0+



 

Опубликовано 20.09.2016г.

Авторы:

Патрикеева Татьяна Николаевна, старший воспитатель, МДОУ «ЦРР-д/с №183» г. Магнитогорска; 

Евстегнеева Галина Николаевна, музыкальный руководитель, МДОУ «ЦРР-д/с №183» г. Магнитогорска; 

Мурзина Светлана Владимировна, музыкальный руководитель, МДОУ «ЦРР-д/с №183» г. Магнитогорска; 

Гаврилюк Светлана Владимировна, воспитатель, МДОУ «ЦРР-д/с №183» г. Магнитогорска

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать ее, стать подлинным патриотом» (С.  Михалков). 

 

Чем определен  выбор педагогической идеи?  

1.Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного края, особенностях русских традиций. 

2.Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. 

3.Недостаточно сформирована система взаимодействия с родителями по проблеме воспитания гражданско-патриотических чувств  в семье. 

4.Современный ребенок лучше ориентируется в понятии «виртуальный мир» нежели в понятии «реальная жизнь». Это связано с тем, что современные родители больше свободного времени проводят за компьютером, подражая взрослым,  дети с раннего возраста уже держат в руках сотовый телефон и манипулируют с ним, а старшие  свободно управляются с компьютером, сначала учатся компьютерным играм, а затем подвижным во дворе. 

5.Теперь, когда ничего не нужно делать своими руками, а все можно заказать в интернете или кутить уже готовое,  у детей не развивается воображение и желание мастерить своими руками, а раньше девочки целыми дворами шили одежду по русским традициям, мальчики делали богатырское снаряжение, теперь все это считается примитивным и старомодным. Таким образом,  мы постепенно отходим от окружающей действительности с помощью собственного опыта.

 Когда происходит  ознакомление и познание  истории родного края, его развитие, через народные традиции, то дети смотрят на мир «широко открытыми, восхищенными глазами», открытие нового и прекрасного в столь обыденных вещах, для взрослых.  

И поэтому, работая с детьми,  мы позаботились о том, чтобы дети могли смотреть, познавать, восхищаться реальным миром, а не виртуальным. 

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, к земле на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры помогает в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Педагогическая позиция заключается в оказании детям социокультурной помощи, поддержке, содействия в их открытиях и понимании мира, культурного пространства, своих чувств,  возможностей и способностей. 

Реализация нашей воспитательной системы  невозможна без знаний, традиций  своей Родины, своего края, поэтому наш коллектив на протяжении 11 лет работает по проблеме приобщения детей к народной культуре и формирования патриотических чувств и гражданственности в условиях полиэтнического поликультурного сообщества. Известно, что восприятие ребенком истории родного края, социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладения элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетенция» [1], предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. 

Поэтому при создании нашей  модели воспитательных систем перед собой мы поставили следующие цели и задачи: 

Цель: 

формирование патриотических чувств и гражданственности у воспитанников в процессе реализации воспитательной системы  «Горенка»  

Задачи: 

-воспитывать у детей интерес к родному краю, природе, достопримечательностям  края, ярким событиям его прошлого и настоящего, культуре и традициям  своего народа; 

-знакомить детей с отдельными наиболее яркими событиями из истории родного края; 

-воспитывать у детей активное эмоционально-положительное отношение к национальной культуре Южного Урала; 

-развивать у детей чувство национального самосознания, уважения к культуре различных народов; 

-стимулировать и поощрять добрые трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе Южного Урала; 

-воспитывать у детей чувство гордости за родной край его достижения и культуру.  

Идеи: 

 -единства человека и природы; 

- культурных традиций народов края; 

- разумности и гуманности; 

- любви к родному краю.  

Принципы: 

  1. Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: влияние всех разделов воспитательной системы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
  2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
  3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с историей родного края и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  4. Принцип преемственности. Преемственность – это связь между историческим прошлым и настоящим, различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
  5. Принцип принятия ребёнка как данности.  

Направления деятельности:способствовать реализации личностно-ориентированных форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, поиску нетрадиционных путей взаимодействия с семьей, воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, уважение к людям разных национальностей, приобщение к здоровому образу жизни; развитие творчества. 

Изучение социокультурных основ потребовало определения методологии, которая базируется на конкретных научных подходах. Наша модель включает три блока: мир природы, мир людей, предметный мир. (рис.1) 

  

Рис.1 Содержание знаний об окружающем мире.  

