0+



 
 

 Опубликовано: 10.01.2017 г.

Автор: Каримова Лариса  Муллануровна, учитель начальных  классов

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение  средняя  общеобразовательная школа № 7, город Нефтекамск  Республика  Башкортостан 

   Цель: обратить внимание родителей на необходимость пра­вильной организации учебного труда школьника.

 Сегодня  наш  разговор  пойдёт  о  том,  как  родители  могут  помочь  своим  детям,  как  необходимо  правильно  организовать  учебный  труд  школьника.

       Усвоение  учебного  материала  по  русскому  языку,  чтению,  математике  и  др. учебным  предметам – это  достаточно  трудно  для  ребят. Поэтому  требуется  такая  организация  учебного  труда  ребёнка,  при  которой  необходимо  умственное  напряжение  доставляло бы ему  не  тяжёлые,  неприятные  переживания,  а  радость  от  усилий, «открытия».

       Мы  увидели, что  нежелание,  равнодушие   родителей  оказать  детям  помощь  в  учёбе  приводит  к самым  неприятным  последствиям,  в  числе  которых  одно  из  самых  главных  -  нежелание  учиться.

    Чтобы    сохранить  у  ребёнка  желание  учиться,  стремление  к  знаниям,  необходимо  научить  его  хорошо  учиться.

     Все  родители  мечтают,  чтобы  их  дети  хорошо  учились.  Но   некоторые  родители  считают,  что, отдав  ребёнка  в  школу,  можно  облегчённо  вздохнуть:  теперь  все  проблемы,  связанные  с  обучением,  должна  решать  школа.  Конечно  же  школа  не отказывается  от  своих  обязанностей.  Но  это  дело  не  только  школя,  но  и  родителей. 

   Особое  значение  в  этом  случае    приобретает   сотрудничество   родителей  и  учителя,  согласование  их  действий.  Помощь  детям  должна  быть  эффективной, грамотной  и  должна  идти  в  трёх направлениях:

  1. организация  домашнего  труда  школьника;
  2. приучение  детей  к  самостоятельности;
  3. контроль  за  выполнением  домашних  заданий.

А  теперь конкретно  рассмотрим,  что  следует  и  чего  не следует    делать  родителям  при  совместном    приготовлении уроков,  как  приучить  ребёнка   к  выполнению  домашних  заданий.

 1. Организация  домашнего  труда  школьника.

Очень  важно, чтобы  ребёнок  садился  за  уроки  в  один  и  тот же  час.  Приступить  к  выполнению  д/з   лучше  всего через 1ч- 1,5ч после  возвращения  из  школы,  чтобы  ребёнок  успел  отдохнуть.  Если  ребёнок  занят  (посещает  кружок  или спит  после  обеда,  что  для мл. школьника  очень  полезно), то, конечно, можно  садиться  за уроки  и  попозже.  Но  в   любом  случае  нельзя  откладывать  это  на  вечер.  К сожалению,  часто  бывает,  что  ребёнок  начинает  выполнять   д/з вечером, когда  работоспособность  падает, ребёнок становится  усталый, рассеянный.  А  родитель  утверждают обратное «Он (она) учил(а),  готовился (ась)». 

 Надо  следить,  чтобы  ребёнок  во  время  работы  не  отвлекался,  не  начинал  что-то  рисовать  на  подвернувшейся  бумажке.  Вернуть  внимание  ребёнка  можно  жестом,  кивком  головы,  негромким  напоминанием.  Нотации, крики,  раздражённые  восклицания  недопустимы:  они  только  дополнительно  отвлекают  ребёнка  от  работы.

Совершенно необходимо, чтобы  в  режим  дня  было включено  ежедневное  чтение  книг.  Хорошо  читающий  ученик  быстрее  развивается,  быстрее  овладевает  навыками   грамотного  письма,  легче справляется  с  решением  любых  задач.

Позаботьтесь,  чтобы  после  ужина  ребёнок  не  перевозбуждался,  т.е. не смотрел «страшные  фильмы»,  не  играл  в  шумные  игры.  Всё  это отразится  на  сне, на  самочувствии  и  работоспособности ребёнка  на  следующий  день.  Хорошо прогуляться  перед  сном  30-40 мин.  Если  ребёнок  спит,  следите, чтобы  громко  не  звучал  телевизор.  Погасите  свет,  говорите  тише.  Часто  родители  идут  на  поводу  у  детей,  мирятся  с капризами  ребёнка:  дети участвуют в  застольях,  ложатся  поздно  спать. Это  недопустимо.  Здесь  нужно  проявить  твёрдость.

