нанесения изображения с помощью предмета, на который нанесена краска.

-Мокрая живопись – рисунок наносится на лист бумаги, смоченный водой. Изображение получается размытое, не четкое, как будто смотришь через стекло или воду.

-Пластилинопластика-  Рисование пластилином картин.

-Нитеграфия- Создание орнамента с помощью нити

-«Проступающий рисунок» - (восковые мелки + акварель). Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту.

-Монотипия - (отпечаток)- лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. 

-Греннтаж-(гравюра) – натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом -  создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания, стекой  или палочкой процарапывают рисунок.

Вариант 2. На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.

-Аппликация с использованием природного материала.

-Точечная штриховка.«Рисование методом тычка» - (ватная палочка) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватная палочка) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.

-Штриховка круговыми движениями.

-Оригами- складывание фигурок из квадратного листа бумаги.

-«Обрывание бумаги» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется предмет или картина. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

Литература

1. Васильева М.А «Программа воспитания и обучения в детском саду»

2.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

4 Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»    

5. Соломенникова О.А. «Радость творчества»  

Войти

Регистрация