Необходимо отметить, что наиболее сложным для нас являлся вопрос о приобщении ребенка к социальному миру, поскольку в условиях социально-экономических изменений произошла и переоценка многих духовных ценностей, поэтому человеческая деятельность служит стержнем системообразующим фактором общественного развития (по теории В.А. Глуздова, В.В. Ильина и др.). Именно деятельность человека позволила объединить все составляющие окружающего мира  в единое целое и представить это следующим образом (рис.2) 

  

Рис.2 Составляющие окружающего мира  

Подобный подход выводит нас на теорию ландшафта, в соответствии с которой «формы человеческой деятельности в той мере способны выжить в ландшафте, в какой они сами дифференцированы в соответствии с ландшафтом» (В.Л. Каганский). Это является важнейшим принципом –целостного восприятия мира. Этот принцип реализует идею о единстве человека и природных основ жизни на Урале. Следовательно, если исходить из теории Л.С. Выготского, предмет можно рассматривать в качестве своеобразного передатчика культуры. В этом контексте ребенку становится понятным и объекты культурного наследия, представленные произведениями искусства: скульптуры и живописи, прикладного искусства, народных промыслов и архитектуры, поэтому знакомя детей с историческим прошлым родного края, сделали акцент на культурном облике  станицы Магнитной и родного города, показывая это как результат огромной созидательной деятельности всех предшествующих поколений. Все эти подходы легли в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с окружающим миром и родным краем.  

  1. Системный подход – представленный на разных уровнях: 

  

Рис. 3. Система взаимодействия человека с окружающим миром                                

 - окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром (рис.3); 

- усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира (системообразующий фактор деятельности человека); 

- усвоение детьми системных знаний о социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий. 

Исходя из этого, нами за основу был взят новый фундаментальный принцип построения программ развития дошкольников, сформулированный  Н.Н. Поддьяковым: принцип оптимального  соотношения процессов развития и саморазвития. 

  1. Диалектический подход – обеспечивает  у детей формирование начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда мы даем знания исторического характера отражающее взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей- способность прогнозирования изменения предметов и явлений окружающего мира. Таким образом, овладение детьми начальными формами диалектического подхода к анализу окружающих предметов и явлений служит предпосылкой для формирования у детей так называемых «методологических» знаний, на основе которых в дальнейшем складывается мировоззрение.
  2. Культурологический подход – подчеркивает ценность уникальности путей развития родного края на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культурных),  а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. 

В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края, олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе. В основу систематизации знаний о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры. 

(рис.4) 

На наш взгляд, усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени детства будет способствовать не только формированию представлений, а целостной картины мира, но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений понять диалектику исторических событий. 

При ознакомлении детей с родным краем подчеркивали отражение исторической преемственности станицы и города, где раскрывали самые разные аспекты казачьей жизни, отражение их быта, обычаев, традиций, праздников, ментальности Уральского казачества, которые продолжают сохраняться в настоящее время 

  

Рис. 4. Взаимосвязь содержания знаний о родном крае  

Жизнью Уральских казаков правила Красота, нашедшая свое отражение не только в поступках и характере людей, но и в названиях улиц и местечек, в планировке и построении домов, интерьере и убранстве жилищ, даже в процессе приготовления незатейливой пищи и ее наименовании (например, супчик «гусиное молоко»; лепешки - кральки, дома декоративно украшались резьбой по дереву - окна, фризы; в домах были дворы – передний и задний, лестница вела на поветь- навес, амбар и сараи имели плитняковые стены), а городские дома –многоэтажные  и тд. 

Овладевая таким подходом к познания родного края, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В соответствии с этим был определен один их основных критериев отбора знаний исторического характера для дошкольников, образно названный нами «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлено соответствующей наглядной представленностью (по «принципу айсберга»): наличие памятников архитектуры и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса  в прошлое. Исходя из этого, мы посчитали целесообразным познакомить детей с историей возникновения казачьей станицы Магнитной, с биографией многих замечательных людей, прославивших казачий род, город в честь которых были воздвигнуты памятники (первой палатке, первым комсомольцам, сталеварам, А. Грязнову, Б. Ручьеву). 

Ознакомление детей с родным краем ведется во всех видах деятельности (совместная, специально организованная, самостоятельная) и по нескольким направлениям (рис.5) 

  

Рис.5 Ознакомление детей с родным краем  

Особое внимание уделено технологическому блоку. При разработке технологии ознакомления с окружающим родным краем за основу взяты методы предложенные С.А. Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н. Поддъякова. 