Организация рабочего  места

  • никто  не  должен  мешать  ученику;
  • рабочее  место  должно быть  достаточно  освещено;
  • стол  ставится  поближе  к  окну,  чтобы  свет  падал  слева;

Выполнение д/з  быстро  утомляет, когда  работаешь  за  столом, который  не соответствует  росту.  Принимая  позу  «согнувшись  над  столом»  ребёнок  тем самым затрудняет  кровообращение  и  дыхание,  что  отрицательно  влияет  на  работу  сердца  и  мозга.

  • во  время  чтения  книгу  поместить  на  подставку  с  наклоном в 45 градусов;
  • во время  приготовления  уроков  на  столе  не  должно  быть  никаких лишних  предметов.

Не  рекомендуется  для  письма   использовать тяжёлые  ручки, т.к. увеличение  её  веса усиливает утомление.

    Говоря  о  привычке.  Как  бы  ни  манила  хорошая  погода, какая  бы  интересная  передача  ни  шла  по  телевизору,  какие  бы  гости  не  нагрянули  и т.д. – уроки  должны  быть  сделаны  всегда,  и  сделаны  ХОРОШО.  Оправдания  неприготовленным  урокам  нет,  и  не  может  быть – это  необходимо  дать  понять  школьнику  с  первых же  дней  занятий (однако, иногда  бывают  исключения).

   Правильно  поступают  те  родители,  которые  с  начала  школьного  обучения  дают  ребёнку  понять,  что по  своей  важности  уроки  находятся  на  одном  уровне  с  самыми  серьёзными   делами,  которыми  заняты  взрослые.  Школьник  чувствует  это  прекрасно. 

   Вывод:    Целиком  полагаться  на  сознательность  начинающего  ученика  не  стоит.  Неплохо  было  бы  в  течении  нескольких  дней,  а  возможно   и  дальше,  самим  родителям,  последить  за  тем,  все  ли  уроки  сделаны  и  как сделал.  Далее  пусть  выполняет  самостоятельно,  а  Вы только проконтролируете.  Контроль  должен  быть систематическим ,  а  не  от  случая  к  случаю.

   Очень  хочется  надеяться,  что вышесказанные  рекомендации   примете  к  сведению.  

2. Приучение  детей  к  самостоятельности.

«Папа у  Васи   силён  в  математике  …» - помните  эту  забавную  частушку  из  известного  детского  кинофильма?  А  продолжение  её?

… Учится  папа  за  Васю  весь  год.

Где  это видано?!  Где  это  слыхано?!

Папа  решает,  а  Вася  сдаёт!

  Смешно,   не  так  ли?  Но,  как  известно,  в  каждой  шутке  есть  доля  истины.  Как  правило,    незаметно  для  самих  себя,  взрослые  начинают  делать  уроки  за  ребёнка,  вместо  того,  чтобы  помогать   ему.

  Вообще,  во  всём,  что  касается  учёбы  детей,  родители  склонны  впадать    в  две  крайности.  Одна  из  них – чрезмерная  опека,  при  котором  несчастный  ученик   даже  буковку  не смеет   написать  без  разрешения   взрослых,  а  вторая -   полное  отсутствие  не  только  помощи,  но  даже  и  контроля  над  успеваемостью  ребёнка.  Мол,  меня  тоже  никто  не  проверял,  и  ничего – выучился!   И  глубоко  заблуждаются  такие  родители.  Есть  мудрая  пословица  «Как  потопаешь – так  и  полопаешь». 

      Пока  в  начальной  школе  детям  необходима  помощь  родителей – проконтролировать  выполнение  д/з,  а  не  выполнять  за  него.  И  постепенно у  детей будет  развиваться   обязательностью  самостоятельно  выполнения д/з.

  Самостоятельная  деятельность  необходима  как  для  успешного    обучения  в  школе,  так  и в  жизни  вообще.

  Но  бывает, что  ребёнок    утаивает  часть  заданий,  это  значит,  что  проблема  уже  существует. И  её  нужно  решать  как  можно  раньше,  не  откладывать  на  потом.

Возможно,  вы  уже  оказались  в  ситуации,  когда  ребёнок  не  выполняет  работу  самостоятельно  и  вам  приходится  сидеть  рядом  с ним.

   Это вовсе  не  значит, что  ребёнок  не  умеет  действовать  сам.  Видя,  что  родители  готовы  постоянно  находятся  рядом,  ребёнок  сознательно  решает  ничего  не  делает  самостоятельно.  Кое-кто  просто  перестаёт  работать,  как  только  родитель  отходит.  В  таком  случае,  надо  двигаться  постепенно. Несколько   дней  садиться  как  можно  дальше  от  ребёнка,  выполняющего  д/з.  Постепенно  увеличивать  расстояние  м/у  собой  и  школьником,  пока  он  не  станет  работать  полностью  самостоятельно.  Не  забывайте, ХОРОШО  ли  он(а)  выполнил д/з. 

Вывод:  родители  постепенно  должны  приучать  к  самостоятельности  ребёнка  организовать  учебный  процесс.

