0+



 

Опубликовано: 25.04.2017 г.

Автор: Ильина Ирина Владимировна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида  №146», г. Иваново

Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарно-тематическим планом образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования  МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №146».

Цель НОД: воспитание гуманно-ценностного отношения к природе, формирование представления о природных объектах, как живых существах.

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

  • Развитие любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (причинах и следствиях).
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
  • Приобщение к социокультурным ценностям.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Формирование основ безопасного поведения в природе.
  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Физическое развитие:

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, способствующих развитию крупной и мелкой моторики, а также с правильным,  не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег).
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (при формировании полезных привычек: выполнять физкультминутку, зрительную гимнастику после зрительного напряжения).

Речевое развитие:

  • Обогащение активного словаря.
  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Развитие связной речи, умения отвечать на вопросы.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).

Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; различает условную и реальную ситуации; ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями; применяет правила безопасного обращения с животными, насекомыми, растениями; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет различными видами движений, может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД: коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;  познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи; умение применять правила безопасного поведения в природе; регулятивные: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение правильно держать инструменты (карандаш) – сформированность мелкой моторики рук; личностные: умение осознавать свои возможности, формирование познавательной мотивации, стремиться  оказывать помощь, умение оценивать свои действия и действия сверстников.

Оборудование для педагога: картинки с изображением «живой», «неживой» природы; картинки цветов-первоцветов: подснежник, мать – и – мачеха, ландыш, примула, медуница;  деревьев: липа, береза, клен, дуб, ель, сосна, лиственница; насекомых: пчела, оса, шмель, шершень, бабочка, стрекоза, комар, муравей, жук; птиц: сова, соловей, кукушка, дятел, сорока, иволга, трясогузка; песок в контейнере; картинки для игры: солнце, вода, воздух, почва, растение, насекомое, заяц, волк, человек, микроб.

Оборудование для детей: разрезные картинки с изображением цветов – первоцветов, картинки – раскраски с шаблонами насекомых, растений, животных, цветные карандаши.

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций о животном, растительном мире, чтение энциклопедий о природе.

2.Чтение произведений: В.Танасийчук «Экология в картинках», Л.П. Молодова «Экологические сказки»,

3.Разучивание текста, движений физминутки и зрительной гимнастики; текста игрового упражнения «Закон природы».

4.Познавательные беседы о животном, растительном мире, о живой и неживой природе.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1.Вводная часть (Мотивационно-побудительный этап) (2 минуты)

Цель: активизация внимания, мотивация детей к проведению образовательной деятельности.

Цель: переключение на образовательную деятельность.

Воспитатель в образе Феи природы приветствует детей, звонит в колокольчик, предлагает собраться в круг.     1,2,3,4,5 – мы идем скорей гулять?

Вопросы к детям:

-Вы хотите отправиться в гости к  лесным друзьям и познакомиться с ними?

-Как вы думаете, какие лесные друзья ждут с вами встречи?

Предлагает отправиться в лесное царство.

Закрываем мы глаза

И попрыгаем слегка.

Руки вытянем вперед,

А потом наоборот.

Чтоб в лесу нам очутиться,

Всем на месте покружиться.

Дети собираются в круг.

Дети отвечают на вопросы.

Дети выполняют движения по тексту.

Этап 2. Основная часть (20 минут)

Вступительный рассказ воспитателя

Цель: углублять представления детей о природе, формировать элементарные знания о живой и неживой природе.

Цель:  развитие  интереса к природе.

Вот мы и в царстве природы.

Вопросы к детям:

-Что такое природа?

-Какая бывает природа?

Раздает картинки с изображением живой и неживой природы. Предлагает объединиться  в группы «живая» и «неживая» природа.

Одобряет за правильный выбор.

Приглашает детей пройти по волшебной тропе, которая называется  - экологическая.

Вопрос к детям:

-Как вы думаете, почему она так называется?

Уточняет ответы детей, поясняет: экологическая тропа – это волшебные уголки природы, где узнают много нового, интересного, удивительного о живой и неживой природе.

Дети отвечают на вопросы.

Ребята рассматривают картинки, объединяются  в группы «живая» и «неживая» природа.

