0+



 

Опубликовано 16.08.2016г.

 

Автор: Нурбакова Анна Евгеньевна, воспитатель

МБДОУ «ЦРР-ДС №9» г.Братск

 

Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

В игре находят выражение основные потребности ребен­ка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоя­тельности, активному участию в жизни взрослых. Играя, ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохра­нились в его опыте.  В игре дети действует самостоятель­но, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В дошкольном возрасте ребенок пробует управлять играми, придумывать интересные роли. Трехлетний малыш начинает представлять себя взрослым, хочет действовать самостоятельно. Играя, он пробует поступать, как делают взрослые люди, как родители, бабушки, дедушки. Например, девочки берут на себя роль мамы, укладывают кукол спать в кроватку, поют им колыбельные песенки. Мальчики обычно изображают роль папы, "ходят на работу", "зарабатывают деньги", "ездят на машине". После "работы" малыш показывает, как он "приходит домой", "читает газету". И девочки, и мальчики своим голосом, речью, жестами показывают, что они "большие". Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей сте­пени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения. Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления. Од­ним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д.Ушинский. Он об­ратил внимание на воспитательную ценность образов во­ображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

 Ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. Поэтому сюжетно-ролевая игра важна для формирования гармонически развитой личности, способной принимать решения, проявлять инициативу. Именно в ней развиваются произвольное внимание и память, а также целенаправленность действий. Играя, дети вступают в  отноше­ния  взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П.Усова). Возможности игры огромны в удовлетворении при­сущей ребенку потребности в общении.

Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.  Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

Связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.                                                                                                                 Развитие связной речи в игре неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и развития словаря, формирования грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Содержание сюжетно-ролевых игр по восполнению пробелов в развитии связной речи направлено на активную работу по:

  • Уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • Дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
  • Установлению связности и последовательности высказывания.

Сюжетно-ролевая игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученные во время наблюдений, экскурсий.

Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль. Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Для взаимодействия детей в игре большую роль играет фор­мирование между ними положи­тельных взаимоотношений. Необходимо проводить  беседы,  индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в общении и поведении, развивать коммуникативные умения детей, используя различные игровые сюжеты. Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Дети должны договариваться, как играть и воспитатель их этому учит. Взрослый направляет, как самостоятельно планировать содержание игры, распределять игровые предметы и роли, организовывать игровое пространство. Если ребенок в старшем возрасте хорошо играет, то к концу дошкольного возраста он уже не только играет, но и умеет договаривается, как играть.

Таким образом, через игру активно развивается речь ребенка. И наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Групповая комната вдруг превращается в больницу или в магазин, а играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей.  Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизни. Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывают также и дидактические, настольно-печатные игры. Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие.  Игра – всегда общение, инициатива, фантазия, эмоции. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. 

Войти

Регистрация