0+



 

Опубликовано: 15.03.2017 г.

Автор: Фомина Надежда Васильевна, воспитатель

МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «КАЛИНКА», 

Ступинский муниципальный район

Тема: «Мотивационная готовность детей к школе»
Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

План родительского собрания

1. Вступление.
2. Информационный блок: «Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе».
3. Анкетирование родителей.
4. Физкультурная минутка.
5. Вопросы – ответы.
6.Просмотр родителями нескольких фрагментов видеозаписи непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, художественному творчеству с детьми подготовительной к школе группы.
7.Консультация педагога-психолога: «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».
8. Советы родителям будущих первоклассников.
9. Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу».
10. Организационные вопросы.
11. Заключение.

Ход собрания:

1. Вступление.
Ведущий-воспитатель. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребёнок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдёт в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасение тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребёнка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учёба, образовательная деятельность. Он отвечает за неё перед учителем, школой, семьёй. Усвоение знаний становится основной целью.

2. Информационный блок.
«Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе»
Поступление ребёнка в первый класс – ответственный момент как для него самого, так и для родителей. О том, какими знаниями и навыками должен обладать дошкольник для комфортного пребывания в школе, взрослые начинают задумываться задолго до этого события. Однако понимание готовности ребёнка к школе родителями и педагогами нередко различается. Зачастую именно это затрудняет предшкольную подготовку детей и приводит к чрезмерным дополнительным нагрузкам.
Переход дошкольника к новой ступеньке образования – поступление в первый класс – волнует каждого родителя. Взрослые переживают, как он будет ощущать себя в школе, как сможет учиться, при этом надеются, что первого сентября он станет настоящим первоклассником. Но долгожданных изменений обычно не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября ребёнок остаётся всё тем же вчерашним дошкольником. Так же для родителей бывает важно, чтобы ребёнок обладал социально значимыми качествами, прежде всего связанными с процессом обучения. Многие из них тем самым компенсируют собственное чувство неполноценности: требуют от младшего школьника успехов в учёбе, не считаясь с его возможностями. Причиной этого является их собственный страх. Таким образом, на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения могут приводить к психогенной дезадаптации, которая выражается в школьных страхах и неврозах.
Поступление ребёнка в школу, адаптация его к новым условиям может оказаться болезненным периодом как для него самого, так и для его семьи.
Учитывая актуальность темы, педагоги решили выяснить, что включают современные родители в понятие «готовность ребёнка к школе», каким образом они готовят детей к этому этапу. Было опрошено 9 родителей детей подготовительной группы.
В результате выяснилось, что 41% опрошенных в качестве критерия готовности ребёнка к школе называют навыки чтения, письма и счёта, 21% - сформированность психических познавательных процессов, 17% - положительное отношение к обучению, 14% - навыки общения со сверстниками, 7% родителей отметили, что готовый к школе ребёнок здоров, самостоятелен и усидчив. Родителям было предложено заполнить анкету «Как вы готовите ребёнка к школе?».
Таким образом, готовность ребёнка к обучению в школе большинство родителей сводят к овладению навыками чтения, письма и счёта. Важно отметить, что незаслуженно низкие места в рейтинге заняли две значимые позиции – здоровье и физическое развитие ребёнка.
Успешность обучения в школе, готовность приспособиться к изменившемуся режиму и нагрузкам в первую очередь зависят от того, насколько развит ребёнок физически и здоров.
Изучение результатов опроса продемонстрировало, что родители имеют определённые теоретические знания о подготовке ребёнка к обучению в школе. Однако на практике продолжают придерживаться ошибочной точки зрения, которая сводится к специальной подготовке в ущерб психологической и физическому развитию детей. Поэтому столь важна педагогическая поддержка со стороны специалистов детского сада, способных помочь родителям не просто осознать значимость грамотной подготовки ребёнка к школе, но и имеющих возможность «вооружить» их рядом практических умений и навыков.
Ведущий-воспитатель: Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально?

3. Анкетирование родителей.
Ответьте на вопросы анкеты:
-Способен ли ребёнок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда.)
-Способен ли ребёнок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда).
-Способен ли ребёнок познакомиться и общаться с другими детьми?
(Да, нет, иногда.)
-Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда.)
-Способен ли ребёнок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда.)
-Умеет ли ребёнок читать? (Да, нет.)
-Умеет ли писать? (Да, нет.)
-Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет.)
-Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет.)
-Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет.)
Если на все вопросы ответы утвердительные, можно сделать вывод, что ребёнок к школе готов. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребёнком в школе:
-ребёнок не может справиться с полученным заданием;
-поссорился с товарищем;
-ребёнку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);
-хочет спросить о чём-то учителя, но стесняется и т.д.
Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребёнком, обсудите её, помогите сделать правильные выводы.

4. Физминутка.
Родителям предлагается поиграть вместе со своими детьми в игру-соревнование «Первоклассник».
Дидактическая задача: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.
Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель всё необходимое для школы.
Ход игры. На столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.
После краткой беседы о том, что дети подготовительной к школе группы скоро пойдут в школу и, что нужно будет собирать в портфель всё необходимое для учёбы, дети и их родители начинают игру: выходят к столу две играющих пары. По команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Какая пара это сделает первой, та и выиграла. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей. В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание на то, что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнял эти правила в игре.