3. Контроль  за  выполнением   домашних  заданий.

   У  учащихся  обладающих  «сильной»  нервной  системой  утомление  наступает  позже  подготовке  уроков  лучше  начать  от  лёгкого  к  трудным.

     Учащиеся  со  «слабой»  нервной  системой  утомляются  гораздо  быстрее.  Их  выполнение д/з  должно  быть от  трудного  к  лёгким.  После  каждой  работы  следует  сделать  перерыв на 5-10 минут,  во  время  которого  выполнить несколько  физических   упражнений.

    Ещё  один  важный  момент.  Чтобы  объективно  осуществлять  контроль  и  своевременно   оказывать   своему  ребёнку  помощь,  нужно  чаще  встречаться  с учителями,  посещать  родительские  собрания.  Поверьте,  от  этого  во многом  зависят  успех  ваших  детей. 

   И ещё. Как  можно  больше  требовательности  к  детям  и  как  можно   больше  уважения.  Контроль  должен  быть  ненавязчивым  и  тактичным.

Советы по  подготовке д/з:

  • не кричите,  лучше  определите  причину  отсутствия  у  ребёнка  умения  выполнить д/з;
  • поощряйте  упорство  и проявляйте  характер  в  достижении  цели;
  • требуйте от  своего ребёнка  внимательного  прочтения  инструкции,  формулировки  вопросов;
  • развивайте  его  внимание  и  внимательность;
  • формируйте  привычку  доводить  начатое    дело  до  конца;
  • не  отмахивайтесь  от  вопросов  ребёнка;
  • чаще  играйте  с  ребёнком  в  развивающие  игры,  чтобы  тренировать  его  память,  внимание  и  мышление;  разгадывайте  кроссворды,  головоломки,  шарады;
  • ежедневно  читайте  с  ребёнком.

Вывод:   Вам   Бог   даровал  Счастье. Радуйтесь  тому,   что у  вас  есть такое  счастье – с кем  то,  делать  уроки,  кому- то помогать,  взрослеть.  Не упускайте ни  минуты, ни  дня.  Выполняйте  все  рекомендации,  которые  прозвучали  выше.

Памятка  для  родителей.

ü Помните! Только  вместе  со  школой  можно  добиться  желаемых  результатов  в  воспитании  и  обучении  детей.  Учитель – ваш  первый  союзник  и  друг  вашей  семьи.  Советуйтесь  с  ним,  поддерживайте  его  авторитет. Если  есть  замечания  о  работе  учителя  высказывайте  самому  учителю,  завучу .Нельзя  этого  делать  в  присутствии  детей.

ü Обязательно  посещайте  родительские собрания. Если  не  сможете,  сообщите  об  этом  учителю.

ü Ежедневно    интересуйтесь  учебными  успехами  ребёнка. Радуйтесь  успехам,  не  раздражайтесь  из-за  каждой  неудачи,  постигшей  ребёнка.

ü Регулярно  контролируйте  выполнение  домашнего  задания  и  оказывайте  разумную  помощь  в  выполнении.  Помощь  и  контроль  не  должны быть  муштрой,  назойливым  морализированием.  Главное – поддерживать  интерес  к  учению.

ü Проверяя  д/з, нацеливайте  ребёнка  на  то, чтобы он умел   доказывать  правильность  выполнения  задания,  приводить свои  примеры.  Чаще  спрашивайте  «Почему?»  «Докажи»  «А можно  ли  по- другому?».

ü Ежедневно  проверяйте  школьный  дневник.  Не  забывайте в конце  каждой  недели  ставить  свою  подпись.

ü Интересуйтесь  внеучебной   деятельностью  ребёнка. Содействуйте  тому,  чтобы  он  активно  участвовал  во  всех  касающихся  его  мероприятиях,  проводимых  в классе,  школе. Поддерживайте  уверенность  ребёнка  в  своих  силах.

ü Не  оставайтесь  в  стороне  от  жизни  класса  и  школы.  Обязательно  принимайте  активное  участие  в  общественном  управлении школой  и  оказывайте  посильную  помощь.

Вывод:  Из  всего  сказанного  мы  видим,  как  важно  не  упустить  момент, когда  у  детей  закладывается  желание  учиться.  Нежелание учиться пока  можно  и  нужно  предотвратить.  Но,  как  ни  прискорбно,  случается,  что  нужные  меры  вовремя  приняты  не  были  и  ребёнка,  что называется,  проглядели,  а  этого  могло  не  быть!

Список   литературы.

  1.  Коростелёв Н.Б. Воспитание  здорового  школьника. М., 1986г
  2.  Мир детства: Младший  школьник/ Под  ред. Хрупковой А. Г. . М., 1988г.
  3.  Популярная  психология  для  родителей / Под  ред. Бодалева А.А. 
Войти

Регистрация