0+



 

Опубликовано: 26.09.2017 г.

Идея опыта: Научить детей думать, хорошо ориентироваться в пространстве и в окружающем их мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимая самостоятельные решения.

1.Сведения об авторе                                             

 0000123Ф.И.О.  Марачева Светлана Владимировна

Образование  высшее педагогическое

Название (полное) учебного заведения,

год его окончания Оренбургский государственный педагогический университет, 1997г

Специальность по диплому   учитель географии-биологии

Место работы  МДОБУ № 63

Должность     воспитатель

Педагогический стаж   18 лет

Стаж работы в занимаемой должности 18 лет

Квалификация  первая

Награды    Почетная грамота ОО АЮО, 2012г.

 

2. Условия формирования опыта.

 

«Игра – это огромное светлое окно через
которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».

                                                                                                                          В.А. Сухомлинский

  

    Игра – основное и любимое занятие детей. Ребенок приходит в мир…. Взрослые должны окружать малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

 Все известные педагоги и ученые использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Это А.И. Сорокина, А.П. Усова, Л.А. Венгер и другие.

    Известный педагог – исследователь А.В. Запорожец оценил роль дидактической игры. Он писал: «Нам необходимо добиться того, что бы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». Материал лучше усваивается детьми, если он преподносится в игровой форме, поэтому занятия по формированию элементарных математических представлений у детей проводят в форме дидактической игры или как часть занятия.

    Используя дидактические игры по ФЭМП мы решаем ряд задач:

 - сравнивать предметы между собой.

- прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине.

 - развивать память, мелкую моторику рук, логическое мышление, внимания.

 - давать определение тем или иным понятиям.

 - развивать находчивость и сообразительность, интеллектуальные способности.

   Таким образом, дидактическая игра и упражнения являются эффективным средством развития ФЭМП у детей дошкольного возраста. Но только в том случае, если использовать ее в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие идет более интенсивно и успешно. 

   По данной проблеме я подобрала методическую литературу: 

   1.  Т.А. Павлова «Развитие пространственного ориентирования».

   2.  В. Волина «Учимся играя».

   3.  Д.В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре».

   4.  И.В. Скворцова «Сто логических игр».

    5.  А.А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных         способностей детей».

   6.  И.А. Сорокина «Дидактические игры в детском саду».

   7.  Л.В. Михайлова «Математика это интересно».

   8.  Л.А. Обромян «Игра дошкольника».

   9.  Касабуцкий «Давайте поиграем».

   10. Н.В. Бабкина «Развивающие игры с элементами логики». 

   Статьи в специализированных журналах, например в «Дошкольном воспитании», «Обруч».          Методы и приемы: практические, игровые, экспериментирование, моделирование. Дидактические технологии: наглядный материал, книги, компьютер, логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки  Кюизенера, игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм), игры головоломки, задачи – шутки, кроссворды, ребусы.

    Таким образом играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей – оперировать свойствами, отношениями объектов, выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине, сравнивать и обобщать группы предметов, стремиться и проявлять инициативу, самостоятельность.  

3. Теоретическая база опыта

   Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного образования.

    Дидактическая игра таит в себе большие возможности, заключающиеся в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

    Успешное формирование элементарных математических представлений у детей возможно в условиях целенаправленного педагогического процесса, в основе которого лежат следующие принципы. Перечислим их.

 • Принцип межпредметной связи – формирование элементарных математических представлений у детей осуществляется с учетом содержания всех разделов для овладения математическими представлениями: сенсорное воспитание (цвет, форма, величина), формирование пространственных представлений.

    •  Принцип систематичности и последовательности – предусматривается взаимосвязь формируемых у детей представлений, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому. Обеспечивается логика формирования математических знаний, установления связи между приобретаемым жизненным опытом и математическими представлениями. Процесс обучения осуществляется в соответствии с определенным планом поэтапно, при этом устанавливается связь каждого предыдущего этапа с последующим.

    •  Принцип деятельного подхода – предполагается учет особенностей структуры деятельности детей, представленной следующими компонентами: мотиватионно-целевым, операциональным, оценочно-контрольным. В процессе обучения большое внимание следует уделять поддержанию интереса к выполнению практических действий, организации и контроля деятельности детей со стороны взрослого, формированию целенаправленной деятельности. Это достигается путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.

    •  Принцип активности – предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности и инициативы.

   •  Принцип логического мышления – формирование навыков работы с объектами из плоскостных фигур, обучение анализировать, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.

   •  Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному взаимодействию на функции сенсорных систем, участвующих в логическом развитии. Наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает  интерес к математическим упражнениям, ускоряет формирование математических представлений.

   Все принципы воспитания и обучения осуществляются в единстве.

   Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбивая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, цвет, форму и другие признаки предметов.

    Развитие ребенка в дидактической игре происходят в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

   Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть в том случае, если у ребенка есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют игры.

   Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение.   Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

    Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности.

    Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Игры с дидактическими игрушками, картинками, природным материалом способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположения. Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

      1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

      2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: «Играя без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».

      3.  Дидактизм в игре должен сочетается с занимательностью, шуткой, юмором.

      Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнения задачи.   

4. Актуальность и перспективность опыта  

   Актуальность данной темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: величина, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствует формированию понятий, расширять знания детей. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.

   Так как игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в свою работу я включила дидактические игры и упражнения. Благодаря дидактической игре дети решают умственные задачи предложенные им в занимательной игровой форме.

   Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

   Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.     Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Именно этим объясняется актуальность данной работы.

 

5. Новизна опыта

    Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я пришла к выводу, что данный метод является новым в современной педагогике.

 Научная новизна опыта состоит в том, что в своей работе я предлагаю подробное исследование, что способствует повышению уровня элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями. Отличительной особенностью дидактических игр и упражнений является то, что эти игры и упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение математических упражнений предлагается активное включение в этот процесс таких функций, как внимание, память, мышление.

 Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я пришла к выводу, что нельзя обойтись без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычислить анализируемый объект, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера. Наглядный материал, книги, компьютер, плоскостные дидактические игры (Пифагор, Танграм), игры – головоломки, задачи-шутки, ребусы, дидактические игры сенсорно-моделирующего характера, способствуют решению умственных способностей детей.

6. Адресность опыта 

   Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей  дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присуши актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность.

Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления,  способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.                                                                                             

7. Трудоёмкость опыта 

   Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала по математическому развитию. Предполагает большую отдачу от самого педагога, который должен дать полное представление о пространстве и времени, учить ребенка выделять признак количества, анализировать, сравнивать, обобщать, располагать предметы в определенной последовательности с учетом степени проявления того или иного признака, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

   Трудности в реализации данного опыта состоит в том, что необходимо изготавливать много раздаточного материала, наглядного, подобрать и разобрать дидактические игры и упражнения. Необходимо чтобы сам педагог владел хорошими знаниями в области дидактических игр. 

8. Технология опыта. 

   Цель - формирование у детей математических представлений используя дидактические игры и представления.

   Цель реализуется через следующие задачи:

 - сравнивать предметы между собой;

 - прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине;

 - развивать память, мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание;

 - давать определение тем или иным понятиям;

- развивать находчивость и сообразительность, интеллектуальные способности; 

  

Успешное развитие ребенка осуществляется через усвоение, овладения основными формами:

      - логические;

     - наглядно-образные;

     - наглядно-действенные.

    К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законом логики. Формирование и развитие логических структур, мышление должно осуществляться своевременно.

    Основная форма мышления дошкольников – наглядно-образное восприятие, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть их соотношение с друг другом и соотношение их частей. Наглядно – действенное мышление – это мышление в действии с различными предметами и игрушками.

   В процессе формирования математических представлений используются разнообразные методы: практические, наглядные, игровые, моделирование. Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений  являются:

    - практическая деятельность детей с предметами или их заменителями (рисунками, моделями ит.д.);

   - широкое использование дидактического материала;

    - выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;

   - навыки счета, вычисления, измерения и рассуждений;

    - использование математических представлений в практической деятельности, игре, труде и других видах деятельности.

   Наглядный метод не является самостоятельным в формировании элементарных математических представлений. Наглядным методом обучения является: показ. беседа, рассматривание, дидактические игры и упражнения. 

   Моделирование – является наглядно практическим приемом в процессе обучения умственных действий: классификация, обобщение,  анализ, которое способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников.

    Игровой метод при формировании элементарных математических представлений выступает как метод обучения. В игровом методе широко используются разнообразные дидактические игры (предметные, настольно-печатные и др.) и являются эффективным способом при формировании  математических представлений во всех возрастных группах.

    Необходимым условием успешной реализации программы по ФЭМП является организация особой предметно - развивающей среды. Необходимым условием успешной реализации по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды. Каждый её компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

    Под развивающей предметно-пространственной средой по программе воспитания и обучения под ред. М. Васильевой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

    Предметно-развивающая среда включает в себя три компонента:

     - предметное содержание;

     - пространственная организация;

     - изменение предметного содержания во времени.

    К предметному содержанию относятся:

      1. Игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или совместно со взрослыми и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы)

      2. Учебно-методические пособия, модели, используемые взрослыми в процессе обучения детей (числовая лесенка, обучающие книги).

      3. Оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, измерений)

    Мною была составлена картотека игр по формированию элементарных представлений, в которые входят игры на внимание, на развитие логического мышления, понятия и воображения. Программа состоит из пяти разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма»,  «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Содержание программного мастерства этих разделов расширяет и углубляется от одной  возрастной группы к другой. Это обеспечивает доступность в формировании у детей необходимых знаний, умений и навыков.  Большая ценность дидактических игр, в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат развитию и воспитанию детей.  Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных знаний, умений и навыков. Использование дидактических игр на занятиях, в свободное время, в индивидуальной работе способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. С помощью дидактических игр индивидуализируется работа на занятиях, все задания даются посильные каждому ребенку с учетом его умственных возможностей. В

коллективных играх формируются качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности.

    Одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей, является занимательный математический материал. Он включает в себя занимательные вопросы, игры, головоломки, логические задачи, кроссворды, задачи-шутки. Задания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, чем те которые представлены обычными упражнениями. Занимательный материал не только увлекает детей, но и способствует совершенствованию наблюдательности, памяти, мышления и речи.

   Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра является эффективным средством развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Но только в том случае, если использовать её в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Играя, ребенок приобретает новые знания, навыки, умения и развивает творческие способности.

9. Результативность опыта 

   Дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

   Работа с наглядными моделями не только помогает детям научиться анализировать, сравнивать, обобщать, но и существенно обогащает их речь; анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии и является одним из хороших показателей готовности ребенка к обучению в школе.

10. Приложение

Система игровых заданий и упражнений 

№ п/п

Название игр (возраст)

Цель игры

1.

«Трамвай»

Подготовительная группа

Закреплять количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.

2.

«Найди пару»

Старшая группа

Закреплять состав чисел из двух меньших в пределах 5.

3.

«Делаем молча»

Старшая группа

Учить ориентироваться по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.

4.

«Поезд»

Подготовительная группа

Закреплять количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.

5.

«Составь фигуру»

Старшая группа

Закреплять знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

6.

«Цвет и форма»

Старшая группа

Упражнять в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире.

7.

«Куб-хамелеон»

Подготовительная группа

Учить путем подбора кубиков по цвету складывать различные фигуры, мозаики, постройки.

8.

«Составление треугольников и квадратов»

Старшая группа

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом присоединения к одной фигуре, взятой за основу другой.

9.

«Логические задачи на поиск недостающих фигур»

Подготовительная группа

Вызвать у детей интерес решению задач. Учить путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую фигуру. Упражнять в доказательстве решения.

10.

«Сложи фигуру»

Подготовительная группа

Закреплять знания сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей.

11.

«Сбежавшие числа»

Подготовительная группа

Учить детей сравнивать числа, ставить нужные знаки: больше, меньше или равно.

12.

«Назови число на единицу больше (или меньше)

Старшая группа

Закреплять умение детей называть последующее или предыдущее число.

13.

«Какое время года»

Старшая группа

Закреплять знания о месяцах года и основных признаках разных времен года.

14.

«Кто в домике живет»

Подготовительная группа

Упражнять детей в определении расположения предметов: на, под, над, вверху, внизу, слева, справа.  


Приложение № 1

Дидактические игры

1.«Какое время года?»

Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты дают вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

2. «Наоборот»

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Бросание и ловля меча.

Ход игры. Дети и воспитатель встают в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребёнок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребёнок отвечает: «Назад» (направо – налево, высоко – низко, длинный – короткий, широкий – узкий» и т.д.).

Игровые упражнения

  1. «Не ошибись»

Предложить детям зачеркнуть лишние цифры, оставив лишь ту, которая обозначает количество предметов на карточке: для этого они должны перечислить предметы на каждой карточке.

  1. «Соедини правильно»

Дать детям задание соединить каждый прямоугольник с цифрой, соответствующей количеству предметов в нём.

  1. «Сравни фигуры»

На фланелеграфе (магнитной доске) выложены квадрат и прямоугольник. Воспитатель выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? Как можно назвать их одним словом?». Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.

Приложение № 2

Занятие – игра

Программное содержание.

- Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

- Познакомить с цифрой 0.

- Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

- Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Счётная лесенка, карточка с изображение 4 кругов, фланелеграф, наборное полотно, 5-6 предметов мебели, 5-6 с изображением диких птиц, 5-6 карточек с изображением транспорта, 9 цветочков одинакового цвета, карточки с цифрами от 0 до 9.

Раздаточный материал. Треугольники разного цвета (по 6-7 штук для каждого ребёнка), полоски разной длины и цвета (по 10 штук для каждого ребёнка), карточки с цифрами от 0 до 9.

Методические указания

1часть. Игровое упражнение «Кто быстрее составит число».

Воспитатель показывает детям числовую карточку с изображением 4 кругов, предлагает определить, какое число он загадал, и составить его с помощью разных предметов. Дети составляют число на доске, наборном полотне и счётной лесенке при помощи предметов мебели, изображений диких животных и разных видов транспорта.

После выполнения задания воспитатель вместе с детьми выясняет: «Сколько всего предметов мебели (диких животных, видов транспорта) вы взяли? Какие предметы каждого вида вы взяли? Как вы составили число 5.

2 часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 при помощи треугольников разного цвета так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. После выполнения задания уточняет: «Сколько всего треугольников? Сколько треугольников, какого цвета вы взяли? Как вы составили число 5?».

