0+



 

Опубликовано 16.11.2016г.

Автор: Вилкова  Татьяна  Владимировна, 

воспитатель МБДОУ детский  сад № 10 Нижегородская  область, г.Володарск

Дошкольный  возраст – это  решающий  период, когда  закладываются  основы  личности, развивается  воображение, мышление, творческие  способности, волевая  сфера, нравственные  представления.

   А  так  как  ведущей  деятельностью  дошкольника  является  игра, то  можно  сказать, что  развитие  личностных  новообразований  происходит  именно  в  этой  деятельности.

   Но, чтобы  увидеть  развивающий  потенциал  игровой  деятельности, нужно  понять  особенности  ее  становления  на  протяжении  раннего  и  дошкольного  возраста. Ведь  игра  развивается, подчиняясь  внутренним  закономерностям,  и  представляет  ряд  генетически  связанных  этапов.

   Эльконин  Д.Б.  выделяет  следующие  этапы  становления  игры:

  1. Предметная (до 3 лет). Основное  содержание  ее  - действия  детей  с  предметами.
  2. Ролевая (от  3 до 7 лет). Это  отражение  взаимоотношений  в  игре, между  людьми.
  3. Игра  с  правилами (от  6  до  7  лет). Основное  ее  содержание – подчинение  правилам  общественного  поведения  и  отношений  между  людьми.

   Отсюда  видно, что  каждый  из  предшествующих  этапов  развития  игры  порождает  следующий, а  значит  поэтапно  развивающаяся  игровая  деятельность  обеспечивает  развитие  личностных  новообразований  соответственно  определенному  возрасту.

   Центральным  новообразованием  в  дошкольном  возрасте  является  воображение. Ему  сопутствуют  творческие  способности, волевые  качества.

   При  развитии  воображения, мы  стараемся  следовать  рекомендациям  Е.Е.Кравцовой. она  советует  учитывать  следующие  условия:

  1.Соотношение  воображения  и  реальной  деятельности  ребенка, что  предполагает  учет:

  •  Уровня  развития  воображения: особым  образом  организованной  предметной  среды, прошлого  опыта, особой  внутренней  позиции;
  •  Ведущего  вида  игры: режиссерской, сюжетно-ролевой, игры  с  правилами;
  • Особенностей  взаимосвязи  воображения  и  игры: воображение – исток, результат  или  игра  в  действии.

  2. Организация  такой  деятельности, которая  не  была  бы  жестоко  задана  и  нормирована, которая  бы  представляла  независимость  и  инициативу, отвечала  бы  всем  требованиям  самостоятельности  ребенка.

Нужно  отметить, что  у  детей  мы  стараемся  формировать  исполнительскую, а  не  смысловую  часть  деятельности, т.к. развитие  лишь  исполнительской  части  деятельности  не  всегда  способствует  развитию  воображения, творчества. Помогает  таблица ( в  книге  «Игра  в  образовательном  пространстве  дошкольного  учреждения»  под  редакцией  О.В.Лещинской-Гуровой), где  представлены  задачи, содержание, этапы  деятельности  по  формированию  воображения  у  детей  по  всем  возрастам.

   Нужно  отметить, что  основным  условием  полноценного  развития  ребенка  является:

  • Предметно – игровая  среда. Мы  стараемся  сочетать  в  предметно – игровой  среде  динамизм (т.е. подвижность: дети  переставляют  мебель, перекладывают  атрибуты…).
  • Изменчивость (т.е. какой – либо  предмет, атрибут  можно  изменить  с  помощью  ручного  труда  или  приспособить  к  новому  эпизоду  игры…)
  • Неоднородность  (т.е. использование  малоизвестных, неспецифических  предметов  и   их  изображений, которые  могут  быть  по  разному  поняты  (неровный  поролон – солнце, звезды, морская  звезда…)

   Мы  подбираем  содержимое  предметно – игровой  среды  так, чтобы  оно  способствовало  развитию  основных  видов  игр: режиссерской, сюжетно – ролевой, игры  с   правилами.

