0+



 

Опукбликовано 20.09.2016г.

Автор: воспитатель 1 кв. категории

Шмакова Анна Сергеевна

МДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида»

города Магнитогорска

Актуальность проблемы 

Мусор! Как часто мы слышим это слово, а ещё видим его на наших улицах. Проблема мусора на сегодняшний день является очень актуальной.

Вокруг нас, в окружающей нас природе мы видим большое количество мусора. Его становится всё больше и больше. Взрослые, не задумываясь, выбрасывают мусор из окон автомобиля, своих домов, тем самым показывая пример своим детям.

       Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно  этот период происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога и детей за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», я разработала проект «Сбережём планету вместе». 

Тема проекта: «Сбережём планету вместе».

Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:

1.Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора.

2. Развивать умение предвидеть последствия некоторых действий человека по отношению к природе, умение анализировать, обобщать.

3. Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

4. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

5. Воспитывать бережное отношение к чистоте на улицах города, воспитывать у детей активную жизненную позицию.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: педагоги детского сада, родители, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста.

Срок реализации: долгосрочный.

Девиз проекта

“Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки!”

 

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап:

v выбор и утверждение темы проекта;

v определение целей и задач проекта;

v подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, фотографий, иллюстраций по данной теме;

v создание картотеки игр на природоохранные и экологические темы;

v обеспечение условий для проведения проекта;

v разработка советов для родителей «Как обращаться с отходами дома?».

  1. Реализация проекта: 

Мероприятия

Дата

Обогащение РППС

Исполнители

1

Беседы «Мусор - это хорошо или плохо?»,

«Помогите природе», «Какой вред природе может нанести мусор?», «Куда девается мусор?», «Как вести себя в лесу», «Что у нас под ногами», «Чем вреден мусор», «Наша чистая планета».

 

Иллюстрации, фотографии, использование ИКТ

Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста

2

Чтение и обсуждение художественной литературы по проблеме. А. Усачёв «Мусорная фантазия», Н.А Рыжова «Серая шапочка и красный волк».

 

Книги по данной теме

 

Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста

3

Зелёный патруль «Чистый участок детского сада». Соревнование между группами детского сада за самый чистый участок.

 

 

Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста

4

  • Прогулка по экологической тропе с целью нахождения и устранения мусора

 

 

 

Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста

5

 Наблюдение на прогулке «Какой мусор и сколько его остается после прогулок?», «Что происходит в природе со старыми листьями?»

 

 

Листы наблюдений

Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста

6

 Акция «Мой чистый двор» (по сбору мусора  с родителями в своём дворе)

 

 

 

Родители, дети

7

Экспериментальная деятельность “Если закопать в землю мусор, что произойдет?” с занесением результатов в таблицу

 

Листы наблюдений, таблица

Педагоги, дети среднего, старшего и подготовительного возраста

8

Экспериментальная деятельность “Изготовление новой бумаги”

 

схема

Педагоги, дети старшего и подготовительного возраста

8

Сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Журналисты», «Пожарники»

 дидактические игры экологического содержания:

«Кто где живёт?», «Времена года», «Кого, чем угостим?»,« Хорошо - плохо», «Кто за кем?», « Что будет, если…?»; подвижные игры: «Погода», «Цепочка», «В зоопарке», «Разведчики», «Сова», «Теремок».

 

Пополнение РППС

Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста

9

Рисование на тему «Чистый город»; экологических знаков: «Не сори», «Соблюдай чистоту»

 

РППС на территории

Педагоги, родители и дети подготовительного возраста

10

Изготовление экологических знаков «Не сори», «Соблюдай чистоту»

 

Экологические знаки

Педагоги, родители и дети 

 подготовительного возраста

11

Оформление и установка урн на участках

 

Урны

Педагоги, родители и все дети 

12

Моделирование проблемных ситуаций «Куда деть мусор, если поблизости нет урны?», «Моей сосед постоянно мусорит» и др.

 

 

Педагоги, дети младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста

13

Консультация для родителей «Воспитание экологической культуры детей»

 

Метод-ие рекомендации

Педагоги и родители

 

  1. Заключительный этап:

v Выставка рисунков на тему «Чистый город».

v Выставка поделок «Вторая жизнь отходам» - работа с родителями.

v Составление книжки-малышки по правилам поведения в природе.

Ожидаемый результат: 

v Дети умеют правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. 

v Имеют представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации. 

v Знают о необходимости соблюдения чистоты в доме, детском саду, городе. 

v Знают о том, что надо бережно относиться к окружающей среде, ухаживать за растениями и животными. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экспериментальная деятельность

Опыт №1. Изготовление новой бумаги

  1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
  2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
  3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
  4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

Опыт №2. Мусор в земле.