3часть. Игровое упражнение «Сколько осталось».

Воспитатель предлагает детям разложить карточки с цифрами от 1 до 9. Обращает внимание на доску, где размещены 9 цветочков одинакового цвета, предлагает сосчитать их и показать соответствующую карточку с цифрой. Вызванный ребёнок выполняет задание на доске.

Воспитатель начинает убирать справа налево по одному цветочку, дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не остаётся ни одного цветка, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что нет ни одного предмета. Это цифра 0».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, предлагает детям найти её у себя, обвести по контуру и определить, на что она похожа. Дети располагают цифру 0 перед цифрой 1 и называют все цифры по порядку.

4 часть. Дидактическая игра «Кто ушёл».

Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Остальные дети запоминают, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети открывают глаза и определяют, кто ушёл и на котором по счёту месте стоял этот ребёнок.

5 часть. Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок».

Воспитатель дает детям задание: «Разложите полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Назовите длину каждой полоски. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих полосок: красной и коричневой?» (Коричневая полоска длиннее зеленой).

Воспитатель делает обобщение: «Коричневая полоска короче красной, но длиннее зеленой».

6 часть. Игровое упражнение «Где лежит предмет».

Воспитатель предлагает: «Определите, где находится шкаф (часы, кукольный уголок и т. д.) относительно вас. Расскажи, где находится шкаф по отношению ко мне».

Упражнение можно провести в форме соревнования между двумя командами. Задания могут давать ведущие по образцу воспитателя.

Непосредственно-образовательная деятельность

в старшей группе «Город сказок»

Цель. Учить ориентироваться по плану. Закрепить счёт от 1 до 10, обратный счёт, счёт парами, знание цифр; умение соотно­сить количество предметов с цифрой. Уп­ражнять в решении задач на уменьшение числа на единицу. Закрепить знание геоме­трических фигур и тел, умение конструиро­вать. Учить делить целое на части.

Развивать логическое мышление, внима­ние, умение рассуждать. Формировать поло­жительное отношение к русским народным сказкам, интерес к их драматизации.

Материал и оборудование. Иллюстра­ции для задач и заданий. Яблоко. Нож. План зала с Городом сказок и его окрестностями. Зал разделён на зоны: озеро - ткань голубого цвета, на ней 10 бу­мажных кувшинок, 4 игрушечные лягушки (одна из них - со стрелой в лапе). Под тка­нью спрятана перчаточная кукла Царевна. Рядом с озером разложены карточки с циф­рами от 1 до 9; дом Лисы и Волка - сооружение из мяг­ких модулей. В нём спрятаны перчаточные куклы Лиса и Волк. Рядом расставлены ис­кусственные ёлки; дом Емели -ширма для кукольного теат­ра. За ней - перчаточная кукла Емеля, мешо­чек с геометрическими фигурами и телами, подносы с наборами геометрических фигур (один набор на двоих детей); лес и избушка на курьих ножках Бабы-яги - ширма для кукольного театра. За ней - пер­чаточные куклы Баба-яга и Змей Горыныч. Зоны соединены переходами в виде кочек (поролоновых подушек), по которым нужно прыгать; ворот, под которыми нужно проле­зать; массажных дорожек для ходьбы.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Воспитатель. Скоро наступит лето, и мно­гие из вас куда-нибудь поедут отдыхать. Но мы можем уже сейчас попутешествовать и по­бывать в Городе сказок. Там нас ждут волшеб­ные превращения, приключения, трудные за­дания. С собой мы возьмём план города и его окрестностей. (Показывает план.) Для чего он нужен? Что означают стрелки? (Ответы детей.) Куда нам предстоит попасть сначала? (На озеро.) Оно находится около города. Как туда доберёмся? (По кочкам.) Верно. Дети прыгают по кочкам.

Воспитатель. (указывает на лягушку со стрелой в лапе). Что за необычная лягушка живёт в этом озере? (Царевна-лягушка.) Она грустит. Почему? (Предположения де­тей.)Иван-царевич старается выполнить задания Кощея Бессмертного. От этого зави­сит, превратится ли лягушка в царевну или век ей на озере жить. Давайте поможем Ивану-царевичу.

Первое задание Кощея.

-  Сосчитайте кувшинки. (Счёт от 1 до 10, обратный счёт, счёт парами.)

-  Сколько кувшинок с цветками?

- Сколько без цветков?

- Каких кувшинок больше: с цветками или без цветков? На сколько больше?

- Что нужно сделать, чтобы и тех и других кувшинок стало поровну?

(Ответы детей.)

Второе задание Кощея.

-  На листьях кувшинок сидело шесть ля­гушек. Одна спрыгнула в воду. Сколько лягу­шек осталось? (Ответы детей.)

Третье задание Кощея. Воспитатель показывает детям картинки с изображением комаров и головастиков.

-  Сколько комаров летает над озером? Покажите цифру.

- Сколько головастиков плавает? Пока­жите цифру.