5. Вопросы – ответы.
Как правило, на таком собрании родители задают вопросы.
«Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник? Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что даётся им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребёнок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребёнок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счётом до бесконечности. Важно познакомить ребёнка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребёнок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше – один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счётная деятельность у них не развита.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ними за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте глубину лужи», наблюдайте за явлениями природы.
Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребёнок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребёнка придётся переучивать. Так же обстоит дело и со счётом – умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка.
«Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе?» В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи.
На выполнение каждого задания давайте ребёнку определённое время. Научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряй- те правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить.
«Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?» Не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.
«Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома, что делать?». Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребёнка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
«Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать?» Если ребёнок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учёбу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит. Старайтесь переключать ребёнка с одного вида деятельности на другой, предлагайте разобрать ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:
-он кого-то обидит;
-его кто-то обидит;
-у него что-то заболит;
-он потеряет какую-то вещь;
-он не поймёт, как выполнить задание и т.д.

6. Просмотр родителями нескольких фрагментов видеозаписи непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, художественному творчеству с детьми подготовительной к школе группы.

7. Консультация педагога-психолога
«Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста»
Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе ещё до того, как переступят её порог.
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимание взрослых. Между тем поступление ребёнка в школу полностью перестраивает жизнь ребёнка.
В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных её проявлений – повышенный уровень тревожности.
Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.
При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7-8 годам можно говорить об определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребёнка к школе.
Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.
К моменту поступления в школу ребёнок должен иметь представление о том, что его ждёт, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.
Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребёнок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и своё отношение к школьному обучению.
К семи годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но и прочувствованы ими.
Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста..
Через сказки (М.А. Понфилова «Лесная школа», О.В. Хухлаева «Сказка о котёнке Маше», Н.П. Слободяник «Памси») происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.

8. Советы родителям будущих первоклассников.
-Прежде всего, как это не покажется банально, любите своего ребёнка. Маленький человек должен знать, что его любят таким, какой он есть, но это не значит, что родители не хотят помочь ему стать лучше. Ваше желание заниматься с ребёнком, должно быть совершенно искренним.
-Вы должны быть по-настоящему заинтересованы занятиями, ребёнок почувствует, что вам это нужно, и будет стараться и ради себя, и ради вас. Ведь мама, папа – это главный человек, и если маме интересно, то и мне тоже. А раз мама так радуется, что я занимаюсь, значит, это действительно здорово!
-Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми: «Вот Петя прекрасно читает, а ты …», «Лена считает до 100, а ты только до 10» и т.д. Такие сравнения обижают и отбивают всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребёнка с ним самим: «Ты пишешь гораздо лучше, чем раньше», «Теперь это у тебя получается».
-Отмечайте небольшие достижения ребёнка, как громадные победы. Похвалить за дело не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше всё получится.
-Старайтесь всегда объяснять ребёнку, опираясь на понятные примеры, зачем он выполняет то или иное задание, что он узнаёт новое. При этом цель работы должна быть ясной и понятной.
-Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от простого к сложному. Выработка любого навыка идёт постепенно, и переходить к более сложным заданиям можно только после того, как выполнены более простые, новые знания базируются на уже освоенных.
-Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана самостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребёнку возможность самостоятельных усилий и, следовательно, собственных достижений.

9. Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу»:
1. Фамилию, имя, отчество своё.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес; город (село), в котором живёт, улицу, номер дома и квартиры.
4. Времена года (их количество, последовательность), основные приметы каждого времени года, месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность).
5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие; животные наших лесов, жарких стран, Севера); птицы; насекомые; растения (цветы, деревья); овощи; фрукты; ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду; обувь; головные уборы; посуду; мебель. Уметь обобщать и находить лишний предмет, например, огурец, помидор, капуста, груша. Здесь всё овощи, но груша – это лишний предмет, т.к. это фрукт.
6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
8. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право-лево, верх-низ и т.д.).
9. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке, устанавливать последовательность событий
10. Запомнить и назвать 6-8 предметов, картинок, слов.
11. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (10-15 мин.)
10. Организационные вопросы:
Просьба к родительскому комитету закупить тетради для занятий с детьми, наглядные пособия, грамоты и призы для награждения.
11. Индивидуальная работа.
Ответить на частные вопросы родителей, обозначить проблемы, имеющиеся у детей, дать рекомендации, как с ними справиться. Если проблемы кажутся значительными, посоветовать обратиться к психологу, логопеду.
12. Заключение.
Ведущий-воспитатель. Уважаемые родители, давайте объединим наши силы и станем единомышленниками в воспитании ваших детей, постараемся сделать жизнь детей в ДОУ ярче, разнообразнее, интереснее и радостнее.

Используемая литература:
1. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду, М.: Просвещение, 1991.
2. Журнал Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М.: Творческий центр Сфера.
3. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
№ 2/2008, № 9/2008, № 9/2011, М.: МЦФЭР Ресурсы образования.
4. Зверева О.Л., Кротова Т.В., методическое пособие / Родительские собрания в ДОУ, М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.

Войти

Регистрация