0+



 

Опубликовано 03.08.2016г.

 

 Автор: Ушпик Елена Александровна, 

заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Родничок» п. Краснознаменский Щелковского муниципального района Московской области

 

Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 века Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей». Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них - права ребенка и их защита. История показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида, и что лозунги о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями.

Проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно-обоснованного комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.

Дети – не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая, ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества. Именно дети оказались незащищенными  в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из-за жесткого с ними обращения, рост количества дел о лишении родительских прав и социального сиротства – неутешительные факты из жизни российского государства постсоветского периода. Подтверждение тому официальная статистика: за последние несколько лет происходит, постоянное, ухудшение положения детей, отмечается многократный рост посягательств на их права, в том числе семейные.

Анализ семейного законодательства показал, что российский ребенок наделен определенным комплексом прав. Между тем реализация прав ребенка, признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей.

 Полным ходом идет запись детей в детский сад. Малыши с трепетом ждут начала очередного этапа своей жизни – когда они впервые переступят порог детского сада и на целый день останутся без мамы и папы. Настоящая тренировка самостоятельности и терпения!

Родители, в свою очередь, тоже ждут поступления ребенка в детский сад – только, как правило, их чувства намного ярче и многогранней. Волнение, грусть, озабоченность, страх – и это только некоторые из тех эмоций, которые испытывают родители будущего детсадовца. Важным вопросом при поступлении ребенка в детский сад также являются права ребенка в детском саду. Мало кто из родителей в точности знает, на что имеет право их ребенок при посещении детского сада, что приводит к непониманиям и конфликтам.

 Занятие: «О правах – играя».

Цель: Дать детям общее представление об  их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Материал: Книга, на обложке которой написано «Права ребенка». Костюм Бабы Яги. Дом Бабы Яги. На каждого ребенка – подушка-«думка», искусственный цветок (вырезанный из плотной бумаги силуэт), иконы-символы: «Все имеют равные права», «Имя детям, «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота».

Музыкальное оформление: аудиозапись с голосами лесных птиц.

В групповой комнате отведено место для подвижных игр, где стоит дом Бабы Яги, покрытый белой тканью (перед ним разложены подушки, сбоку выложены цветы).

Ход занятия:

Воспитатель: Я рада нашей встрече. Сегодня мы знакомимся с одной занимательной книгой. Она называется «Права ребенка». Это чудо-книга расскажет вам о правах детей.

Баба Яга: (забирает книгу у воспитателя). Малы вы еще права изучать! А эту книгу я почитаю. (Уходит в зону подвижных игр, прячется за своей избушкой).

Воспитатель: Ну и Баба Яга! Отобрала нашу книгу, и была такова! Что же нам теперь делать? (ответы детей).  Правильно, давайте ее догоним и вернем нашу книгу.

Воспитатель (указывает на дом, покрытый белой тканью). Вот за этой снежной горой в лесу живет Баба Яга. Трудно через гору перебраться, но нам помогут волшебные тучки (указывает на подушки). Садитесь скорее, и – полетели. Мы летим очень быстро, поэтому закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! Держитесь крепче за тучки! Чувствуете, как быстро мы летим? Вот уже и гора позади.

Включает магнитофон с записью голосов птиц. Медленно увеличивает звук. Снимает ткань с дома Бабы Яги.

Воспитатель: Слышите? Птицы поют. Мы подлетаем к лесу. Открывайте глаза. Приземляемся на поляне. Вот избушка Бабы Яги. Постучим?

Баба Яга: Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду.

Воспитатель: Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые. Ты даже птиц своим криком напугала.

Баба Яга: Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?

Воспитатель: Да, Баба Яга, мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас украла.

Баба Яга: Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы на эту книгу н6икаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге написаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-Разбойника. А еще дети, которые верят в Бабу Ягу и Кащея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной национальности с ней. Вот так!

Воспитатель: Как вы думаете, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? Конечно, нет. Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи и в кого вы верите. (Раздает жетоны-символы «Все имеют равные права»). Так что, Баба Яга, ты не права, верни нам нашу книгу.

Баба Яга: Ой-ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка, подойди ко мне вот ты, номер один.

Воспитатель: Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них ведь есть имена, у каждого свое.

Баба Яга: Имена? А зачем им давать имена, если дети все маленькие, все одинаковые? Обойдутся номерами.

Воспитатель: Вы согласны, что все дети одинаковые? (ответы детей). Докажите это Бабе Яге. ( У одного ребенка черные волосы и голубые глаза, он высокий и медлительный. Другой ребенок светловолосый, кареглазый, с веснушками. Он очень веселый и ловкий. И т.п.) Ну что, Баба Яга, убедили мы тебя? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя? (Раздает жетоны-символы «Имя»).

Баба Яга: Хорошо, признаю за вами это право.

Воспитатель: Тогда давайте представимся Бабе Яге, а эхо нам поможет.

Проводится игра «Эхо». Дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, остальные хором их повторяют.

Воспитатель: Теперь, Баба Яга, верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.

Баба Яга: Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.

Воспитатель: Это еще почему?

Баба Яга: Потому что книги читать имеют право только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – дети врачей.

Воспитатель: ну, ты и наговорила. Дети, как вы думаете, справедливо то, что сказала Баба Яга? (ответы детей). Баба Яга, каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение, и обучение. (Раздает жетоны-символы «Дом», «Лечение», «Обучение». Баба Яга уходит в свой дом).

Воспитатель: Мне почему-то стало жалко Бабу Ягу. Может, она потому плохие поступки совершает, что никто ее не любит, никто о ней не заботится. Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и вы. (Раздает соответствующие жетоны-символы). Бабу Ягу даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте это мы сделаем. Сорвем по цветочку и ей подарим. Собирают цветы, стучаться в дверь избушки. Баба Яга выходит. Дети поздравляют ее с днем рождения и дарят ей цветы. Баба Яга смущается, благодарит.

Воспитатель: Нам пора возвращаться. Седлайте ваши тучки, и полетим домой.

Баба Яга: Подождите! Возьмите вашу книгу. Я ведь тоже способна на хорошие дела.

Воспитатель: Спасибо, Баба Яга. Приходи к нам в гости. У нас есть еще много интересных книг. До свидания.

Баба Яга: До свидания. Спасибо за приглашение, я обязательно приду.

Воспитатель: Все на месте? Полетели! Не забудьте закрыть глаза.

(Включает магнитофон с записью птичьих голосов, на дом Бабы Яги набрасывает ткань. Баба Яга уходит).

Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома мы опять. (Встают с подушек, уходят с места для подвижных игр).

Понравилось вам путешествие?  А что больше всего понравилось?  (ответы детей). О каких своих правах вы сегодня узнали? (Ответы детей с опорой на жетоны-символы). Молодцы, запомнили свои права. Мы еще раз встретимся с этой книгой, которая познакомит вас и с другими правами. Спасибо всем. Мне было очень приятно и интересно с вами.

 Литература:

1. Общая теория прав человека / Рук-ль авт. коллектива и ответ, редактор Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 29 30: Витрук HB. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 25-34; Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М„ 1978. С. 119-135; Матузов НИ. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 75; и др.

2. Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект)/Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СГАП, 2005. (21,0 п. л.). Рецензия: Борисова Н.Е. // Государство и право. 2006. №7. С. 123 - 124.

3.  Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)

4.  Декларация прав ребёнка (1959 г.)

5.  Семейный кодекс Российской Федерации.

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
7.   Закон «Об образовании» 

Войти

Регистрация