Ответы детей.

Познавательная беседа

Представляет первого лесного друга, загадывая загадку:

Появился из – под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный

Чистый, маленький…… (подснежник)

Показывает картинку с изображением цветка, закрепляет на доске.

Вопрос к детям:

-что вы знаете об этом цветке?

-как  по – другому называют  подснежник?

-какие еще первоцветы вы знаете?

Сообщает детям: русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Подснежник  - это «растаявшая тайна зимы».

Отгадывают загадку.

Дети рассаживаются на стульчиках в соответствии с окклюзией (назначение врача - офтальмолога): со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу; дети с низкой остротой зрения, миопией находятся впереди, с расходящемся косоглазием, гиперметропией - на заднем плане.

Ответы детей.

Дидактическая игра «Составь цветок»

Цель: закрепление знаний детей о первоцветах (подснежник, мать – и – мачеха, ландыш, примула, медуница). 

Цель: развитие зрительного восприятия, умения составлять целую картинку из частей, сотрудничать со сверстниками в паре.

Хвалит ребят.

Дети распределяются по парам по желанию, подходят к столам, собирают разрезные картинки – пазлы с изображением первоцветов и называют их.

Познавательная беседа

Поясняет: первоцветы – это редкие  цветы России. Они занесены в Красную книгу. Их рвать нельзя.

Показывает картинку «Не рвать цветы».

Вопрос к детям:

-почему нельзя рвать цветы?

-что такое Красная книга России?

-почему Красная книга названа именно так?

Благодарит за правильный ответ

Закрепляют правило природы:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Продолжаем знакомиться с обитателями леса.

Загадывает загадку:

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна…. (липа).

Показывает картинку «липа», закрепляет на доске.

Вопрос к детям:

-почему оно так называется?

-какие еще вы знаете деревья?

-какую пользу приносят деревья?  

Хвалит за правильные ответы, уточняя, поясняет: все деревья выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. Поэтому, гуляя по липовой аллее, дышится легко и человек успокаивается.  В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Лапти, в которых ходили наши предки, были сделаны из липовой коры. Из этого следует, что липа оберегает людей, приносит в дом счастье. Липа – дерево мягкой породы, названное так из – за липкого сока. Листья липы по форме напоминают сердце, поэтому у восточных и западных славян она была символом женской нежности, мягкости, грации и красоты, воплощением таких прекрасных качеств, как сердечность, доброжелательность.

Без природы жить нельзя,

Деревья – лучшие друзья.

Береги и охраняй

Наш родной зеленый край.

Прикрепляет картинку «Не ломай деревья»

Дети рассуждают, отвечают.

Ребята делают вывод, что цветы дарят нам красоту, нектар для насекомых, полезны для здоровья человека (листья мать – и – мачехи помогают при кашле).

Отгадывают загадку.

Ответы детей.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях.

Цель: развитие  зрительного восприятия, умения сотрудничать со сверстниками в паре.

Предлагает одной подгруппе карточки с деревьями, а другой -  карточки с листьями этих деревьев.

Дети врассыпную двигаются по комнате. По сигналу: 1, 2, 3 – пару себе найди! Останавливаются, рассматривают картинки, находят пару: с какого дерева листок.

Физминутка «Деревья»

Цель: снятие мышечного напряжения.

Цель: развитие  координации движений, согласование движений с текстом, воспитание дружбы.

Станем мы деревьями, сильными, большими.

Ноги – это корни, их расставим шире,

Чтоб держали дерево, падать не давали,

Из глубин подземных воду доставали.

Наше тело – прочный ствол.

Он чуть – чуть качается

И своей верхушкой

В небо упирается

Наши руки – ветви

Крону образуют.

Вместе им не страшно,

Если ветры дуют.

Дети располагаются свободно по комнате, выполняют движения:

-Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.

-Ставят один кулак на другой.

-Наклоняются, складывают ладони чашечкой.

-Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.

-Покачиваются из стороны в сторону.

-Складывают ладони шалашиком.

-Поднимают соединенные руки над головой.

-Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.

-Смыкают пальцы.

-Качают головой.

-Качают поднятыми руками.

