0+



 

Опубликовано: 11.01.2017 г.

Автор: Сазонова Любовь Сергеевна, воспитатель

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 169»

Дошкольный возраст – это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности.  Именно в этот период складывается образное мышление и воображение,  возникает стремление «быть как взрослый» и подражать ему.   Дошкольник начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно (по правилу). Это возраст интенсивного становления социальных потребностей и самосознания ребёнка, его отношения к другим людям и к самому себе. В этот период складываются первые моральные  и этические представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. В целом, это возраст активного взросления ребёнка и его социального и личностного развития.

         В игре ребёнок учится соблюдать правила – приобретает умение, которое может стать:

- залогом духовного и физического здоровья, его безопасности

- началом его успешной учёбы

- основой его будущей профессии

- фундаментом для воспитания гармоничной личности

- примером для его будущих детей.

 

Игрушки, способствующие социально-личностному развитию.

Эта главная для дошкольного возраста линия развития осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - сюжетно-ролевой игре. (Режиссерскую игру и драматизацию можно рассматривать как варианты творческой сюжетной игры). Именно в этой деятельности  формируются такие важнейшие новообразования дошкольного возраста как воображение, произвольность, самосознание. Кроме того, в дошкольном возрасте начинается активное приобщение детей к жизни общества и  формирование таких социально значимых качеств как толерантность и способность к просоциальным формам поведения. Каждая из этих способностей требует специфических форм игры и, следовательно, определённых игровых материалов.

1) Произвольность выбора. Формирование и развитие произвольности выбора осуществляется в ролевой игре  и в играх  с правилом. Для этих видов игр нужны:

  • наборы кукол разного пола и размера
  • кукольная мебель, посуда, одежда
  • наборы для игр «Поликлиника», «Парикмахерская», «Магазин» и другие
  • детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халаты и головные уборы по профессиям, сказкам; мелкие и крупные игрушки-имитаторы, куски ткани, мебель для декорации сюжета и пр.)
  • транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить)
  • куклы и утварь для игры «Семья», «Русская изба» и т.д.
  • настольно-печатные  игры
  • дидактические игры разных видов, адекватные возрасту.

2) Воображение. Воображение наиболее эффективно развивается в ролевой и режиссёрской игре. Для осуществления этих видов игры нужны:

  • признаковые игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей)
  • простые маленькие куколки (пупсики, солдатики)
  • куклы неопределенного пола и возраста (без лица)
  • пальчиковые куклы и куклы для театра
  • мелкие фигурки животных (мягкие и пластичные)
  • предметы неопределенного назначения (брусочки, шарики из разного материала, кусочки ткани).

3) Общение. Очевидно, что общение происходит, прежде всего, с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Однако, в дошкольном возрасте возможно (и достаточно распространено) общение с игрушкой, которая выступает как «партнёр» по общению. Это так называемые «Игрушки-подружки», способные стать любимыми. Таковыми могут стать куклы и животные с привлекательной внешностью  и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшого размера и с выразительной, художественной  внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые». Важные особенности такой игрушки (куклы и животного),  – незавершённость, открытость для любых превращений, беспомощность,  предполагающая заботу и уход со стороны ребенка, стимулирующие просоциальное поведение и помощь. Только в этом случае «игрушка-подружка» может стать не просто куклой, но вторым «Я», объектом заботы и партнёром по общению.

Помимо становления этих важнейших личностных качеств в дошкольном возрасте происходит интенсивное приобщение ребёнка к социальной жизни, которое осуществляется, во-первых, через участие в праздниках, принятых в нашей стране, а во-вторых, через знакомство с  особенностями других народов (воспитание толерантности).

4) Приобщение к общественной жизни. Наиболее типичной для дошкольника формой приобщения к общественной жизни является участие в праздниках. Участие в праздниках связано с  многочисленными праздничными атрибутами, к которым относятся:

  • елочные украшения
  • флажки, шарики
  • свистки, трещотки
  • колпачки, шляпки
  • гирлянды и пр.

Весьма полезными могут быть также игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни:

  • куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям
  • атрибуты разных профессий и труда взрослых
  • модели современных технических  средств
  • игрушечные машинки, гаражи, мастерские разных типов  и др.

5) Толерантность и гуманное поведение.  Воспитанию толерантности могут способствовать игрушки, моделирующие иной образ жизни. Это могут быть особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам или игрушки, требующие ухода (кормление, уборка, прогулки), например:

  • куклы, изображающие людей разных этнических групп и разного возраста (ребёнок, старик)
  • костюмы разных народов
  • игрушечные и настоящие посуда и предметы быта, относящиеся к разным культурам (мини-музеи) и пр.
  • животные домашние и жители Зоопарков и Дельфинариев
  • сказочные животные и персонажи детских мультфильмов.

 

Войти

Регистрация