1.Методы повышающие познавательную активность: 

-элементарный и каузальный анализы (причинные связи); 

-сравнение;

 -моделирование и конструирование; 

- экспериментирование и опыты; 

2. Методы, стимулирующие эмоциональную активность: 

- игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации;

 -сюрпризные моменты; 

-элементы новизны; 

-юмор и шутка. 

3. Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности; 

-перспективное планирование, проектирование; 

-развитие потребностей через другую деятельность обогатить настоящую. 

4. Методы обучения и развития творчества: 

-эмоциональная насыщенность окружения; 

-мотивирование детской деятельности; 

-исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); 

-прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предметы и явления в движении –прошлое, настоящее, будущее); 

-игровые приемы; 

-юмор, шутка; 

-детское экспериментирование, проблемные ситуации и задачи; 

-вопросы, задаваемые детьми; 

-неясные знания, догадки, предположения.  

В соответствии с этими методами разработан алгоритм технологии ознакомления детей с окружающим миром, представлен в таблице (табл.1) 

Таблица 

Алгоритм технологии ознакомления детей с родным краем  

Компоненты

Характеристики, цели

Вступительная часть

Заинтересованность детей, поставить их в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности». Важно вызвать у них:

-яркие положительные эмоции;

-мотивацию деятельности;

-игровую позицию;

Информационная часть

Создать познавательные рассказы для детей со следующими требованиями:

-возрастная адресность, доступность;

-краткость, конкретность;

-информационная насыщенность;

-взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего;

-использование наглядности (фото, моделей, схем, презентаций).

Проблемная часть

Стимулировать умственную активность детей. Создаются проблемные ситуации по типу «А если, то…(в будущем)», для решения которых используются:

-гипотетическое экспериментирование;

-детское экспериментирование;

-неопределенные проблемные знания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов.

Стимулирование детских вопросов

Отгадывать предмет с помощью игры «Что в волшебном сундучке?». Формируется способность проблемного видения окружающих предметов и явлений. Дети задают вопросы, которые служат своеобразным планом определяющим характер обследования объекта:

-предмет характеризуется по цвету, форме, величине, временным, пространственным показателям;

-фотография-по месту, времени, названию события, которому посвящен памятник на ней. Постепенно количество вопросов сокращается. В итоге составляется рассказ об отгаданном предмете.

Символизация

Выразить свое эмоциональное отношение к предмету в песне, танце, рисунке и тд. Осуществляется связь с другими видами детской деятельности, а также интеграция образовательных областей:

-познавательно-исследовательской;

-игровой;

-продуктивной (художественно –ручной труд, изо);

-коммуникативной;

-чтение;

-музыкально-художественной(театрализация, праздники, развлечения).

Во вступительной части важно заинтересовать  детей, создав такую ситуацию, чтобы им самим хотелось узнавать новое. 

Особого внимания педагогов требует информационная часть непосредственно образовательной деятельности. Поскольку детям даются достаточно сложные знания, чтобы избежать перегрузки, адаптированные рассказы должны отвечать определенным требованиям. 

Следующая структурная часть – проблемная. Важно чтобы на этом этапе произошло как бы «перераспределение» знаний – из четких и ясных в область неопределенных и неясных (в виде догадок, предположений и наоборот). Следует помнить, что проблематизация – важнейшее условие поддержание высокого уровня умственной активности детей  должна осуществляться по основным существенным линиям и направлениям. 

Принципиально важным структурным компонентом является часть технологии, предполагающая стимулирование детей к постановке вопроса. Как основного показателя их познавательной активности. Именно на это обращается особое внимание при проведении НОД, так как при традиционном подходе вопросы в основном задает педагог, и дети привыкают лишь отвечать. С этой целью разработаны серии дидактических игр и упражнений по типу «Что в волшебном сундучке», где основной задачей является научение детей умению формулировать вопросы, причем к вопросам предъявляются определенные требования. Включение детских вопросов в процесс познания окружающей действительности, также создает определенную проблематизацию, которая проявляется в виде догадок, предположений, что служит основой формирования способности прогнозирования и творческого мира детьми. 

В заключительной части, условно названной нами «символизация» (по Л.А. Венгеру),  важно предоставить детям возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации, проявив себя в разных видах деятельности (песня, танец, изо-деятельность). 

