0+



 

Опубликовано 03.06.2016г.

Автор: Леонова Татьяна Алексеевна

воспитатель

МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 38 « Петушок»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

ОО «Познание»

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

Развивающие:

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

ОО «Коммуникация»

Образовательная:

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

Воспитательная:

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;

Развивающая:

-Обогащать словарный запас словами: ученые, эксперименты.

ОО «Социализация»

Воспитательная:

-воспитывать у детей умение работать дружно в коллективе.

Развивающая:

- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

ОО «Здоровье»

Развивающая:

- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

Образовательная:

- закрепление правил безопасного поведения во время проведения опытов в лаборатории

ОО «Труд»

Развивающая:

- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми).

Воспитательная:

- воспитание уважительного отношения к труду

ОО «Музыка»

Развивающая:

- обогащение музыкальных впечатлений у детей (шум ветра, звуки воздуха)

ОО «Физическое развитие»

Физкультминутка, дыхательная гимнастика

Предварительная работа: проектная деятельность, наблюдение, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы,указка, картинки о загрязнении воздуха.

Ход занятия:

В группу «залетает» Знайка в руках у него много шаров. (звучит музыка – шум ветра).

Знайка: Ой, где я оказался? Как много здесь детей!

Дети: В детском саду, в старшей группе.

Знайка: Раз я здесь оказался, тогда давайте здороваться и знакомиться. Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

Знайка: А вы, знаете, почему меня  назвали Знайка?

Дети: Потому, что хочешь много знать.

Знайка: Да я хочу много знать и все время узнавать что-то новенькое. Но больше всего я люблю делать разные опыты .

А хотите, я вас научу делать опыты и раскрывать разные тайны как настоящие ученые?(ответы детей)

А что мы с вами будем сегодня исследовать, вы должны догадаться, разгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Знайка: Правильно это воздух! А для чего нужен воздух?

Дети: Дышать.

Знайка: Сделайте глубокий вдох и выдох.(Дыхательная гимнастика)

Дети выполняют задание.

ДИД.ИГРА «Кому еще нужен воздух»(рассматриваем картинки)

-Асейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию, где будем проводить опыты с воздухом. Но прежде, чем отправиться в лабораторию давайте повторим правила поведения в лаборатории.

Дети: Не шуметь, не перебивать друг друга. А еще вы должны быть внимательными, аккуратными и спокойными.

Знайка: Прошу пройти в нашу лабораторию и занять свои места.

-Дети, а как вы думаете, где ещё находится воздух?

Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).

Знайка: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Знайка: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

Опыт1: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)

- Что в них находится? (воздух)

- Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

- Вот мы и открыли первый секрет воздуха: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

 Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой.(зачеркнутый глаз»)

(на доску выставляется карточка - символ)

- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

Опыт2 «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали второй  секрет воздуха.

- Запишем результаты опыта с помощью карточки.(«изображение человека»)

Физкультминутка(музыкальная)

 3 опыт «Имеет ли воздух запах?»

- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)

- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет:Третий секрет Воздух – не имеет запаха.(«нос)

ЗНАЙКА:  Да, ребята,  чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас.

4 Опыт с веерами

ЗНАЙКА:   Ребята, вы не расстраивайтесь, хоть мы и не видим воздуха, мы можем его почувствовать.  Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти веера. Помашите себе на лицо. Что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем ветер.

ЗНАЙКА:  А что такое ветер?

(Высказывания детей)

ЗНАЙКА Правильно – это движение воздуха. А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей). 

Воспитатель:  Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге, когда от ветра крутится вертушка.

И у нас посмотрите, есть вертушка. Ребята, а можем мы заставить вертушку крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем в наши волшебные палочки, и она оживет.

Мы узнали четвертый секрет (воздух может двигаться).

- Запишем с помощью вот такой карточки.(«качающееся на ветру дерево»)

 - В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.

- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? Ответы детей (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

На сегодня наши исследования закончены,давайте вспомним,что мы сегодня узнали о воздухе

Игра «Волшебный мяч»дети передают друг другу мяч и говорят, что нового узнали»

Итог ООД:

- Уважаемые исследователи, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.Медали ученого и воздушные шары. 

                                    Использованная литература:

 1. Тугушева Г. П.,   Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006

4. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.

Войти

Регистрация