0+



 

Опубликовано 06.08.2016г.

 Автор: Тимофеева Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

«Гимназия-интернат №34» г. Нижнекамска РТ

 

Цели урока: изучение повести А.С.Пушкина «Пиковая дама», развитие навыков анализа художественного произведения у  учащихся; помочь учащимся уяснить  идейно-нравственный смысл повести.  

Оборудование к уроку: доска и  стена кабинета, на которую обращены глаза учащихся, увешаны портретами современников  А.С.Пушкина, видами Петербурга, между которыми помещаются изображения  игральных карт разных мастей, оценочные суждения о повести «Пиковая дама»; в центре – изображение автора произведения и портрет Голицыной; старинное кресло; проектор, кинофрагмент эпизода «Германн в кабинете графини»;  музыкальная запись вальса.

Учитель. В 1833 году в Болдино А.С.Пушкин написал небольшую повесть «Пиковая дама». Через несколько месяцев она была напечатана в «Библиотеке для чтения» и сразу привлекла внимание современников (прочитать несколько мнений из приведенных на стене), даже царский двор был от неё в восторге. Попробуем определить тему этого нашумевшего произведения А.С.Пушкина. Следует обсуждение темы повести. (В данном случае и далее основные выводы учащиеся записывают в тетрадь)

Итак,  «Пиковая дама» -  это произведение о том, как стремление к обогащению привело героя к гибели, как желание  разбогатеть за карточным столом обернулось безумием.

Обратим внимание на то, что, как и в повести «Капитанская дочка», в  произведении есть эпиграф: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Вспомним, что такое эпиграф и подумаем над его смыслом.

Учитель. Пиковая дама - эта карта сыграла роковую роль в судьбе главного героя повести инженера Германна. Он не должен был полагаться на неё, так как  карта обозначает тайную недоброжелательность, враждебность к игроку.

В основе сюжета  лежит история, которую писатель не выдумал. Прототипом старухи графини  явилась княгиня Голицына, одна из петербургских знакомых Пушкина. Это историю из её жизни  рассказал Томский в 1 главе.

Послушаем рассказ самой графини Анны Федоровны о том, что с ней произошло в молодости, когда она  жила в Париже и была там в большой моде.

Монолог графини (театральный приём). Ученица «в образе», в соответствующем костюме, с веером в руках, сидя в кресле, произносит от 1 лица  историю, рассказанную Томским в 1 главе повести.

- Эту  загадочную историю, как и вы сейчас, услышал бедный военный инженер Германн. Давайте с ним познакомимся поближе. Расскажите о нём. 

Далее обсуждается  характеристика героя.  Она может быть подготовлена  и  заранее кем-то из учеников. В ней необходимо подчеркнуть, что  Германн – бедный человек, который     строго  выполнял   завет отца,  не тратил  деньги  за карточным столом, а скромно жил на  проценты с завещанного отцовского капитала.

Беседа по вопросам:

- Почему Германн, никогда не игравший, постоянно наблюдает за игрой других? О чём  говорит это постоянное внимание к игре?

- Как подействовала на Германна история о трёх картах?

- Что придумал Германн, чтобы узнать тайну  заветных карт?

- Чтобы приблизиться к графине, Германн решил использовать её воспитанницу Лизу. Расскажите о ней. (Ответ на вопрос может быть подготовлен заранее кем-то из учеников)

- Почему автор назвал Лизу «домашней мученицей»? О чём, по-вашему, мечтала эта бедная девушка?

- Почему Лиза поверила, что незнакомец  полюбил её?

Девушка, мечтающая выйти замуж и избавиться от капризной старухи,  назначила  Герману свидание. Ночью  он незаметно проник в дом и спрятался в кабинете графини.

Просмотр кинофрагмента «Германн в кабинете графини» и обсуждение эпизода:

- Почему напуганная графиня не сказала, какие карту помогут Германну выиграть?

- Старуха клялась, что история с картами – выдумка, шутка. Почему Германн не верит ей?

