0+



 

Опубликовано: 27.01.2017 г.

Автор: Гарифуллина Алсу Римовна, воспитатель

МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек» 

Республика Татарстан, село Высокая Гора

       Утверждение что главной деятельностью дошкольника является игра, общественно. Все студии и детские сады, рекламируя свои принципы развивающего обучения, делают акцент исключительно на игровой форме занятий. Однако на практике дошкольников по прежнему продолжают усаживать за парты,  заставляя их выполнять разного рода задания, которые, в конечном счете, нередко сводиться к неизбежному рисованию палочек и крючочков на листе в клеточку. В результате большинство ребят приходят в первый класс, умея считать, читать, печатать буквы и даже проводить звуко -буквенный анализ слова, но при этом не имея  никакого желания и интереса  обучению.                   Познавательная активность таких учеников оказывается заторможенной, и детям не остается ничего другого, как 10 лет ходить в школу, исключительно повинуясь родительскому «надо» и не испытывая при этом никакой радости.

      Между тем психологами давно доказано, что развитие способностей личности возможно только в том случае, когда оно сопровождается получением положительных эмоций! Конечно, любой родитель, проявив определенную настойчивость, может заставить свое чадо в   палочки. Однако кто может добиться того, чтобы ребенок при этом искренне радовался?

       Тут и педагогом не надо быть, чтобы понять , что принуждение- самый быстрый способ эту радость убить. И в результате получается, что прилежная ученица, в начальных классах учившаяся на одни пятерки, на самом деле все это время развивала лишь одну способность – подчиняться воли взрослых, в то время как девочка ,которую за уроки было не усадить, но невозможно было оттащить, например,  от карточных игр, как раз во  время занятий своим любимым делом получала все необходимое для развития интеллекта. Не стоит уточнять, у кого больше шансов добиться жизненного, а не кратковременного школьного успеха.

        Но что делать, если ребенок, как вам кажется, ничем не интересуется и ничего не хочет делать? Тут на помощь и приходит игра! Однако этот путь не так прост, как кажется. Специалисты с сожаление констатируют, что многие ребята сегодня просто не умеют играть! В первую очередь речь, конечно идет о традиционных сюжетно – ролевых и подвижных играх. Наверное, прежде всего это связано с утерей преемственности поколений. В те времена, когда в каждой семье было в среднем по 2-3 детей, которые свободно гуляли во дворе, они могли проходить школу игр без вмешательства взрослых. Сейчас это вряд ли возможно. Компьютерные игры и телевизор для детей стали гораздо доступнее свободного общения друг с другом. Тем  не менее  нельзя сказать, что дети абсолютно лишены общества сверстников. Они по прежнему общаются, играют. Роль взрослых при этом  должна, скорее всего, сводиться к тому чтобы предлагать детям игры, соответствующие их возрасту, направленные на развитие логического мышления, творческого начала и тому подобного, чтобы в процессе дети овладевали навыками само регуляции и самоконтроля. Почему ? Да потому, что нигде так, как в игре, способности малышей не разовьются! Речь идет в том числе и о способностях, необходимых для школьного обучения; произвольности действий, не владея которой ребенок не сможет выполнять элементарные задания педагога, внимании, памяти логическом мышлении и т. п. В ситуации игры ребенок не только прыгает и бегает , но лучше соображает, размышляет овладевает навыками счета чтения. Что же касается навыка послушания, можете смело доверить его формирование нашей общеобразовательной системе.

      Вторая трудность заключается в том, что наших детей, чуть ли не с младенчества приученных ко все возможным развивающим студиям, не проведешь обычными дидактическими играми, которые ребята как правило, сразу отсекают как неинтересные, нужные только взрослым. Что делать в этом случае? Во первых, повышать свой авторитет, играя с малышом в игры, которые предложит он сам. Во вторых, экспериментировать и подбирать занятия, которые ему точно  понравятся. При этом не забудьте соотнести  требования игр с возможностями именно вашего ребенка. Слишком легкие задания  не дадут никакого развивающего эффекта, а чересчур сложные ребенок просто откажется  выполнять или постарается свести свои игровые действия к привычным и освоенным им ранее.

        Итак, стало немного понятнее, как нужно развивать ребенка в целом. Но какие именно способности требуется развивать во время подготовки к школе?

       Для успешности обучения совершенно необходим навык произвольности поведения, подразумевающий достаточную эмоциональную зрелость. Его отсутствие можно, например, констатировать у ребенка, который вместо выполнения заданий, предложенных учителем,  забирается под парту и начинает кричать.

        Как не удивительно,  способность  саморегулирования поведения в зависимости от ожиданий других людей эффективнее всего формируется у детей именно в процессе любых игр с правилами, а в особенности сюжетно-ролевых игр. Ведь в них ребенок добровольно берет на себя определенную роль, которую должен исполнять на всем протяжении игры.

Второй аспект, по которому можно судить о готовности малыша к школе,- развитие интеллектуальных способностей: умения концентрировать и правильно распределять внимание, памяти, логического и образного мышления, речи, фонематического слуха, мелкой моторики.

       Что же касается того, должен ли малыш читать и считать, то многие заслуженные педагоги считают, что не должен. Однако в данном вопросе теория нередко расходиться с практикой. Энтузиазм большинства родителей в этом отношении приводиться к тому, что практически у всех малышей, поступающих в первый класс, эти навыки уже достаточно развиты. Но здесь следует иметь в виду, что часто дети, обученные читать и писать не в соответствии с принятой методикой, а так, как смогли это сделать родители в меру своих возможностей и способностей, сталкиваются с тем, что не могут приспособиться к требованиям и методике своего педагога. Переучить такого ребенка оказывается намного сложнее, чем заново научить начинающего школьника, который проявляет большой интерес к новому виду деятельности.

       Третий аспект – психологический.  У ребенка должно быть стремление учиться в школе, чтобы получать знания. Для здорового ребенка познавательная  потребность к шестилетнему возрасту естественна.

       Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что перед будущим дошкольником стоят три главные задачи.

  1. Научиться учиться и получать от этого удовольствие.
  2. Научиться завязывать отношения с людьми, т.е. дружить со сверстниками и сотрудничать с педагогами.
  3. Поверить в свои способности и возможности.

       Эти задачи просты только на первый взгляд. Их решению могут способствовать не только сами родители, но и кризис 6-7 летнего возраста. Цель его как раз плавно перевести вашего малыша от преимущественно игровой деятельности к учебной.

Войти

Регистрация