Познавательная беседа

Представляет обитателя леса, загадывая загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой

Похлопочет над цветком –

И поделится медком   (пчела).

Показывает картинку с изображением пчелы, закрепляет на доске.

Вопрос к детям:

-Что вы знаете о пчелах?

-Какую пользу приносят пчелы?

-Чем опасны пчелы?

-Каких жалящих насекомых вы знаете?

Показывает картинки с изображением разных насекомых (бабочка, шершень, комар, оса, стрекоза, шмель, муравей, жук).

-Как пчелы общаются между собой?

Поощряет детей за правильные ответы и обобщает: пчелы изобрели свой способ общаться…..при помощи танцев. Именно в танце она рассказывает, где находится пища и как к ней добраться.

Прикрепляет картинку «Не ловите насекомых».

Всех нужней насекомых на свете,

Это пчелы – запомните дети.

Опыляют цветы, все деревья, кусты,

Мед нам дарят, что спрятан в буфете.

Нас в любое время года учит мудрая природа:

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Дети располагаются на стульях с учетом назначения врача – офтальмолога (см.выше).

Отгадывают  загадку.

Ответы детей.

Дети узнают и называют жалящих насекомых на  картинках.

Массаж лица «Пчела»

Цель: нормализация мышечного  тонуса общей мимической и артикуляционной мускулатуры.

Цель: оказание положительного влияния на мышечную и нервную систему.

Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела

Ул-ул-ул – ветерок подул

Ала-ала-ала – пчелка крыльями махала

Ила-ила-ила – пчелка меда приносила

Дети стоят свободно по комнате, выполняют массаж:

-проводят пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам – 7 раз.

- проводят пальцами по щекам сверху вниз – 7 раз.

-кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз.

-растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком – 7 раз.

Познавательная беседа

Этот лесной друг – очень интересная птица. О ней сложено много легенд, сказок, поверий. Представляет обитателя леса, загадывая загадку:

В лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих, мыши прячутся, дрожа!   

Очень уж суровы филины и …..   (совы)

Показывает картинку с изображением совы, закрепляет на доске.

Часто эту птицу называют лесной или пернатой кошкой. Почему?

-Что вы знаете о сове?

Обобщает ответы детей, поясняет: оба животных (сова и кошка) ведут ночной образ жизни, хорошо видят в темноте, ловят мышей. Сова – единственная птица, у которой оба глаза  находятся «на лице», а не по бокам головы. Повернув голову, сова может увидеть свою спину, такая у нее шея. А слух у совы в 50 раз острее, чем у человека.

-Для чего сове такой слух?

Хвалит за правильный ответ, дополняет: такой слух необходим сове, чтобы находить под снегом бегущих мышей. Ученые подсчитали, что одна сова уничтожает за год в среднем 1000 – 1200 мышей. Это значит, она спасает около тонны хлеба, т.е. столько, сколько за год съедает примерно 10-11 человек.

-Каких птиц вы знаете?

-Зачем на Земле птицы?

Хвалит за правильные ответы. Подводит ребят к выводу:

Дети запомнить должны и понять:

Гнезда у птичек нельзя разорять!

Прикрепляет знак «Не разоряйте гнезда птиц!»

Дети отгадывают загадку.

Дети рассуждают.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Подвижная игра «Совушка»

Цель: закрепление  названий  животных, насекомых, птиц, частей суток, двигательных навыков, развитие слухового внимания.

Цель: участие в игре, применение правильных действий в условной ситуации.

С помощью считалки выбирается «Совушка», остальные дети – изображают животных, насекомых, птиц.

На слуховой сигнал: «утро», «день», «вечер» - дети двигаются свободно по комнате, играя свою роль, «Совушка» - «спит». На сигнал «ночь», дети – замирают, «Совушка» - вылетает и смотрит: кто шевелится, забирает в свое дупло.

Познавательная беседа

Вот и следующий друг, который хочет с вами подружиться. Сам расскажет о себе:

Я и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И как хочешь поиграть.   (песок)

Показывает картинку с изображением песка, закрепляет на доске.

-Песок относится к живой  или неживой природе?

-А вы знаете, как образуется песок?