- Германн  абсолютно поверил в то, что  графиня знает  комбинацию  карт, которая  гарантирует  выигрыш. Нужно только узнать, на какие карты ставить. Несколько недель он только и думал, как добраться до графини и  заставить её назвать три счастливые карты. Но старуха умерла от ночного кошмара, так ничего и не сказав. Почему же после её смерти  Германн пришёл в комнату Лизы? Ведь он её не любит и она ему не нужна.

Учитель. Германнну не жаль Лизу. Ему просто хочется завершить эту историю, и он как есть, не подбирая слов и выражений, рассказал девушке, как притворился влюбленным, чтобы попасть в дом и без свидетелей поговорить с графиней и выведать тайну трёх  карт. Что всё он делал ради денег, а Лиза была его «слепой помощницей».

Незадолго  до трагической развязки на балу состоялся интересный разговор Лизы и Томского, в котором речь зашла о Германне.

Инсценировка  (эпизод из 4 главы  повести). Танец Лизы и Томского. Юноша и девушка в костюмах  танцуют вальс  и под музыку  произносят  диалог:

Лиза. Вы только что спросили  у графини дозволения представить ей  своего приятеля. Он военный инженер?

Томский.  Нет, он конногвардеец. Но у меня есть знакомый инженерный офицер. Человек очень замечательный.

Лиза. Кто же этот замечательный человек?

Томский. Его зовут Германном. Этот Германн – лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, на его совести по крайней мере  три злодейства. Как вы побледнели!

Лиза. У меня голова болит…

Учитель. Томский во время мазурки шутил, предполагая, что Лизе нравится его приятель. Но в конечном итоге он оказался прав.

-  В каких  трёх преступлениях  виновен Германн?

В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что главный герой виноват в преждевременной смерти графини; он жестоко использовал бедную Лизу, разбил её сердце, веру в любовь; и третье преступление он совершил против себя.

Прочитаем, как Германн провел день после похорон графини ( 5 гл.). Он «был расстроен», «пил очень много», «спал не раздеваясь». А.Пушкин не случайно обратил наше внимание на эти детали в поведении героя  пред появлением привидения. Автор нам подсказывает, что  фантастический сон - это результат больной совести, волнения, выпивки. Не должен человек доверять тому, что он представил в состоянии опьянения. А Германн не поверил живой графине, зато доверился  привидению.

-Посмотрите, как изменилось поведение Германна в последней главе в сравнении с первой.

Германн по отцу немец. Он жил очень расчетливо, берёг отцовский капитал. И хотя он был азартным человеком, никогда не играл в карты, «боясь потерять последнее в надежде приобрести излишнее». Но он настолько поверил легенде о трёх  счастливых картах, что нарушил  обещание, данное отцу, изменил своей привычке и стал играть. Он хотел «вынудить клад у очаровательной фортуны», как сказал А.С.Пушкин.

- Чем закончились игры с фортуной для Германна?

- А почему несчастная Лиза в конце концов нашла своё счастье?

Обсуждение последних вопросов  позволит раскрыть нравственную суть произведения А.С.Пушкина.  Дети приходят к выводу, что Германн  наказан судьбой, он проиграл состояние отца;   не выполнил наказ  старухи жениться на Лизе. Узнав тайну трех карт,  он  не пошёл  к обиженной им  девушке и  вообще   ни в одном своём преступлении  не раскаялся. А  счастье  Лизы  было оплачено глубоким раскаянием и страданием. Герой  жажадал денег, богатства, успеха, верил, что за годы самоограничения, скромного прозябания   будет вознаграждён за карточным столом. Все свои деньги он поставил на карты, названные привидением, – и проиграл. «Дама ваша убита»,- итог игры Германна с фортуной. Карты, которым  он доверился, привели его к безумию.  Так автор замечательной повести «Пиковая дама» показал нам, что преступление не может привести человека к счастью, а игры с судьбой опасны и бессмысленны. 

Войти

Регистрация