0+



 

Опубликовано: 10.04.2017 г.

Автор: Завадская Юлия Николаевна

Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, МБДОУ №54 «Белоснежка»

Темная сенсорная комната «Мир фантазий», существующая в нашем детском саду – это особым образом организованная инновационная среда, наполненная различного рода интерактивными стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и т.д. Сенсорная комната – это волшебная сказка,  в которой все переливается, журчит, звучит, успокаивает.

Периодическое и многократное посещение ребенком сенсорной комнаты позволяет решать многие задачи. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить ребенка с каждым прибором, научить концентрировать на нем свое внимание, выполнять определенные действия. Включение в занятие различных эффектов и прожекторов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание эффектов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений.[5]

            В нашем саду работа в сенсорной комнате ведется по направлению коррекции тревожности и страхов у детей дошкольного возраста. Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [7]

В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако, помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др. [4]

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

А. И. Захаров  считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.[3]

Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Все вышеизложенное подтверждает необходимость коррекции тревожности именно в дошкольном возрасте. В настоящее время существует большое количество методик по коррекции тревожности, одной из которых является коррекция тревожности с использованием интерактивного сенсорного оборудования.

Программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты, предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, постепенно усложнялись и доставляли ребенку удовольствие. Для этого прежде всего необходимы модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Такие модули очень помогают снять напряжение, тревожные проявления у детей.

В этой связи, особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений. Мягкие кресла, модули способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Напольное и настенное покрытие, пуфики и подушки оказывают приятное расслабляющее воздействие, обеспечивают возможность удобной позы.

Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.

Общие принципы работы в сенсорно комнате:

- Основу общеразвивающей, коррекционно-развивающей работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместной деятельности со специалистом.

- Специалист, работающий с ребенком, привлекает его к деятельности без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.

- Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:

• при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития саморегуляции;

• в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям ребенка;

• в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста детей и режима их основной деятельности. [5]

Основные цели и задачи коррекционной работы в сенсорной комнате, для снижения уровня тревожности у детей дошкольного возраста:

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- саморегуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием;

- умение передавать свои ощущения в речи;

- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- уверенность в себе.

2. Развитие коммуникативной сферы детей:

- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3. Развитие психических процессов и моторики детей:

- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Таким образом, важным преимуществом работы в сенсорной комнате является возможность проведения комплексной коррекции В одном занятии можно и снимать эмоциональную напряженность через релаксацию, и развивать мелкую моторику, через игры со светооптическими нитями. И значительно снизить уровень тревожности, через воздействие интерактивных стимулов. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе.[5]

Оборудование сенсорной комнаты нашего МБДОУ:

 - Мягкое напольное покрытие - обеспечивает комфорт и безопасность в сенсорной комнате; Предназначено преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.

 - Мягкие пуфики - позволяют снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела, оказывает мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

- Аквалампа  (детский уголок с пузырьковой колонной) – это основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.

- Проектор направленного света,  зеркальный  шар - при одновременной работе данных приборов возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущения сказки, героями которой становятся те, кто находится в сенсорной комнате. Прибор активно используется в процессе проведения релаксационных упражнений, а также занятий по фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

- Проектор «Цветовые пятна» - восприятие светоэффектов, производимых данным прибором, развивает: зрительное восприятие; воображение; снижает уровень тревожности; способствует психо-эмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.

- Панно «Звездное небо» -  важная составляющая интерактивной среды сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Панно находит применение в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психо-эмоционального и мышечного напряжения.

- Музыкальный центр + набор музыкальных дисков - музыка может повышать/понижать тонус мускулатуры, оказывать обезболивающее воздействие, усиливать иммунные реакции. Ее благотворное влияние на нейро-эндокринную систему помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психо-эмоциональный фон, повышает социальную активность, облегчает формирование новых отношений и установок, способствует развитию слухового восприятия, созданию психологического комфорта.

- Зеркальные панно -  позволяет расширить окружающее пространство вокруг оборудования сенсорной комнаты и усилить воздействие световых эффектов. Также зеркала способствуют: развитию визуального восприятия собственного тела; мимики и пантомимики; развитию умения выражать различные эмоциональные состояния; формированию уверенности в себе.

 - Оптоволоконная лампа  «Волшебный водопад» - используется для стимуляции зрительного восприятие, концентрации внимания, развития творческого воображения. Наблюдение за сменой цветов оказывает стимулирующее и расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленно сменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя в пространстве темной сенсорной комнаты.

Все занятия коррекционной программы имеют следующую структуру:

1.  Ритуал начала занятия;

2. Игровое задание на развитие психических процессов;

3. Релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

4.Ритуал окончания занятия.

Занятия проводятся индивидуально, либо с малой группой детей (3-4 ребенка). Длительность занятия – 20-25 минут.

Таким образом, в сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, тихая музыка – все это создает ощущение умиротворения, покоя.

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

- Улучшению эмоционального состояния;

- Снижению беспокойства, нервного возбуждения и тревожности;

- Нормализации сна;

- Активизации мозговой деятельности.

Литература

1.         Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. /А.И. Захаров. - СПб.: Союз. 2000. – 448 с.

2.         Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Кн. для воспитателя дет. сада /А.И. Захаров. - М.: Просвещение. 1986. – 128 с.

3.         Захаров, А.И. Детские неврозы / А.И. Захаров. - СПб.: Респекс. 1993. – 156 с.

4.         Кочубей, Б.И. Ярлыки для тревожности // Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – Семья и школа, 1988, №9.

5.         Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении / Г.Г.Колос. – М.:Аркти. 2006. – 79 с.

6.         Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2007. – 191 с.

7.         Психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. – 494 с.

Войти

Регистрация