0+



 

Опубликовано: 27.03.2017 г.

Автор: Скворцова Галина Анатольевна, воспитатель,

МДОУ «Детский сад №11 города Галича Костромской области»

Цель занятия: создать условия для формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Программное содержание:  «Познавательное развитие»
-познакомить историей возникновения пуговиц,
- формировать представления об истории человечества (древний мир),
- расширять кругозор детей,
- закреплять умения сравнивать предметы,
- развивать познавательно-исследовательский интерес,
- развивать умение работать коллективно, объединять свою работу в соответствии с общим замыслом,
- развивать умение определять материалы, из которых изготовлены пуговицы.
 «Речевое развитие»
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивать грамматический строй речи,
- обогащать словарь детей (пластмасса),
- развивать умение рассуждать, делать выводы.
 «Социально-личностное развитие»
- развивать трудовую деятельность,
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду,
- воспитывать самостоятельность при выполнении работы,
 «Физическое развитие»
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Методические приемы: наглядный: показ картинок, иллюстраций из альбома «Русский национальный костюм», показ схемы для рассказа;
Словесный: пластмасса, «кляпыши»;
Игровой: обыгрывание сюжетов о пуговицах;
Практический: проведение опытов с пуговицами (деревянная не тонет в воде, металлическая утонула в воде, пластмассовая расплавилась на огне), выполнение коллажа их пуговиц;
Словарная работа: пластмасса - пластическая масса;

Предварительная работа: рассматривание альбома «Русский национальный костюм», работа со схемами, рассматривание пуговиц, выполнение коллекции из пуговиц, раскрашивание картинок с изображением разных пуговиц, игры с пуговицами.

Оборудование: альбом «Русский национальный костюм»; книга о древних людях; схемы; пуговицы разного размера, формы, материала; коробочки (3шт); 2 стакана с водой; подносы (3шт); свеча; коробок спичек; пинцет; коллаж из пластилина.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вход в ООД

Создание образовательной ситуации

- Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие.

- Хотите узнать куда?

- Отгадайте загадку.

- Что это такое?

+ Да

+ Одеваться соберёшься-

   Без меня не обойдёшься.

   Знают взрослые и дети-

   Застегну я всё на свете.

+ Пуговицы.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

- Мы совершим путешествие в волшебный мир пуговиц.

- Откуда к нам пришла пуговица?

+ Из древности.

+ Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

- Вот мы с вами очутились в волшебном мире пуговиц.

2 часть основная

Уточнение знаний в процессе деятельности , осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

- В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса.

- Какая одежда была у древних людей?

- Почему?

- Почему люди стали использовать пуговицы?

- Правильно. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. Шли века. Люди научились прясть пряжу, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более разнообразной. Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и тяжёлые шерстяные.  Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра. Для парадных костюмов пуговицы иногда делали из крупных драгоценных камней, в которых просверливали дырочки. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье, и каждая имела своё название.

- На Руси делали пуговиц-«кляпыши». На палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока на одном конце не получался шарик. Самые маленькие кляпыши были с горошину, а крупные - размером с куриное яйцо.

- Какие пуговицы использовали богатые люди?

- Почему?

- Правильно. Но чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл.

- Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберёгов, поэтому их называли пуговицами – от слова «пугать».

- У каждого из вас на одежде есть эта помощница.

Это уже современные пуговицы. Найдите на одежде пуговицы, расскажите, какие они, пользуясь схемой.

- Для чего нам нужны пуговицы?

- Для чего пуговице нужны отверстия?

- Какие бывают пуговицы?

- Сейчас вы разделитесь на группы. Пойдёте к столам. У вас в коробочках лежат пуговицы их надо разобрать по признаку – из чего сделаны: 1 стол - деревянные;

2 стол - металлические;

3 стол - пластмассовые.

- (1 стол) Расскажите о своих пуговицах.

- Из чего они сделаны?

- Чем пуговицы были раньше?

- Чем хороша такая пуговица?

- Какие недостатки у деревянной  пуговицы?

- Где можно использовать такие пуговицы?

- Вы сказали, что пуговица лёгкая, докажите.

- Что вы скажете?

- (2 стол) Расскажите о своих пуговицах. Из чего у вас сделаны пуговицы?

- Чем хороша такая пуговица?

- Недостатки таких пуговиц, какие?

- Вы сказали, что она тяжёлая, докажите.

- Что вы скажете?

