0+



 

Опубликовано: 05.12.2016 г.

Автор: Чеканова Александра Викторовна

воспитатель ДОУ детский сад №56 город Апатиты Мурманская область

Адаптация – это не что иное, как приспособление организма и психики ребенка к новым условиям. Детям любого возраста может быть тяжело адаптироваться, ведь их жизнь полностью меняется. И наша главная задача, как воспитателя, создать условия для благоприятной адаптации детей в ДОУ.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.

В современной педагогике театрально – игровая деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Театральная игровая деятельность – это одна из основных видов деятельности малышей.

Театр в жизни детей имеет важное значение. У детей формируются интегративные качества, происходит становление личности ребёнка. Я заметила, что во время театрализованных игр раскрепощаются даже застенчивые дети.

Куклы могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности малышей, корректируют их поведение.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, пробуждает устойчивый интерес к литературе, театру.

Театрализованные игры очень помогают нам во время адаптационного периода. Театральные куклы никого не оставят равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, которыми он пользуется в повседневной жизни. Все, кто имеет дело с маленькими детьми, знают, что малыши охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их. В этом случае они проявляют всю самостоятельность, проговаривая отдельные слова или договаривая фразы.

Театрально – игровая деятельность в период адаптации детей к ДОУ решает рад очень важных задач:

1.      Создать условия для психологической адаптации детей;

2.      Стимулировать развитие творческой активности детей и их родителей в театрализованной деятельности;

3.      Приобщать детей к театральной культуре.

Мы начинали с формирования интереса детей к театрально – игровой деятельности в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывал воспитатель, стимулируя желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки. Внимание детей фиксировалось на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

Чтобы развивать театрально – игровую деятельность детей, надо продумать оснащение театрального уголка. Театр должен быть ярким, привлекать внимание детей, вызывать у них желание действовать с образами сказочных героев. В нашем детском саду приобретены настольные ширмы для театра в каждой группе. Они яркие, разукрашены в русском народном стиле. Соответственно и театральные уголки наполнены самыми различными видами театров, кукол. По способу управления театральные куклы могут быть настольными, верховыми и напольными. Верховые – это те куклы, которыми кукловод управляет из-за ширмы. Напольные куклы работают на полу, на глазах у зрителей, а настольные на столе.

Настольный театр – это очень интересное и полезное занятие, сочетание этих двух свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. При помощи фигурок настольного театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.

В нашей группе настольный театр состоит из пальчикового театра, настольного резинового тетра и фигурок деревянного плоскостного театра.

 Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее.

Пальчиковый театр помогает решить ряд очень важных задач:

1. Развивает точность и выразительность, координацию движений. Малыш учится работать пальчиками рук, как одним пальчиком, так и всеми вместе.

2. Стимулирует развитие внимания, памяти, воображения, мышления. Пока я рассказываю сказку или пою песенку, двигаю пальцами, взгляд ребенка прикован к ним. У малыша развивается непроизвольное внимание, во время игр малыш будет запоминать персонажей сказки, названия пальчиков, выполняемые действия и, конечно, сам сюжет сказки. Затем он сможет самостоятельно придумывать истории с пальчиковым театром.

3. Повышает усидчивость. Каждый малыш стремится подражать взрослым, и, конечно, ему захочется, чтобы яркие игрушки сидели на его пальчиках, а значит, он приложит все усилия и терпение, чтобы посадить куклы на свои пальчики. Никто не говорит, что это получится сразу, здесь необходима поддержка, как, впрочем, и во всех начинаниях ребенка.

4.  Стимулирует развитие мелкой моторики. Брать мелкие предметы в руки - это не так просто, как нам кажется. Играя с пальчиковым театром, ребенок научится брать "щепоткой" мелкие предметы, двигать отдельными пальцами, раскрывать ладошку так, чтобы куклы все сидели на пальчиках.

5.  Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа,

слева, рядом, друг за другом и т.д.).

6. Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции. Дети очень любят эмоциональные рассказы. Чем больше их будет, и чем разнообразнее они будут, тем богаче будет словарный запас малыша.

В начале это будет пассивный словарь (ребенок будет все понимать), но потом и ему захочется вам рассказать сказку, и весь пассивный словарь может превратиться в активный.

7. Формирует творческие способности и артистические умения. Малыш может придумывать свои игры, сказки и самостоятельно их обыгрывать.

Резиновые куклы настольного театра представляют множество сказок, таких как: «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Теремок».  Дети с удовольствием используют его в самостоятельной деятельности, рассказывая и показывая друг другу сказки. Настольный театр имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать в различных видах образовательной деятельности, занятий, игровой и театральной деятельности детей. Чем раньше малыш узнает, что такое театр, тем раньше он заговорит.

В театрализованных играх мы уделяем очень большое внимание выразительности голоса, четкой дикции, интонации, мимике.

  Куклы би-ба-бо небольшие по размеру, но очень подвижные и выразительные. Работая с ними, мы предлагаем малышам показ как одного персонажа, ведущего диалог с детьми, так и полной сказки. Для этого мы берем небольшие сказки. Сначала предлагаем прослушать и посмотреть сказку, узнать знакомых героев, потом самим поиграть с персонажами.

С помощью кукол би-ба-бо предлагаем поиграть в игру «Кто в гости к нам пришел?» Дети знакомятся с животными, изучают их характерные черты, особенности поведения. В процессе игр дети получали большой положительный эмоциональный заряд.

Что бы заинтересовать детей в период адаптации, вызвать у них интерес к театру, я просмотрела различные идеи для театров и сделала еще некоторые виды театра: перчаточный театр, театр на палочках, театр на дисках.

Очевидно, что театр не только интересен, но и полезен нашим малышам в период адаптации. Дети с огромным удовольствием занимаются театрально-игровой деятельностью, и мы стараемся поддерживать их стремления. Ведь театрально-игровая деятельность полно охватывает личность ребенка.

Театральная деятельность с малышами позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. 

Войти

Регистрация