- В кого превращаются головастики?

- Сколько лягушек живёт на озере? (Де­ти считают сидящих на кувшинках лягушек.)Покажите цифру.

Воспитатель. Вы помогли Ивану-цареви­чу выполнить задания Кощея, и через не­сколько секунд лягушка превратится в царе­вну. Закройте глаза. (Убирает лягушку, до­стаёт перчаточную куклу Царевну, гово­рит за неё.)

Царевна. Спасибо, дети! Вы направляе­тесь в Город сказок? Он совсем близко. Сча­стливого пути! А я дождусь Ивана-царевича.

Воспитатель. Посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На дорожку, слева от неё - ёлочка.) Так вперёд по дорожке! (Де­ти проходят по массажной дорожке.) Мы подошли к воротам. Какие они по высоте? (Низкие.) Как через них пройти? Дети проползают в ворота на четве­реньках, садятся на кочки перед домом Ли­сы и Волка. Воспитатель и заранее подго­товленный ребёнок разыгрывают сценку, надев на руки перчаточные куклы - Лису и Волка. За Волка говорит воспитатель, за Лису - ребёнок.

Волк. Лисавета, здравствуй!

Лиса. Как дела, зубастый?

Волк. Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса. Где ты был?

Волк. На рынке.

Лиса. Что купил?

Волк. Свининки.

Лиса. Сколько взяли?

Волк. Шерсти клок, ободрали левый бок, хвост отгрызли в драке.

Лиса. Кто отгрыз?

Волк. Собаки.

Лиса. Сыт ли, милый куманёк?

Волк. Еле ноги уволок!

Воспитатель. Учит Лиса Волка,

Да только мало толку.

Не умеет Волк считать

И задачки решать.

Покажите Волку, как надо решать Лисич­кины задачки.

«Сосчитай курочек» Рыжая плутовка считать умеет ловко. Пришла в деревню кур пересчитать. Да куры за забором, Чтоб не залезли воры. Сколько же курочек? Показывает иллюстрацию с изображени­ем забора и нарисованных под ним куриных лапок. Дети определяют количество кур.

«Третий лишний» Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением медведя, ежа, белки. Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор. (У медведя и белки шуба пушис­тая, а у ежа колючая. Белка и ёж - малень­кие животные, а медведь - большое. И т.д.)

«Отрицание» Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением помидора, красного перца, репы, огурца, гороха. Зайцы на огороде поливали овощи не красного и не жёлтого цвета, но это бы­ли не огурцы. Что поливали зайцы? (Горох.)

Волк. Лисичка, пойдём. Я буду учиться - хочу стать таким же ум­ным, как эти дети.

Воспитатель. До свидания, зве­ри! А вы, дети, посмотрите на план. Куда стрелка указывает? (На дорож­ку, слева от неё - цветы.) Верно. Тогда вперёд! (Дети проходят по массажной дорожке к дому Емели.)

Воспитатель. Этот сказочный герой

Поймал в проруби зимой

Рыбу говорящую.

Стоит лишь сказать слова.

Происходят чудеса:

Вёдра воду носят,

Сани дрова возят,

Сам герой на печи

К царю в гости ездит.

Кто это? (Емеля.) В окне дома появляется перчаточная кукла Емеля.

Емеля (за него говорит воспитатель). Ну, кто там меня зовёт?

Воспитатель. Емелюшка, выйди к нам, пожалуйста.

Емеля (выходит). Здравствуйте, дети!

Воспитатель. Чем ты, Емелюшка, занима­ешься?

Емеля. Я вот думаю, как соседям-зайцам подсобить домики построить.

Воспитатель. Мы можем помочь.

Емеля. Вы для начала со мной в игру сы­грайте, а я посмотрю, выйдут ли из вас стро­ители.

Игра «Волшебный мешочек» Дети на ощупь определяют геометри­ческие фигуры и тела (цилиндр, конус, куб, шар, круг, овал, треугольник, квад­рат).

Емеля. Молодцы! Теперь выложите на ли­сте бумаги из геометрических фигур краси­вые домики. А мы уж с зайцами по вашим планам вмиг всё построим. Работа в парах - конструирование до­миков из геометрических фигур.

Емеля. Быстро вы справились. Да и до­мики замечательные получились! Каждому зайцу можно домик построить. Поработали - теперь отдохните. Я вам на гармошке сы­граю, а вы с зайцами попляшите.

Разминка Дети выполняют движения в соответ­ствии с текстом песни «Зайка».

Воспитатель. До свидания, Емеля! Нам пора отправляться в путь. Дети, посмотри­те на план. Куда стрелка указывает? (На лес.) Дети идут по следам. Подходят к ширме с изображением леса и избушки на курьих ножках.

Воспитатель. Что за странный теремок?!

Из трубы идёт дымок.

У избушки ноги есть.

Кто ж тогда хозяин здесь? (Баба-яга.) Воспитатель достаёт из-за ширмы перчаточную куклу Бабу-ягу, говорит за неё.

