0+



 

Опубликовано: 08.04.2017 г.

Автор: Жданова Галина Алексеевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №97» г.Воронежа

Тема: «Доктора леса».  (Путешествие в весенний лес).

Цели:

Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе; увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилет птиц.

Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Развивать зрительную память.

Закрепить усвоение соотношения целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник (игра «Сложи квадрат» - (Методика Никитина)  - итог – общая дорожка).

Развивать логическое, системное мышление.

Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

Материал:

Иллюстрации, картинки с изображением птиц,  модель проталины, игра: «Сложи квадрат». Системный оператор.

Модели:

Признаки весны, существенные признаки птиц.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, беседы, загадки о птицах.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?    (Весной)

Дети объясняют свой ответ, используя модели «весна». Яркое солнце. Дождь. Проталины, первые цветы. Зеленеют деревья. Насекомые. Прилет птиц.

Воспитатель.

Сколько месяцев длится весна?

Дети.

Весна длится три месяца.

Воспитатель.

Назовите их.

Дети.

Это март, апрель, май.

Воспитатель.

Какой сейчас месяц?

Дети.

Сейчас  месяц апрель.

Воспитатель.

Апрель – середина весны. Снег растаял. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идет теплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыш, мать – и – мачеха, купальница. Цветут деревья: тополь, береза, осина. Прилетают перелетные птицы. В лесу шумно от птичьего многоголосья. Хотите послушать музыку весны в лесу?

Звучит аудиозапись со звуками весеннего леса: голоса птиц, шелест ветра, треск ветки, журчание ручейка, стук дятла, песня синицы.

Воспитатель.

В весеннем лесу сыро, давайте построим дорожку, чтобы нам было удобнее гулять. (перемещение по группе).

Игра: «Сложи квадрат»

Каждый ребенок складывает свой квадрат, затем объединяют в одну «дорожку». По окончании постройки дети подходят к репродукциям картин И.Левитана «Март», А.Саврасова «Грачи прилетели». Звучит музыка А.Вивальди «Весна». По окончании музыки дети делятся своими впечатлениями, читают стихи о весне.

Воспитатель.

Тишина стоит вокруг,

Вышли мы сейчас на луг.

Воспитатель.

Посмотрите на мою «Проталину» - На что она похожа?

(Ответы детей).

Воспитатель.

На проталинах появились цветы. В каком это было месяце? Посмотрите, сколько подснежников! «Сорвите» по два цветка и встаньте, не мешая друг другу.

С теплыми лучами солнца «цветок начинает распускать «лепестки»: приготовьте правую руку – кисть со сложенными вытянутыми пальцами – «бутон». «Цветок» медленно начинает распускаться: ссссссс… (показ воспитателем длительного выдоха). Улыбнитесь. Покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам. «Цветок»  распускается… Распустился. Покажите «цветок» солнышку (поднять руку вверх, круговое движение кистью). Смотрите! Еще «цветок» распускается (левая рука, повтор упражнения).

Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются: сссс…  Начался «веселый дождик» (подскоки с подниманием рук вверх и в стороны). (Ощутить чувство радости и веселья).

Поднялся ласковый ветерок (наклоны в стороны, руки вверху).

Скорость увеличивается – ураган (по мере ускорения движения и увеличения амплитуды ощущать сначала чувство радости, затем тревоги).

«Сверкнула молния» (из основной стойки выпады в различных направлениях с резкими движениями рук. Ощущать чувство торжества и силы).

Ветер прогнал тучи, «солнышко просыпается» (из приседа медленно встать, подняться на носках, потянуться руками вперед и вверх к «солнцу». Ощущать радость рождения нового дня).

Воспитатель.

Идем по лесу. Кругом мох да мох, и сосенки на нем растут. А вот и большие черные-черные птицы летят на поляну: Ш! Ш! Ш! (Движение по кругу)

Что же это за птицы? ( Показ иллюстрации тетеревов).

Это, дети, лесные глухари. У них синеватые головы с коротким клювом и красными бровями. Петухи красуются перед тетерками, чуфыкают, бормочут.

«Чуфф-ши! Чуфф-ши!

Красные брови хороши!»

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскач.

А зовется птица … (грач).

Ходят важные, носами землю ковыряют: червяков ищут.

(Дети изображают: «Кра! Кра! Весна! Весна!»).

А по болоту ходят такие большие птицы – ростом прямо с баранов, и шеи у них длинные-длинные. Кто такие? Трру! Трру-рру! (Журавли).

А кто поет такую песню:

Зинь – зинь – танн!

Зинь – зинь – танн!

Скинь кафтан!

Скинь кафтан! (Синичка)

Воспитатель.

Каких перелетных птиц вы еще знаете?

(Ответы детей)

Воспитатель.

А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями?

(Ответы детей)

Воспитатель.

Сегодня я вам расскажу о самых настоящих докторах леса.

(Перед системным оператором)

Моя первая загадка об одном из них:

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.   (Дятел).

Воспитатель (рассказывает, используя системный оператор).

Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выстукивает – выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок короедов, дровосеков. Посмотрите, какой клюв у дятла. Зачем он ему? Правильно, он не только из-под коры  жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, и семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий, он им насекомых из любой щели достает. Посмотрите на лапки и хвост дятла. Почему они такие? Лапы у него короткие, с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит ему опорой при долблении.

Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают. На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни (показ иллюстрации). Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень?

(Ответы детей).

Воспитатель.

В отличие от дятлов поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.

Иволга – тоже лесной доктор. (Показ иллюстрации).

Она поедает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы.

А вот еще загадки:

Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.  (Петух)


Кто там прыгает – шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым – чистым

«Клее, клее, клее» поет со свистом?  (Клест)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат   (Цапля).

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь и был таков  (Пеликан)

Можно ли этих птиц назвать докторами леса?

(Ответы детей).

Воспитатель.

Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей? Объясните свой ответ.

(Ответы детей).

Воспитатель.

Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Как же вы будете защищать природу? (Вспоминают «Правил друзей леса»)

Войти

Регистрация