0+



 

Опубликовано: 31.10.2017 г.

Автор: Нарбут Ирина Валентиновна, педагог-психолог

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 169»

В последнее время воспитатели все чаще сталкива­ются с детьми, двигательная ак­тивность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. В каждой группе, в каждом детском саду всегда есть такие мальчики и девочки, ко­торых хоть за ручку води, все равно успевают кого-нибудь толкнуть, что-то поломать, вымазаться и т.д. Таких гиперак­тивных детей в России более 18% (по дан­ным А.Л. Сиротюк). «Синдром дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью» был выяв­лен у каждого пятого дошколь­ника России.

Подвижность, особенно для такого ребенка — залог активности мозга. Таким образом, именно из-за особенностей развития та­кие дети избыточно активны, ча­сто отвлекаются, не умеют конт­ролировать свои действия и под­чинятся правилам

Обычно воспитатель расценивает подобное поведе­ние как дальнейшее неповино­вение, а в результате: ребенок в слезах, воспитатель в напряже­нии — между ними растет стена взаимного непонимания и обид. Включение родителей в сложив­шуюся ситуацию еще сильнее обостряют ее: родитель добав­ляет напряжение ребенку, упре­кая его и наказывая, осложняют­ся отношения с воспитателем. Возникает конфликт, сторонами которого являются воспитатель, родитель и ребенок. Круг замк­нулся.

Прежде всего в сложившейся ситуации необходимо изменить систему оценок поведения ре­бенка, взглядов на него. Ребенок не «может, но не хочет», а «хочет, но не может». Родителям и вос­питателям необходимо понять, что ребенок замечательный, особенный — активный, любоз­нательный, творческий (возмож­но даже гениальный: к гиперак­тивным детям, например, относи­лись Д. Эдиссон, У. Черчиль, В. Высоцкий).

Циклы работоспособности ребенка с СВД: 5-15 мин ра­боты, 3-7 мин отдыха. Такие временные периоды плохо впи­сываются в систему занятий, по­этому у гиперактивного ребенка должен быть свой график. Как этого добиться, когда все дети за­нимаются вместе, у них одна про­грамма и один режим дня?

Про­сто надо перевернуть свою сис­тему взглядов на такого ребенка, вспомнить, что для него движе­ние — залог активности мозга, потребность, которую невозмож­но контролировать. В тот мо­мент, когда сорванец становится чрезмерно активным и вовсю реализует свою потребность, стимулирует свой мозг, можно попробовать например, вместо окрика или наказания отправить ребенка в спальню или в раздевалку, где, под контролем помощника воспитателя, предложить выпол­нить упражнения, заранее разу­ченные с психологом и с мамой дома (Психолог должна подобрать комплекс упражнений, состоящий из ды­хательных, глазодвигательных упражнений и основного уп­ражнения, направленного на реализацию потребности в движе­нии).

Отдых поможет ребенку прийти в норму и реализовать свои физиологические потреб­ности, а воспитателю не отвле­каться на одного ребенка в тече­ние всего занятия.

Комплекс упражнений необхо­димо дополнить системой по­ощрений: за каждое не сорван­ное занятие, за каждое прослу­шивание сказки без замеча­ний. А что это будет — игрушка-поощре­ние, роль в театральной постановке или еще что-то интерес­ное — зависит от фантазии взрослого.

P.S: Следует от­метить, что эта система может существовать только при совместной кропотливой работе родителей и педагога.

Правила поведения с гиперактивным ре6енком

1. Заниматься с ребенком в начале дня, а не в вечернее время.

2. Уменьшить интеллектуальную (умственную) нагрузку.

3. Дробить занятия на более короткие, но более частые периоды.

   Использовать физкультминутки.

4. Снизить требования к аккуратности в начале занятия для формирования чувства успеха.

5. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

6. Использовать тактильный контакт.

7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

9. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10. Предоставлять ребенку возможность выбора.

11. Оставаться спокойным в любых ситуациях!

Войти

Регистрация