Баба-яга. Фу-фу-фу, русским духом пах­нет! Не иначе гости пожаловали. Ой, да это же мои старые знакомые. Здравствуйте, де­тишки, девчонки и мальчишки!

Дети. Здравствуйте!

Баба-яга. Детки, вы, как всегда, вовремя -тут ко мне в гости Змей Горыныч зашёл. (Под музыку воспитатель достаёт из-за ширмы перчаточную куклу Змея Горыныча и гово­рит за него.) Я, конечно, ему рада, да не знаю, как мне быть.

Воспитатель. А в чём дело?

Баба-яга. Есть у меня яблочко молодильное. Съешь его - на сто лет моложе станешь. Но яблоко-то одно! (Достаёт яблоко.) Если я его сама съем, Горыныч обидится. Что же делать? (Поделить.) А как?

Задание «Подели яблоко» Ответы детей могут быть разными, но правильный - на четыре части, потому что у Змея Горыныча три головы. Воспи­татель вызывает одного ребёнка и пред­лагает ему разрезать яблоко на четыре части.

Змей Горыныч. Спасибо, ребятки! Мы до­бро не забываем. Дети прощаются с Бабой-ягой и Змеем Горынычем. Затем рассматривают план и возвращаются туда, откуда они отправи­лись в путь.

Воспитатель. Вот и закончилось путеше­ствие в Город сказок. В каких сказках вы по­бывали? Какие добрые дела сделали для персонажей сказок? (Ответы детей.) Сегодня вы выручали сказочных героев. Надеюсь, и в жизни вы всегда будете всем помогать.

Приложение № 3

Словесные игры

  1. «Кто больше назовёт».

Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает им назвать предметы, которые имеют форму четырёхугольника. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Правило. Нельзя называть дважды один и тот же предмет.

Игра проводится в быстром темпе. В конце игры, подводится итог: какая команда набрала наибольшее количество очков.

  1. «Да и нет».

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего.

Ведущий – в центре круга. Загадывает какой-нибудь предмет. Дети должны его отгадать. Можно отвечать»да» или «нет».

Например: Этот предмет круглый? (Да.) он стоит на верхней полке? (Да.) Он стоит справа? (Нет.) Он глубокий? (Нет.) Эта тарелка.

Во время игры нельзя задавать вопросы о назначении предмета. можно спрашивать о форме, величине, месте расположения.

Игра повторяется. Ведущим становится тот, кто отгадал предмет.

  1. «Отгадай число»

Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырёх?» - «Да». – «Оно меньше шести?» - «Да». – «это число пять?» - «Да».

После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

Приложение № 4

Загадки математического содержания

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)

Пять братцев в одном домике живут. (Варежка)

Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы)

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.(Лук)

В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз)

Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели)

В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)

12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)

Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)

Много рук, а рука одна. (Дерево)

Пять мальчиков , пять чуланчиков, разошлись мальчики в тёмные чуланчики. (Пальцы в перчатке)

Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. (Вилка)

Дом без окон и дверей. В нём 6 кругленьких детей, в темноте проводят дни. Угадайте, кто они? (Горошины в стручке)

У него 4 лапки, лапки – цап - царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей. (Кот)

Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это должно быть, им очень обидно. (Глаза)

Спинка, доска и 4 ноги – что я задумал, скорей назови! (Стул)

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк. (Паук)

У двух матерей по 5 сыновей. (Пальцы)

Задачи – шутки

  1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
  2. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить её на угол стола)
  3. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной. (6)
  4. На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (Переложить крайнюю)
  5. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их на угол стола)
  6. Тройка лошадей пробежала 5км. Сколько км. пробежала каждая лошадь? (По 5 км.)
  7. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2кг.)
  8. У трёх братье по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
  9. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной)
  10. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного)
  11. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  12. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра» (7)
  13. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)
  14. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит)
  15. Купил на одну копейку, заплатил 2 копейки. Сколько дадут сдачи?
  16. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
  17. Мельник пришёл на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, каждая кошка имела по 3 котёнка. Сколько ног было на мельнице? (Две ноги. У кошек – лапы)
  18. Горело 7 свечей, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)
  19. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка)
  20. Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?

Приложение № 5

Математический праздник

в старшей группе «Путешествие по островам»

Цель. Совершенствовать навыки счета, упражнять в сравнении предметов по величине, развивать смекалку, воспитывать познавательный интерес.

Ход праздника.

Дети делятся на три команды: в двух одинаковое количе­ство участников; в третью входят дети с более низким уров­нем знаний (это обусловлено степенью сложности заданий). Команды заранее выбирают названия и изготовляют эм­блемы для каждого участника. Например: 1-я команда - «Кузнечики»; 2-я команда - «Светлячки»; 3-я команда - «Дракончики».