Чрезвычайно важно было соблюдать предложенную последовательность частей, поскольку они логически взаимосвязаны, а исключение какой либо из них уменьшает эффективность развивающей составляющей разработанной технологии. Кроме этого нами при построении НОД широко использовали элементы ТРИЗ. Таким образом познания родного края превращалось в захватывающий, интереснейший процесс совместного со взрослым «открытия мира». 

Идея воспитания гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится государственной, так как разработана даже федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора, интеграции социальных и педагогических условий в гражданско-патриотическом воспитании чувств дошкольников, рассматривают национально-региональный компонент, при этом делается акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. 

Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей, от одного поколения к другому. При этом естественным образом меняется позиция взрослого, поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н. Гусинский), то он становится соучастником процесса совместного познания окружающего мира. В этом специфика и нашего подхода, базирующегося на социокультурных основах ознакомления с родным краем, формирование патриотических чувств и гражданственности. 

В этом контексте гражданско-патриотическое воспитание чувств является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой нами работы по ознакомлению детей с родным краем. 

Культурно-образовательная среда ДОУ 

ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей среды обеспечивающей: 

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей; 

-высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества; 

-гарантирующую охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; 

-комфортный, по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам. 

Учитывая данные условия, мы постарались нашу среду организовать следующим образом, чтобы социокультурная среда была конкретная, непосредственно - данная каждому ребенку, социальное пространство, посредством которого  он активно включается в культурные связи общества. Культурная среда образовательного учреждения  зависела от сложившейся культурной среды региона, базируясь на естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в родном крае. Отсюда наше основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих  как культуросообразные, так и природные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию. Которая состояла из двух блоков – макро - и микро  среды.  (рис.6)  

  

Рис. 6 Единая социокультурная среда  

На наш взгляд, центральным звеном в развивающей среде ДОУ по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре родного края является  центр краеведения, его создание было целесообразным при соблюдении конкретных условий. 

1.Приоритетность регионального культурного наследия

В соответствии с этим мы подобрали материал о станице Магнитной, об Уральском крае, городе Магнитогорске, включающий, как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике края. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами, презентациями, специальной литературой (художественной, справочно-информационной, методической, детской). Широко представлен материал о родном крае: станице Магнитная, казачестве, горе Магнитной, реке Урал, известных народных промыслах (резьба по дереву, плетение кружев) и специфические виды промышленного производства города, обусловленные особенностями природного ландшафта (озеро Банное, Абзаково, горнолыжный центр ОАО ММК). Также осуществлялось знакомство детей и с населенными пунктами, связанными с именами знаменитых людей и названием города, региона (поселок Димитрова, Новомагнитный, Старомагнитский, Коммунальный, Средне-Уральский) схемы-модели, символы способствуют  ознакомлению с этими населенными пунктами, помогают детям лучше усвоить материал. В виде дидактических игр представлены предметы промышленного производства, которыми они славятся. Имеются карты, буклеты, аудиовизуальные и интерактивные материалы. 

2.Интегративность знаний 

Установление взаимосвязей в природном и социальном окружении. Реализация этого условия обеспечивалась формированием у детей целостной картины мира, был подобран материал о заповедных местах Уральского края, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека. 

3.Удовлетворение потребностей ребёнка в познании родного края 

В соответствии с этим условием представлена панорама станицы Магнитной, родного города и карта Уральского региона с гербами районных центров. 

4.Диалогичность 

При соблюдении этого условия реализовались характерные и разноуровневые диалоги: 

-диалог культур; 

-диалог времен; 

-диалог ребенка с культурой прошлого и настоящего. 

С этой целью оформлена в помещении дошкольного учреждения  горница с  избой, где особое место занимает печь с небольшой полкой для кухонной посуды и утвари и на участке детского сада импровизированное поселение  станицы Магнитной с подсолнухами, стожком сена, колодцем, мельницей, огородом, задним двором с домашними животными и садом, характерным забором. 

5.Развитие ребенка в деятельности 

В соответствии с этим в макросреде созданы ИЗО - студия, ЛЕГО - центр, зимний сад, виртуальный музей, музей народного костюма, музей камней Южного Урала, аэроклуб, туристический клуб, завод по изготовлению экологически чистых строительных материалов, телестудия, садово-огородное хозяйство, уголок природного ландшафта Южного Урала. (К  ним созданы проекты их деятельности и перспективные планы).  