   Она  включает:

  1. Игровые  зоны, где  дети  могут  экспериментировать  с  предметами, центры  режиссерских  сюжетно – ролевых  игр, игр  с  правилами, различные  виды  театров: кукольный, драматический, пальчиковый.
  2. Игровое  оборудование: наборы  модульных  элементов  разных  форм  и  размеров, изготовленных  из   мягких  материалов, дерева, плоские  приспособления  разных  конфигураций, ширмы, емкости  для  хранения  игрушек.
  3. Крупномасштабные  игрушки, конструкторы  различных  типов  и  размеров.
  4. Игровые  материалы, различные  виды  игрушек, конструкторы   лего, бросовые  материалы (коробки…), предметы  пространственные, границы  и  способы  назначения  которых  полифункциональные, тематические  наборы  игрушек.

   Вся   организация  среды  должна  отвечать  требованиям  эмоционального  комфорта  ребенка. Для  этого   мы  стараемся  использовать  уголки  психологической   разгрузки, тематические  зоны, где  собраны, а  вернее, живут  одушевленные  детьми  персонажи  сказок  и  мультфильмов, которые  помогают  детям  пережить  положительные  эмоции. Весь  игровой  материал  должен  быть  внешне  привлекателен, с  хорошим  качеством  изготовления, отвечать  требованиям  современного  дизайна.

   Следующим  условием  является  дифференцированный  подход  к  детям  и  педагогически  грамотное  взаимодействие  с  ребенком (т.е. взрослый  партнер)  с  целью  установления  гуманных  отношений  взрослого  с  детьми, детей  друг  с  другом.

   Соблюдение  этого  условия  обеспечивает  атмосферу  психологической  безопасности, способствует  раскрытию  индивидуальности  дошкольника, создают  эмоциональный  фон  для  творческого  содружества  взрослого  и  ребенка. Мы  также  считаем, что  важным  условием  для  полноценного  развития  игры  является  правильная  позиция  педагога, которая  требует  от  него  владения  техникой, приемами  игрового  общения, артистизма, открытости, умения  использовать  загадки, сравнения.

   Очень  эффективен  прием  «не умеющего  взрослого», что  помогает  ребенку  активно  включаться  в  игру, проявить  свои  индивидуальные  творческие  способности. Следующее  условие – это  полноценное  овладение  ребенком  индивидуальной, совместной  игровой  деятельностью, что  помогает  наладить  ребенку  содержательное  общение, установить  деловые  и  личностные  контакты  со  взрослыми  и  сверстниками, обеспечивает  ему  способности  строить   эмоционально  благополучные   отношения  с  окружающими  людьми.

   Соблюдение  этого  условия  создает  условие  для  приобретения  дошкольником  социальной  компетентности, опробования  себя, определения  границ  своих  возможностей.

   Немаловажное  условие – это  полноценное  общение  ребенка  со  значимыми  взрослыми  и  доброжелательный   микроклимат  в  семье. А  значимыми  взрослыми  для  ребенка   остаются  родители. Поэтому  их  нужно  научить  поддерживать  детскую  игру, быть  надежным  партнером  и, главное  быть  всегда  доброжелательным.

   Таким  образом, можно  сделать  следующий  вывод: процесс  обучения  игре  должен  быть  непрерывным. Основание  для  этого  может  быть  периодизация  психического  развития  дошкольников, в  которой  каждому  из  возрастов, сменяющих  друг  друга, соответствуют  свои  новообразования  в  психике  ребенка. Центральным  новообразованием  дошкольного  периода  развития, является  воображение.

   А  чтобы  это  была  работающая  модель  эффективного  обучения  детей  полноценной  игровой  деятельности, необходимы  следующие  условия:

  • Целенаправленное  формирование  воображения   детей  с  учетом  закономерности  его  развития (т.е. уровня  развития  воображения, ведущего  вида  игры, особенностей  взаимосвязи  игры  и  воображения).
  • Широкое  внедрение  игры  во  все   сферы  жизни  ребенка: в  режимные  моменты, в  неигровые  виды  деятельности, в  обучение  на  занятиях.
  • Ориентация  педагогов  и  детей  на  личностную  модель  взаимодействия, создающую  особый  фон  для  творческого  содружества  взрослых  и  детей.
  • Построения  предметно – игровой  сферы, представленной  взрослыми  в  свете  тех  условий  и  того  пространства, которые     дают  возможность  для  самостоятельных  и  творческих  проявлений  дошкольников.
Войти

Регистрация