Ведущий. Вы любите путешествовать? Тогда я пригла­шаю всех в увлекательное путешествие! Отправимся на уди­вительные острова, которые называются: «Рассуждай-ка», «Умей-ка», «Расставляй-ка», «Отвечай-ка». В путь! (Звучит музыка.) Первый остров на нашем пути - «Рассуждай-ка». «Кузнечики» и «Светлячки» располагаются на первом остро­ве, а «Дракончики» садятся на заранее приготовленные стулья.

Ведущий. Сначала я хочу познакомить вас с правилами игры. Узнать, сколько баллов можно получить за правильный ответ, а помогут нам «Дракончики». (Подходит с подносом, на котором лежат перевернутые карточки с изображением цифр от 1 до 5.) Каждый из вас возьмет с подноса одну карточку.

Тот, у кого окажется самое большое число, - будет бросать куб. Выпавшее число на кубе - оценка данного задания. Я буду задавать вопросы, а «Кузнечики» и «Светлячки» снача­ла обсудят вопрос, после чего один из участников (по выбо­ру команды) даст ответ. Сначала будет отвечать одна коман­да, затем - другая. Когда будет задан второй вопрос, первой даст ответ вторая команда. Итак, игра начинается.

- Один ослик нес 5 кг сахара, а другой — 5 кг ваты. У кого поклажа тяжелее?

Команды обсуждают вопрос: первыми отвечают, например, «Кузнечики», вторыми - «Светлячки».

Ведущий. Правильный ответ дала команда... Если обе команды ответили верно - обе получают баллы, если обе ответили неверно - обе не получают ничего.

- Второй вопрос. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет ве­сить, если встанет на одну ногу? На этот раз первыми отвечают «Светлячки». Подводится итог первого задания.

Ведущий. А теперь отправимся на следующий остров. Как мы будем до него добираться? Мы прибыли на остров «Умей-ка». Смотрите: конверты, в них фигуры, из которых нужно собрать одну большую геометрическую фигуру и рас­сказать о ней все, что вы знаете.

Звучит тихая музыка. Дети приступают к выполнению за­дания. Ведущий подходит к команде «Дракончики».

Ведущий. У меня в шкатулках спрятаны призы, но преж­де, чем вы их получите, надо отгадать загадки, которые по­могут узнать, что, же спрятано в шкатулках.

1. По реке плывет бревно,

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит... (Крокодил)

2. Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж)

3. То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе! –

Продырявит море! (Утюг)

Первые две команды показывают, какие фигуры у них по­лучились, и рассказывают об этих фигурах. Например, у нас четырехугольник, который называется квадратом. У него че­тыре стороны одной длины.

Ведущий. Ответы принимаются. А путешествие про­должается - нас ждет остров «Расставляй-ка». Как мы до­беремся до него? (Звучит музыка.) На этих подносах ле­жат фигуры, все они разного размера. Каждый из вас возьмет по одной фигуре, а затем вы построитесь так, что­бы на одном фланге оказалась самая маленькая фигура, а на другом - самая большая, а все остальные между ними по размеру. Команда «Дракончики» выкладывает ряд на полу.

Ведущий. Вперед! К новым испытаниям! Нас ждет по­следний остров - «Отвечай-ка». Будьте внимательны! Я бу­ду задавать вопросы поочередно каждой команде. За каждый правильный ответ команда получит один балл. Отвечать нуж­но быстро и только одним словом «да» или «нет».

В пустом стакане есть орехи? Снег идет летом? Понедельник после вторника? Суп едят вилкой? Кошка боится мышку? Но­ябрь - осенний месяц? Дерево выше, чем куст? Морковь бы­вает синяя? Мама старше бабушки? Берлога медведя на ветке? Вопросы должны задаваться быстро. Ответы не обсуждаются. Ведущий вместе с гостями ведет подсчет баллов.

Ведущий. А сейчас мы узнаем, какая команда набрала больше баллов и победила. Звучат фанфары. Объявляется победитель. Награждаются все три команды, но победитель получает более значимый приз - игры, лото и т. д.

Примечание. На кубике должна быть грань, помеченная но­той. Если она выпадает в игре - дети танцуют. Если выпа­дает грань «приз» - команда получает приз (один на всех - книги, игрушки для группы).

Приложение № 6

Математические игры на прогулке

(старшая группа)

1. Предложить детям найти понять одинаковых предметов (например шишек). За каждое правильно выполненное задание дети получают фишку. Победит тот, кто найдет больше предметов.

2. Предложить мальчикам найти большие предметы квадратной формы, а девочкам маленькие. Затем подводится итог: кто больше назвал предметов квадратной формы - мальчики или девочки. Предложить детям обосновать свои ответы.

3. На глаз определить, что длиннее: скамейка или скакалка, палка или ветка и т.д., обосновать ответ и доказать его правильность.

4. Обратить внимание детей на изменение солнца, движение облаков, цвет неба неустойчивость погоды. Провести игру «Вчера, сегодня, завтра», с мячом. Педагог бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч...». Ребенок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?» Например: «Мы пойдем гулять в лес... (завтра); физкультурное занятие будет… (сегодня).