6.Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка 

Это прослеживается в музыкальной деятельности, для чего созданы все условия: в работе с детьми младших групп используются музыкальный фольклор родного края. Оформление музыкальной среды находит свое отражение и в интерьерах зала, коридоров, групповых помещений, как открытых к взаимодействию частей социума. Это виды родного края на центральной лестнице, центральной стене зимнего сада, в музыкальном зале барельефы русского народного творчества, в кабинетах экологии и ИЗО -деятельности,  в западном крыле лестничного марша представлен Уральский ландшафт. Кроме основного центра краеведения (макросреда), оформлены мини-центры экспериментирования краеведения в группах. За основу взят блочно-тематический подход, который выражается в том, что содержание НОД концентрируется в темах «Приобщение детей к народной культуре Южного Урала», «Город в котором я живу», «Мир природы» (Приложение 10

С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала. Так если в раннем и младшем дошкольном возрасте представлены альбомы, аудио и видео материалы из близлежащего окружения («Моя семья», «Наш детский сад», «Наша группа», «Улицы нашего района» и др.), то для старшего дошкольного возраста тематика расширяется: оформлены витрины по микрорайону, виртуальные карты с маршрутами следования до объекта, витрина «Казачья станица», достопримечательности города, промышленность Магнитки и др. , виртуальный музей с  фото галерей домов различных строений станицы Магнитной, предметы быта, старые книги, фотографии, рисунки, наборы открыток с видами города, виртуальная карта  района старой Магнитки и карта сегодняшнего города (на карте этого района отмечено нахождение детского сада, нанесены маршруты экскурсий, прогулок детей). (Приложение 11) 

Все это создает условия для обогащения детских представлении: в младших группах – макеты мест из ближайшего окружения  детского сада,  в старших группах изготовлена схема-карта города и области, в зимнем саду звездное небо (мини-планетарий, 1,5м*5м, где расположены созвездия, выполненные с помощью  софитов, управляемые с пульта,  видимые у нас на Урале), под ним находится баннер (размером 3м*5м, на нем представлен растительный, животный и водный мир Южного Урала). В целях обеспечения творческого развития детей созданы условия для проявления детской фантазии, в том числе с применением  технических средств. В младшей группе столик с подсветкой для творчества с песком, раскраски «Мой дом», в средней - слушание и чтение Уральских сказок, потешек, казачьих пословиц и поговорок, загадок. В старшем возрасте – рисование на светодиодных досках природы Южного Урала, предметного мира (результатов деятельности человека), составление проектов по развитию  будущего города, родного края; прослушивание и просматривание фильмов о рождении города, первых строителях, народов населяющих город и их традиции. 

Прослушивание аудио кассет с музыкальным фольклором родного края. Впечатления о родном крае дети отражают в своих рисунках и совместных с родителями и воспитателями работах (выставки рисунков, макетов из ЛЕГО - конструкторов, материалов для продуктивной деятельности). Элементами предметной эвристической среды является серия дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, праздников по ознакомлению с родным краем разработанных педагогами ДОУ:  - в младшей группе «Дома бывают разные»; 

- в средней группе «Транспорт города; 

- в старшей, «Лабиринты» (на каждого ребенка), «Города»; 

- в подготовительной лото «Челябинская область», «Гербы городов области», кроссворд «Наша Станица». 

Данная работа является эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей так, экскурсии,  совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно. Они  помогли в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально – культурных и трудовых традициях. 

В нашем детском саду уже начиная с раннего возраста (адаптационная группа), ведется взаимодействие с детьми и родителями по авторской программе  «Играем, познаем, общаемся вместе с малышом», (приложение №11, конспекты НОД печатаются  в методическом журнале Музыкальный руководитель, с 2010 по 2013 годы),  работают семейные клубы для родителей детей старшего возраста «Родной край»,  для детей родителей младшего возраста «Посиделки». Деятельность в таких клубах проводится в разных формах: деловых игр, дискуссий, контрольных (касающиеся воспитанию гражданственности и патриотических чувств, истории края)  «Что? Где? Когда?» -  «История моей Родины»; различных викторин «Люби и знай, свой край»; защиты проектов «Построим город будущего», «Чудо дом», проект «Старое – современное», «Чем славен наш город»; соревнования кто кого перепоет «Русские народные песни - казачьи песни» 

 Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения  города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейных фильмов. На сайте детского сада rodnichek.caduk.ru ведется работа по взаимодействию с родителями, открыта страничка «Люби и знай, свой край», где помещены консультации, беседы, анкеты, познавательная информация. 