Закопаем в землю консервную банку, кусок картона, пластиковую бутылку, картофельную кожуру и стекло.  Каждый месяц  раскопаем землю и смотрим, что происходит с этими предметами с занесением результатов в таблицу.

Таблица «Что происходит с мусором?»

Вид мусора

Пластиковая бутылка

 

Бумага

Стекло

Картофельная кожура

Консервная банка

Дата закапывания

     

 

                           

Июнь 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Июль2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры экологического содержания

«ПОГОДА»»

     Игровая задача: Развивать творческие способности и мыслительные операции (анализ, синтез) на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных.

     Предварительная работа: наблюдение за погодой, чтение рассказов из книги «С любовью к природе».

     Оборудование: карточки-символы с изображением природных и погодных явлений (дождь, ветер, ураган, град, яркое солнце)»

     Игровые правила: дети делятся на три группы. Каждая группа должна правильно (двигательно) отреагировать на сигнал.

     ХОД ИГРЫ:

     Воспитатель делит детей на три группы: «люди», «растения», «животные». Выбирается один ведущий.

Ведущий с помощью карточек сигнализирует о природном или погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с роль (с помощью движений и мимики).

В конце игры воспитатель отмечает правильность выполнения задания, оригинальность показа, дает разъяснения и рекомендации. 

"Цепочка"

     Дети и взрослый (в одной руке у него мяч, в другой - карточки с изображением различных предметов) встают в круг. Воспитатель показывает изображение первого объекта, называет его, затем передает мяч рядом стоящему ребенку. Тот называет один из признаков объекта и передает мяч следующему игроку. Нужно назвать как можно больше признаков объекта. Например: морковь - сладкая - сочная - оранжевая - хрустящая - твердая - удлиненной формы - растет на грядке.

Усложнение первого уровня. Воспитатель показывает карточку с изображением объекта, например моркови, и предлагает назвать один из его признаков: по цвету... (Оранжевая.) По форме... (Удлиненная.) На вкус... (Сладкая.)

Усложнение второго уровня. Воспитатель показывает изображение и передает мяч. Первый ребенок называет объект. Второй -его свойство. Третий - другой объект с названным свойством. Четвертый - другое свойство нового объекта и т.д. Например: морковь -морковь сладкая - сладким бывает сахар -сахар белый - белым бывает снег и т.д. 

"Разведчики"

     На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) картина. По команде "Разведчики, вперед!" дети должны выбрать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д., и положить около картины.

Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объяснение может быть таким: "В автобусе приехали доярки". 

«В ЗООПАРКЕ»

 

     Цель игры: развивать любознательность, творческое воображение, закрепить знание детей о животных.

     Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгрупп — животные в зоопарке, вторая подгруппа — зрители. Вместе с воспитателем рассматривают животных в зоопарке. Дети 1 подгруппы стараются как можно выразительнее изобразить животных в зоопарке, дети 2 подгруппы называют животных. Затем меняются. Первая группа — зрители, вторая — животные. 

«СОВА» 

     Цель: Развивать любознательность, творческую активность детей, учить их звукоподражанию голосам животных.

     Ход игры: Выбирается сова, которая садится в гнездо и до определенного времени спит. Остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают как лягушки, другие блеют как козлята. По сигналу ведущего «Ночь», сова открывает глаза и отправляется на охоту (воспитатель объясняет, что сова всегда днем спит, а охотится ночью). Все должны замереть. А кто пошевелится, платит фант (пошипит как гусь, закукарекает как петух, залает как собака, закрякает как утка, замычит как корова, заржет как лошадь...). 

"Теремок"

     У каждого ребенка - карточка с изображением какого-либо объекта, у воспитателя - набор карточек с изображением других объектов. Разыгрывается ситуация - в чистом поле стоит теремок (это может быть лист бумаги, лежащий на столе, и т.п.), в котором могут поселиться объекты (предметные картинки). Сначала свою карточку кладет воспитатель, например: первым в теремке поселился зонтик. Ребенок может поселить свою картинку в теремке только тогда, когда найдет не менее трех сходных признаков между предметом на своей карточке и карточке "хозяина" теремка. Например, у ребенка карточка с вишенкой. Общие признаки - округлая форма, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, объекты одного цвета и т.д.

Усложнение. В теремке уже поселилось несколько объектов. Назвать сходные признаки объекта, изображенного на карточке у ребенка, с каждым из обитателей теремка.

Войти

Регистрация