Хвалит детей за правильный ответ, уточняет: что под воздействием ветра, дождя, мороза горы разрушаются, превращаясь в маленькие частички; вот такие частички и называются песком. Показывает настоящий песок в коробочке пластмассовой.

Вопросы к детям:

-Песок опасен или полезен?

Песок может, как лишить зрения, так и помочь лучше видеть. Например, песчаная буря способна ослепить человека. А вот линзы в очках тоже делают из расплавленного песка. Они помогают человеку лучше видеть.

Отгадывают загадку.

Ответы детей.

Дети рассуждают.

Ответы детей.

Зрительная гимнастика «Прогулка»

Цель: снятие зрительного напряжения.

Цель: расслабление глазных мышц.

Собираемся мы в лес,

Там деревьев много есть.

Вдалеке мелькает степь,

И в близь нам надо посмотреть.

Оглянемся мы вокруг,

Иди рядом со мной, друг!

По дороге мы идем

Песню звонкую поем.

Слева - ягоды растут

Справа - ландыши цветут

Сверху - неба синева,

А внизу растет трава.

А теперь пора домой,

Загулялись мы с тобой.

-Дети моргают.

-Дети смотрят вдаль.

-Дети смотрят перед собой.

-Круговые движения глазами вправо.

-Круговые движения глазами влево.

-Движения глазами влево.

-Движения глазами вправо.

-Движения глазами вверх.

-Движения глазами вниз.

-Дети моргают.

-Закрывают глаза.

Игровое упражнение «Закон природы»

Цель: закрепление знаний детей о взаимосвязи природы и человека.

Цель: участие в игре, закрепление правил поведения в природе.

-Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

-Не хвались, микроб! Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

- Это один из главных законов жизни на Земле: человек и природа влияют друг на друга. Сохраняя природу, мы сохраняем свое здоровье!

Ответы детей.

Ребята выбирают себе знаки с изображением живой и неживой природы. Поочередно произносят слова игры:

Я – солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я – вода, я главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я – воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я – самый важный.

Я – почва, я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я – растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я – насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я – заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я – хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я – человек. Могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Я – микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором): Все связано со всем! - Поднимают руки вверх.

Вот и закончилось наше знакомство. Мои лесные друзья рады, что вы много знаете о природе и будете ее беречь.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

-А сейчас пора возвращаться в садик.

Закрываем мы глаза

И попрыгаем слегка.

Руки вытянем вперед,

А потом наоборот.

Чтоб в саду нам очутиться,

Всем на месте покружиться.

Дети выполняют движения.

Этап 3. Заключительная часть (рефлексия)(3 минуты)

Итог НОД. Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность. Постепенный переход к самостоятельной деятельности.

Цель: уточнение уровня достижения целей  задач НОД; получение обратной связи. Мотивирование и заинтересованность детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок данной НОД.

Цель: высказывание детьми собственных суждений.

 

Вот мы снова в садике.

-Где вы сегодня побывали?

-Кому понравилось, похлопайте в ладоши.

-Что интересного узнали?

-Как называется тропа, по которой мы ходили?

-Какой лесной  друг вас заинтересовал? Почему?

-Какие правила природы вы запомнили?

-А кому вы расскажите о правилах?

Воспитатель предлагает раскрасить карточки (картинки лесных друзей: подснежник, сова, пчела, липа) и рассказать о нашей встрече родителям, друзьям своим.

Дети отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение по поводу того, что было интересно, что узнали, какие правила запомнили, с кем бы они хотели поделиться своими знаниями.

Принимают, либо не принимают (по желанию) участие в дальнейшей деятельности, предложенной воспитателем.

Информационные ресурсы:

  1.  «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н.Е. Вераксы.
  2. Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2008.
  3. Н.Н. Кондратьева «Формирование системы знаний о живом у детей старшего дошкольного возраста».
  4. Метод проектов в дошкольном образовании: метод пособие/авт.- сост. Н.А. Кочкина.- Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
  5. Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы.- М.: ВАКО, 2008.
  6. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей.-М.: ТЦ Сфера, 2012.
  7. В.Танасийчук «Экология в картинках». – М.: Детская литература, 1989.
  8. С.Николаева, «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» - М.: Новая школа, 1995.
Войти

Регистрация