 Важным моментом во взаимоотношениях с родителями является то что, многие подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность, не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвенный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например  фотографии, ордена и медали за казачьи подвиги и трудовые заслуги. 

Хочется отметить, что это направление работы требует от педагога особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, так могут иметь место обстоятельства, когда не целесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи. Добровольность,  участие каждого – обязательное наше требование к условиям работы. Сейчас наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной - семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные, географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям осмысливать очень важные и глубокие постулаты: 

-корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом крае и страны  (проводя анкетирование, выяснилось, что из 300 семей,  170  имеют корни потомков казачьих родов); 

- новая семья – хранительница национальных  традиций (из 300 хранят традиции 270 семей). 

Интересным было «мини-исследование», причем воспитатель вместе с родителями  выбирал  и определял тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки, (исследования не истории города вообще, а истории поселка, улицы на которой находилась фамильная усадьба,  прошлое  дома и судеб его жителей, или  где в настоящее время живут дети). 

Особое внимание в нашей воспитательной системе играет социум. 

Такое сотрудничество направлено на личностное, духовно-нравственное развитие детей,   на социальную защиту  и реализацию прав ребенка,  развитие их творческого потенциала, качественной подготовки к обучению в школе.

 Воспитание ребенка успешно, если оно системно, поэтому мы выстроили систему, которая направлена на  культурно-историческое наследие родного края. Составили тематическое планирование посещения филиала библиотеки № 5, музея истории и этнографии станицы Магнитной (школа №38), краеведческого музея города, провели экскурсию в Ильменский заповедник, станицу Магнитную, Аркаим. 

Ежегодно дети старшего возраста и фольклорный ансамбль «Горенка» принимают участие и становятся призерами: 

- регионального фестиваля славянской письменности; 

- региональной выставке народных промыслов; 

- в выставках детских рисунков в ДКМ, виртуальных выставках. 

Особенности управления воспитательной системой. 

С 2002 года в городе работала группа практиков и педагогов вуза МаГУ по разработке программы «Наш дом – Южный Урал». В ДОУ тоже несколько педагогов были заинтересованы идеями народной педагогики, историей родного края, которые вели работу в этом направлении. Руководители  поддержали деятельность этих педагогов, поэтому решили на основе тщательного анализа и текущей обстановке в детском саду выстроить систему работы инновационной деятельности коллектива по формированию патриотических чувств и гражданственности у воспитанников. В результате были организованы анкетирование и дискуссия по теме «История и развитие Магнитки». Эти формы работы показали. Что большинство педагогов и родителей недостаточно знают свой родной край, его историю. 

Однако  было видно, что большинство педагогов и родителей загорелись желанием больше узнать о станице Магнитной, казачестве, своих корнях, самом городе, были конкретные предложения: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Южного Урала. Таким образом, руководителями был сделан первый шаг – коллектив педагогов и родителей  был замотивирован на данную инновацию и совпадение интересов произошло. Затем были организованы творческие группы из самых заинтересованных  профессиональных  педагогов и родителей в реализации данной инновации (построении модели воспитательной системы «Горенка»). Руководила работой творческих групп Зам.зав. по УВР, совместно с членами творческих групп составили планы инновационных действий В ходе работы творческих групп руководитель ДОУ разъясняла преимущества, которое дает данная модель детского сада конкретному члену педагогического коллектива, поддерживала новаторов их деятельность,  развивала чувство ответственности каждого педагога за общий результат, искреннее желание решить проблему, (стимулировала материально и морально). 

В соответствии с этим бала создана организационная модель методической службы в ДОУ (рис.7)  

Рис.7 Модель методической службы «проблемные творческие микрогруппы». 

  

Но главное, это обучение воспитателей, через разные формы методической деятельности: 

-проведение семинаров («Родной край - земля уральская»», «Тропа в прошлое»,  «Казачество», «История родного города». 

