0+



 

Опубликовано: 16.02.2017 г.

Автор: Морозова Елена Михайловна, воспитатель

г. Новосибирск МАДОУ детский сад № 102

Интеграция образовательных областей:

- физическое развитие

Цель  ОД:

- закрепление представлений о воздухе и его свойствах.

Задачи:

Обучающие:

- учить детей самостоятельно создавать модели самолетов и использовать их в познавательной деятельности;

- Учить самостоятельно проводить эксперименты.

Развивающие:

- создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств; проведение опытов с воздухом, показ презентации, учиться самостоятельно складывать самолетик из бумаги.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе;

Методы и приемы:

- словесные: рассказ педагога, вопросы детям;

- экспериментирование;

- моделирование: показ образца создания самолета из бумаги;

- практические: усвоение новых знаний.

Оборудование: стакан; емкость с водой; небольшой камень; бумага; электрический генератор; маленький бумажный кораблик.

Средства:

Технические: оборудование: проектор, экран, компьютер.

Раздаточный материал: п/э пакеты, бумажные веера.

Предварительная работа:

- проведение экспериментов на формирование представлений о воздухе и его свойствах;

- беседа о значении воздуха.

Форма организации: групповая, фронтальная.

Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы; 

I. Организационный момент

Ребята, сегодня мы с вами вспомним о воздухе и его  свойствах. Нам сегодня пришла посылка. И эту посылку нам прислали по воздуху на воздушном шаре. Давайте посмотрим что там. (Открываю посылку и достаю стакан.) Воспитатель: «Посмотрите, что нам прислали. Нам есть еще и письмо. «Дорогие ребята, меня зовут Карлсон, который живет на крыше. Я летаю по воздуху  с помощью пропеллера. Но я не знаю, есть ли в стакане воздух? Помогите мне пожалуйста узнать об этом. Ребята, я рассчитываю на вашу помощь» Поможем?

II. Вводная часть

Воспитатель: «Ребята, скажите, чего в комнате не видно? (Воздух.) Что вы знаете о воздухе? (Он не виден, воздух бесцветный, прозрачный.) Откуда же вы узнали, что в комнате находится воздух? (Без воздуха мы не смогли бы дышать.) Сегодня мы будем искать воздух там, где как мы думаем, его нет.

III. Основная часть

Воспитатель: «Посмотрите, что у меня в стакане? (Показываю стакан.) (В стакане ничего нет; воздух.) А как показать, что в стакане есть воздух? (ответы детей)  

Помните, мы с вами выпускали воздух в стакан с водой. Что нужно было сделать? (Подуть в трубочку.) Правильно. Сейчас мы с вами проверим, есть ли в стакане воздух. Как вы думаете, что нужно сделать? (Опустить стакан вверх дном в воду.). Если бы в стакане ничего не было, туда бы вошла вода. А сейчас вода туда войдет? (не войдет.) (Переворачиваю стакан и опускаю в емкость с водой.) Что же мы видим ребята? (В стакане воды нет.) В стакане находится воздух, и мешает воде войти в стакан. Мы даже можем опустить кораблик в воду, и сделать так, что он будет под водой. (Опускаю в воду маленький кораблик и накрываю его стаканом.) Ребята, посмотрите, что же произошло? (Кораблик не утонул, он плавает.) Так что же есть везде, даже в пустом стакане, только его не видно? (Воздух.) Правильно, молодцы.

А сейчас вы станете самыми настоящими исследователями. Для этого нам нужно разделиться на две группы. Поочередно каждая группа проведет свой опыт, а другая группа будет наблюдать.

Первая группа проводит опыт с пакетом. Пакет лежит на столе. Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что воздух есть в пакете? (Нет.) Почему вы так думаете? (Пакет плоский.) Что нужно сделать, чтобы воздух попал  в пакет? (Взмахнуть им и закрутить.) (Дети набирают воздух в пакет.) Какой вывод можно сделать? (В пакете есть воздух.)

Вторая группа проводит опыт с веером и водой. Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, как появляются волны на море? (Ветер дует на воду и появляются волны.) Давайте посмотрим так ли это? (Дети машут заранее заготовленным веером над водой.) Почему появились волны? (От ветра, воздуха.) Веер движется  и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться и поэтому появляются волны.

Обе группы справились со своими заданиями,  и сейчас мы с вами отдохнем.

Физминутка

Руки к солнцу поднимаю 

И вдыхаю, и вдыхаю. 

Ну, а руки опускаю, 

Воздух тихо выдыхаю. 

Это очень хорошо. 

Что сегодня дождик шел! 

(поднимаем руки через стороны вверх, 

делая вдох через нос. 

Через стороны опускают руки и тихо 

произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф») 

Ну вот, мы с вами отдохнули. Сейчас внимательно меня послушайте. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Увидим, кто о воздухе знает больше. Кто знает, в ответ поднимает руку, а остальные слушают.

Вопрос 1

Ребята, где воздух чище, в городе или в лесу? (В лесу. Деревья воздух очищают.) Правильно, деревья впитывают в себя воздух грязный, а выделяют кислород.

Вопрос 2

Чем дышит дерево? (Листьями.)

Вопрос 3

Где меньше всего бактерий в лесу или в городе? (В лесу.) Правильно. Почему вы так думаете? (Деревья забирают воздух грязный, а  выделяют чистый.)

Молодцы. Вы ответили на все вопросы. Воздух чище в лесу, дерево дышит листьями, и бактерий меньше всего в лесу.

IV. Заключительная часть

И так ребята, мы с вами выяснили, что воздух есть везде, даже в пустом стакане. И он может помогать людям. Как вы думаете? (Высказывания детей)

Слайд 1

Как вы думаете, почему корабль плывет? (Ему помогает ветер, воздух.)

Правильно, воздух надувает паруса, ведь ветер – это воздух, и корабль плывет.

Слайд 2

Ребята, как вы думаете, почему птицы летают и не падают? (У них есть крылья.) Правильно. Крылья птицы опираются на воздух, отталкиваются от него и летят.

Слайд 3

Так же и самолеты – у них есть крылья, и они опираются на воздух и летят. Если бы не было воздуха, то самолеты и птицы не смогли бы летать.

Воздух нам помогает получать электричество, посмотрите, как это происходит.

Показ видео

Слайд 4

Точно так же ветер дует на ветряную мельницу, и мельница вращается, помогает людям молоть муку.

Посмотрите, у меня в руках листочек бумаги и небольшой камень. Если я одновременно выпущу их из рук, что быстрее упадет? (Камень.) Почему вы так думаете? (Камень тяжелее.) Проверим. Камень упал быстрее чем бумага. Почему бумага падает дольше, чем камень? (Бумага легче; камень тяжелее.) Лист бумаги падает дольше, потому что он опирается на воздух и задерживается в падении.

Ну вот, ребята, мы помогли узнать Карлсону, что воздух есть везде, даже  в пустом стакане.

Сейчас я предлагаю сделать самолетики из бумаги. Каждый из вас может запустить свой самолетик, и показать  наш эксперимент своим друзьям (Дети изготавливают самолеты.)

Итак, ребята, что интересного вы узнали на занятии? (Корабль без ветра не поплывет, птицы и самолеты без воздуха летать не смогут, камень тяжелее чем бумага, и поэтому он падает быстрее.)

Молодцы! 

Используемая литература:

- Веракса  Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 80с.

- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПБ.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128с.

-  Интернет-ресурсы. 

Войти

Регистрация