0+



 

Опубликовано 21.08.2017г.

Клокова Тамара Викторовна Педагог –психолог
Муниципального учреждения
Центр психолого- педагогической, медико-социальной помощи «Стимул»
Тутаевского муниципального района

Цель: Формирование у учащихся понятия «собственных границ личности» через самопознание.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «границы личности», раскрыть характеристики физических и психологических границ.
2. Способствовать углублению процесса самопознания, поиска внутренних ресурсов для самореализации личности.
3. Мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, активизировать процесс рефлексии.
4. Способствовать развитию базовых коммуникативных умений и навыков.

Методы и приемы: групповая дискуссия, игровые упражнения, арт-терапия, методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Возраст участников: учащиеся старшей школы.
Группа - до 10 человек.
Материалы:
• метафорические карты;
• ватман, цветные маркеры, цветные мелки;
• кинетический песок,
• магнитофон, музыкальное сопровождение;
• буклеты «Граница – не клетка, а опора».


Ход занятия:
I. Организационный этап - (5 мин.)
1.Упр. «Визитка»
На столе лежат бейджики, разноцветные прямоугольники и фломастеры.
П. здоровается с учащимися: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Тамара Викторовна. Для того чтобы нам было удобно общаться я предлагаю вам оформить визитку со своим именем».
2.Упр. «Какой(ая) Я?»
На столе разложены метафорические карты.
Инструкция: Посмотрите на эти карточки. Возьмите одну понравившуюся вам и от имени карточки в двух словах – прилагательных расскажите, пожалуйста, о себе. Я начну…
Учащиеся высказываются от имени карточки.
П: Спасибо. Мы с вами познакомились и многое узнали друг о друге..

II. Основной этап – (20 мин.)
На полу парами разложены цветные листы.
1. Упр. «Границы личности»
П: Только что мы смогли убедиться в том, что все мы разные, каждый человек индивидуален. В жизни же нам приходится постоянно взаимодействовать друг с другом - дома, в школе, на улице, вступать в определенные отношения…Без этого жить в социуме просто невозможно.
Инструкция: Ребята, я прошу вас разделиться на пары. Встаньте, пожалуйста, на лист такого же цвета, как и ваш бейдж - это ваше личное пространство. Один из вас стоит на месте. Другой – исследует его личное пространство. Затем меняетесь ролями. Определились?.. Итак - «исследователи» сделайте один шаг навстречу напарнику.
- Прислушайтесь к себе, что вы чувствуете? Комфортно ли вам? Сделайте ещё шаг и встаньте спиной к напарнику. Какие у вас сейчас ощущения?
- Ещё один шаг..., еще…(всего 3 раза)
- А теперь поменяйтесь ролями. И проделаем то же самое.
- Спасибо. Присаживайтесь.
Вопросы для обсуждения: Прошу вас поделиться, какие ощущения возникли у вас на разных этапах, менялись ли они?

2. Справочная информация:
Я вижу, вы все прочувствовали, что у каждого из нас есть свое личное пространство. Сегодня я предлагаю вам поговорить о его границах.
Итак, границы - это место, где заканчивается «пространство нашего Я» и начинается «личное пространство Другого». Существуют физические и психологические (эмоциональные) границы личности. Давайте вместе порассуждаем: Каково содержание этих понятий?
(Высказывания учащихся).
П: Итак, мы определились, что физические границы – это границы физического тела, зона физического комфорта. Психологические границы как бы регулируют наши эмоции: с одной стороны позволяют нам иметь свои чувства и право на их выражение, а с другой - умение понимать чувства других людей и уважать их.
- А теперь давайте попробуем определить свои психологические границы.

3. Упр. «Я, мой мир, мои границы…»
Инструкция: Возьмите цветные мелки. На ватмане каждый нарисуйте круг, в том месте, где вам удобно, где хочется.
- С помощью других кругов дорисуйте его. Это «Ваш мир».
- Обозначьте его границы: обведите «Свой мир» одной линией.
- Посмотрите, как индивидуальны эти миры. К кому хочется сходить в гости? Попробуйте договориться с этим человеком, можно ли зайти к нему в гости, в какое место он вас пригласит, что можно принести с собой, т.е. где и что можно дорисовать.
Учащиеся создают «Свой мир» в рисунке.
Вопросы для обсуждения:
П.: Расскажите о «Своем мире»: Что вы хотели нарисовать? Что получилось? Кто приходил к вам в гости, как вы чувствовали себя при этом? К кому вы ходили в гости? Как вы себя чувствовали?
Высказывания учащихся.
П.: Посмотрите на общий рисунок. Чей мир вам кажется самым ярким, привлекательным? В чьи границы не хотелось вторгаться, разрушать их? Какой мир легче всего разрушить и почему?
Высказывания учащихся.
П: Спасибо большое за вашу работу. Я надеюсь, что вы задумались и станете более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает «Свой мир», свою индивидуальность.

4. Притча об умении выстраивать границы.
П.: Я хочу рассказать вам притчу:
«Однажды к убелённому сединами мудрецу вся в слезах пришла молодая и очень красивая девушка: — Что мне делать? – сквозь слёзы жаловалась она. – Я всегда стараюсь по-доброму обходиться с людьми, никого не обижать, помогать, чем могу, но часто вместо благодарности и уважения принимаю обиды и горькие насмешки, а то и откровенную вражду. Посоветуйте, что мне делать. Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал: — Разденься донага и пройдись по городу в таком виде. — Да вы с ума сошли! – возмутилась красавица. Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало. — Вот видишь, – ответил он, – появиться на людях, обнажив своё красивое тело, ты боишься. Так почему ходишь по миру с обнажённой душой? Она у тебя распахнута, как эта дверь. Все кому не лень входят в твою жизнь и в добрых делах твоих, как в зеркале видят отражение своих пороков. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. — Так что же мне делать? – спросила девушка. — Пойдём, я покажу тебе свой сад, – предложил старец. Водя девушку по саду, мудрец сказал: — Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не замечал, как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них. Так и ты будь подобна цветку: раскрывай своё сердце перед людьми не спеша, незаметно. Смотри, кто достоин быть тебе другом и творит тебе добро, как поливает цветок водой, а кто обрывает лепестки и топчет ногами…
Вопросы для обсуждения: На какие мысли навела вас эта притча? О чем заставляет задуматься?

III. Заключительный этап: рефлексия занятия (5 мин.)
Учащиеся подходят к столу с кинетическим песком.
П.: У каждого из нас есть свои ресурсы. У всех они разные, у каждого свои. Это тот источник, из которого мы черпаем силу для защиты «Своего мира», его границ.
1. Упр. «Ресурс»
П.: Возьмите песок в руки (пересыпают песок из рук в руки, пропускают его сквозь пальцы). Почувствуйте его. Согрейте его своим теплом (сжимают комок песка между ладоней). Представьте себе образ ресурса, который позволит вам защитить границы «Своего мира», создайте его.
Рефлексия: Расскажите, пожалуйста, что это за ресурс и как он поможет вам в защите ваших границ?
2. Завершение занятия:
П.: Большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно с вами сотрудничать. Хочется пожелать вам, чтобы границы, о которых мы с вами сегодня говорили, стали для вас не клеткой, а опорой для того, чтобы комфортно ощущать себя в «Своем мире», а ваш ресурс позволил сохранить их нерушимыми. Удачи вам!
Учащиеся получают буклеты по теме встречи.

Войти

Регистрация