- Где можно использовать такие пуговицы?

- (3 стол) Из чего сделаны ваши пуговицы?

- В природе встречается пластмасса?

- В природе нет пластмассы. Само название означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путём размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу, наподобие пластилина. Из такой массы делают на специальных машинах различные формы (посуду, игрушки, расчёски, пуговицы). Остывшие детали устойчиво сохраняют свою форму.

-Почему эта пуговица хорошая?

- Недостатки такой пуговицы, какие?

- Где можно использовать такие пуговицы?

- Вы сказали, что эти пуговицы боятся огня, плавятся.

- Давайте проверим, действительно ли это так.

(Воспитатель проводит опыт. Зажигается свеча, воспитатель пинцетом держит пуговицу над огнём)

- Что вы скажите?

+ Показ картинки.

+ Неудобная.

+ Она могла развязаться, было холодно, некрасиво, ходить так неудобно.

+ Чтобы не распахивалась, было удобно ходить.

+ Показ картинок

+ Показ картинок

+ Иллюстрации из альбома «Русский национальный костюм»

+ Пуговицы из золота и серебра.

+ Они были очень дорогие, украшены драгоценными камнями, их могли купить только богатые люди.

+ Показ картинок

+ Дети рассказывают по схеме о пуговицах.

+ Чтобы одежда держалась на теле, не распахивалась, было удобно ходить, делать работу, было красиво.

+ Чтобы пришить её к одежде.

+ С дырочками, на ножке, круглые, овальные, и др.

+ Дети делятся на 3 группы, подходят к столам, раскладывают пуговицы по признаку - из чего сделаны.

+ У нас деревянные пуговицы. Когда – то пуговица была веточкой и жила в лесу. На ней росли листья. Иногда садились птицы. Люди срезали ветку, очистили её от коры, распилили на тонкие диски. В них просверлили дырочки для того,  чтобы готовую пуговицу можно было пришить к одежде.

+ Она лёгкая, гладкая, красивая, удобная.

 + Она ломается, непрочная, горит.

+ Их пришивают к нарядному платью, костюму.

+ Опыт.

Дети проводят опыт. (В стакан налита вода, дети опускают пуговицу в воду)

+ Пуговица плавает, значит она лёгкая. Дерево легче воды.

+ Из металла. Однажды человек увидел таинственную гору, из которой выходил огонь и летели камни. Эта гора называлась – вулкан. Когда извержение заканчивалось, камни остывали и становились очень твёрдыми. Человек стал изучать свойства таких камней. Оказалось, что из такого прочного камня можно сделать топор и иголки. Они были крепкие. Этот материал человек назвал металлом. Но везде бывают вулканы. И извергаются они не всегда. Вот и додумался человек сделать специальную огромную печь и в ней «варить» металл.

+ Она прочная, не ломается, долговечная.

+ Тяжёлая, ржавеет, надо чистить.

+ Опыт.

+ Дети проводят опыт. ( В стакан налита вода. Дети опускают пуговицу в воду).

+ Пуговица утонула. Значит она тяжёлая. Металл – тяжелее воды.

+ Их пришивают на военную форму и спецодежду, на джинсах. Форменные пуговицы военные чистят для того, чтобы они блестели. Форма с такими пуговицами выглядит нарядно, торжественно.

+ Из пластмассы. Этот материал получают искусственным путём. Его называют искусственный материал.

+ Нет.

+ Лёгкая, долговечная, не боится воды, всем доступная.

+ Ломается, горит, плавится

+ Везде. Их пришивают на одежду, постельное бельё, пальто, плащи. Они доступны всем.

+ Опыт.

+ Она горит, плавится, принимает другую форму.

3 часть - заключительная

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов  деятельности детей.

- Молодцы. Вы хорошо потрудились. Посмотрите, сколько у вас пуговиц в коробочке. Из них можно выполнить красивый коллаж. Рисунок уже есть, мы с вами дополним и украсим его пуговицами.

- Зачем нужны пуговицы?

+ Дети выполняют работу.

+ Чтобы одежда не падала с тела человека, было удобно работать, было красиво и тепло.

Главный вывод детей из непосредственно- образовательной деятельности  в самостоятельную

- А сейчас мы приберём всё на столах. Когда придёте домой рассмотрите пуговицы, найдите интересные по форме. Мы с вами их потом рассмотрим все вместе.


Войти

Регистрация