-«круглых столов» с приглашением преподавателей МаГУ (Бабуновой Е.С.- «Использование культурно-исторических традиций в родном крае»; Турченко В.И.- «Использование народных игр»; Градусовой Л.В.- «Фольклор казачества»); 

-тематических курсов  (большая часть педагогического коллектива  прошли КПК по проблемам): 

  • воспитания патриотических чувств у детей;
  • воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики;
  • история создания родного края;
  • использование различных средств искусства в народной культуре.
  • методических объединений;
  • творческих групп;
  • практикумы, исследовательская деятельность. 

-самостоятельной работы отдельных педагогов по изучению литературы (Аркаим. Исследование, поиски, открытия-Челябинск, 1995 год; Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н .- М, 1996 год; Бабунова Е.С. Основы этнопедагогики: учеб.-метод.пособие.-Магнитогорск, 2004; Афанасьев А.И. Древо жизни: Избранные ст.-М., 1982). 

 Затем на педагогических советах  обсуждали результаты деятельности педагогов и принимали решение: 

- об организации инновационного процесса; 

-разработке новой модели образовательной системы, которое осуществляется на основе индивидуального и группового педагогического проектирования; 

-определение показателей качества инновационного процесса и его эффективности; 

-разработки программы преобразования, реализации программы преобразования; 

-определение качества результатов инновационного процесса (по завершении адаптационного периода); 

-оценки эффективности инновационного процесса (определяются качества результатов, затраты времени, финансов на их получение). 

Важно то, что руководители разработали порядок действий руководителя ДОУ по внедрению инноваций создавали оптимальные условия для организации и проведения инновационной деятельности, главными условиями инновационной деятельности было следующее: 

1. Системность в методической работе с педагогическими кадрами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности. 

2. Наличие у педагогов плана развития, который мобилизует его потенциальные возможности. 

3.Введение режима самоконтроля. 

4. Постоянный анализ успеха и достижение в работе педагогов, создание ситуации «успеха» педагога, что обязательно приводило к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя(например, музыкальным руководителем разработана программа «Горенка» (музыкально –развивающая программа по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям, обрядам и праздникам); педагогом по народной культуре программа  «Горенка», как средство  , приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному быту и традициям;  инструктором по физическому воспитанию программа «Горенка» (физкультурно –развивающая программа по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным играм, праздникам 4. Создание творческой атмосферы (объединения усилий всего педагогического коллектива по распространению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость). 

5. Проведение открытых дискуссий по проблеме организации модели, где каждый высказывал собственную точку зрения, но решение принималось коллегиально. 

При управлении  реализации модели воспитательной системы в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждалась коллегиально, самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатывались групповым методом (Приложение 2) Анализируя свои действия, вытекающие из поставленных целей и задач, всегда отвечали на вопросы: «Чего достичь?», «Что надо сделать?». Целесообразность мер постоянно проверяли как индивидуально, так и коллективно. Организация педагогическим коллективом исследовательской деятельности предполагала обязательную рефлексию того, что сделано, т.е. периодическую оценку, проверку эффективности полученных результатов. Обычно это происходило в форме отчетов, тестирования. 

Одной из форм коллективного обсуждения была деловая игра «Допиши фразу» 

Я увидела что…

Я была удивлена тем, что…

Я была встревожена…

Мне понравилось…

У меня возник вопрос…

 

 

 

 

 

  Практика показала, что при таком обсуждении исключается пустословие, а наглядность помогает в конце подвести итог, сделать выводы, какая из фраз пользовалась популярностью и т.д. Фраза «У меня возник вопрос», предполагает, что на все записанные вопросы в конце такого коллегиального обсуждения кто-то должен обязательно на них ответить (руководители или новатор) 

В заключении хотелось отметить, что таким образом у нас была выстроена программа управления организации модели воспитательной системы «Горенка» 

-создана модель и разработан мониторинг воспитательной  системы; 

-сформирован банк данных малых форм фольклора, памятников, промыслов, животного и растительного мира, красная книга детского сада; 

-созданы программы «Горенка» (музыкально –развивающая программа по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям, обрядам и праздникам); «Горенка», как средство  , приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному быту и традициям;  «Горенка» (физкультурно –развивающая программа по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным играм, праздникам 

Работа велась на научном,  системном подходе  и профессиональном управлении. 

Данная модель воспитательной системы позволила: 

-обеспечить историческую преемственность поколений. Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; 

- воспитание патриотов  России, граждан правового демократического государства способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющей  национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; 

-разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирования навыка самообразования, самореализацию личности и т.д.


[1] Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг., с.15 

Войти

Регистрация