5. На прогулке предложить детям 7 одинаковых предметов (дети могут принести, к примеру семь камушков, семь палочек, семь листков и т.д.)

6. На площадке нарисовать два ряда по восемь кругов на небольшое расстоянии друг от друга, обозначить их цифрами. Играют двое детей. И? надо по сигналу на одной восемь раз попрыгать маршрут, не сбившись порядке, в порядке цифры от 1до 8. Выигрывает тот, кому это удалось. Игра повторяется с другой парой детей.

7. Предложить детям нарисовать квадраты и прямоугольники на асфальте (за определенное время). Например, один ребенок считает до 10, а двое других это время рисуют. После чего проверяют, кто больше нарисовал.

8. В течение дня обратить внимание на изменение в природе. Вспомните, что раньше утром, когда дети приходили в детский сад, ещё было темно, е группе горел свет, когда уходили домой, уже было темно, тоже горел свет. А теперь как? Уточнить какое время года.

9. Если снег липкий предложить скатать по одному снежному шару. Выяснить, у кого из них самый большой шар; самый маленький; сколько всего шаров они скатали. Сколько маленьких шаров? Сколько больших.

10. Найти толстые и тонкие деревья на участке. Обхватить их стволы руками. Спросить: каковы стволы деревьев по толщине? Попросить найти одинаковые по толщине деревья. Если нет деревьев разной толщины, сравнить ветки на кустах. Провести игру «Кто больше назовёт?» С небольшой группой детей, разделив их на две команды. Одна команда называет толстые предметы, другая - тонкие. Какая из команд победит?

11. Обратить внимание на изменение в природе. Предложить отгадать загадки.

С зарёй родился,

Чем больше рос,

Тем меньше становился. (день)

Когда это бывает,

Что солнышко совсем уже садится,

Гвоздика лепестки

Свои свернёт

А дети спать уже

Собираются ложиться (вечер)

Поиграть с детьми в игру «Кто быстрее?»

На земле начертить квадрат, разделить его на девять маленьких квадратов. В них написать цифры таким образом: 1-ый ряд -1,2,3; 2-ой ряд- 6,5,4; 3-ий ряд- 7,8,9. В игре принимают участие двое детей. Выбирается ведущий. Он прыгает.

12. Начертить на асфальте прямоугольник. Разделить его на 10 частей. Написать в них цифры по порядку. Дети бегают под удары бубна. Как только б замолчит, они, взяв со стола перевернутые карточки с цифрами, находят место в числовом ряду.

Усложнение игры. Вместо цифр нарисовать определённое количество маленьких кружков на земле.

13. Организовать соревнование по прыжкам:

- сначала вперед по левой ноге, а потом по правой.

Какой ногой медленней прыгать? Какой ногой быстрее прыгать?

14. «Соберем букет»

На земле опавшие листья. Воспитатель обращает внимание детей на красоту осени и на листья, лежащие на земле. Затем предлагает составить букеты из них. Дети делятся на две команды. По первому сигналу ребята начинают сбор листьев в букеты, по второму сигналу заканчивают.

«Как узнать, в каком букете больше листьев?» - спрашивает воспитатель. Дети могут предложить пересчитать листья в одном букете, а потом в другом. Дать им возможность подумать, как ещё можно узнать, не считая листья (положить один лист на другой или положить в два ряда один над другим).

Приложение № 7

Консультация

Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Приложение № 7

Советы родителям

  1. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни. Например, используя предметы, с которыми ребёнок взаимодействует самостоятельно, конкретизировать его представления о количественных отношениях: продемонстрировать, что предметы одной группы могут быть расположены близко или далеко друг от друга – от этого их количество не меняется.
  2. Активизировать в играх представления ребёнка о цифровой символике, привлекать внимание к использованию цифр в быту и окружающей жизни (номер дома, квартиры, автобуса и т.д). Создавать условия для знакомства с денежными купюрами и монетами, с возможностью самостоятельно использовать их при оплате товара в магазине, получить сдачу.
  3. Способствовать совершенствованию навыков счёта. Предлагать ребёнку пересчитать, отсчитать, продолжить пересчёт от заданного числа, посчитать в обратном порядке сначала в пределах первого десятка, а затем и второго десятка.
  4. Привлекать детей к сравнению предметов на глаз или с помощью третьего предмета, способствовать приобретению опыта, наблюдая за использованием общепринятых эталонов или приборов для измерения (в магазине, поликлинике и д.р).
  5. Предоставлять ребёнку возможность объяснять, рассказывать, обосновывать.
  6. С интересом выслушивать его высказывания, учить задавать вопросы.
  7. Развивать потребность в интеллектуальном общении, помогать в разрешении проблемно-поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование и наблюдение.
  8. Ободрять любознательность, поддерживать инициативу ребёнка в попытках найти объяснение возникшему вопросу или замеченному противоречию.
Войти

Регистрация