0+



 

Опубликовано: 07.12.2017 г.

Автор: Опацкая Виктория Викторовна, воспитатель

БДОУ №54 «Белоснежка»

На сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Необходимо отметить, что сказка - это сгусток человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отображены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем. И ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Они формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Сказка всегда способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, духовно-нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир и остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о сказках: «это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться… с педагогическим гением народа».
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла. «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Эта пословица говорит о том, что сказка способна формировать нравственный облик человека. Она учить морали с детства, различать добро и зло, хорошее и плохое. А значит, она всегда будет востребованная и актуальна. Она является очень важным проводником жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально – личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Сказка - рассматривается как средство нравственного воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.

2.Цель: Воспитание у детей любви к русским народным сказкам, развития устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства
Для реализации цели мы определили следующие задачи:
Образовательные:
-расширить представление детей о сказках;
-учить детей рассуждать;
- формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
-обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умения применять свои знания в беседе;
- развивать у детей образное мышление, творческие способности;
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- воспитывать культуру речи.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: творческий, коллективный, краткосрочный.
Сроки реализации: декабрь 2017 года.
Методы реализации проекта.
Словесно-образный метод:
- чтение сказок с последующей драматизацией;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр;
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- проведение мероприятий.
Наглядно-действенный метод:

- рассматривание книжных иллюстраций;
- проведение дидактических, подвижных игр;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Практический метод:
- оформление выставки детских рисунков;
- проведение игр (дидактических, малоподвижных, подвижных);
- лепка сказочных героев;
- «библиотека сказок».
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- организация родителей на участие в проекте;
- подготовка всех участников проекта к его реализации;
- создание предметно-развивающей среды: демонстрационного материала, подбор литературы, использование интернет ресурсов, игр по развитию речи;
- выставка в группе «библиотека сказок»;
- выставка детских рисунков;
- пробуждение интереса к русским народным сказкам;
- формирование чувств национального достоинства, и так же развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.
- фотовыставка;
- альбом данного проекта.
3.Краткий анализ теоретических источников.
Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.Это одно из доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет - сказка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о сказках: «это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться… с педагогическим гением народа».
Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с таким нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость.
«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», - писал К.Д. Ушинский. [8,С. 113]
А. В. Запорожец, писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие». [2, С.76].
4.Содержание проекта
Этапы работы:
I. Организационный этап:
- изучение литературы;
- разработка плана — схемы достижения цели;
- оформление развивающей среды.
- создать проблемную ситуацию для формирования заинтересованности у детей темой;
- определить цель, задачи, продолжительность проекта, определение методов и приемов;
- консультации для родителей;
- знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования;
-обогащение предметно-развивающей среды, оснащение «Центра книги»;
-составление конспектов занятий для детей, сценария праздника для детей и родителей.
II. Основной этап.
- беседа по сказкам;
- чтение художественной литературы;
- подбор загадок, потешек, поговорок;
- рассматривание иллюстраций;
- подбор демонстрационного материала;
- проведение различных игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);
- лепка сказочных героев, рисование по русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»;
- оформление выставки детских рисунков;
- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; к созданию «библиотеки сказок» в группе.

III. Заключительный этап.
- подведение итогов;
- определение эффективности проделанной работы в ходе реализации проекта;
- выставка работ по изобразительной деятельности детей;
- выступление на родительском собрании;
- проведение итогового мероприятия литературная викторина «Путешествие в мир сказок»;
- презентация проекта.
5.Практическая значимость заключается в том, что материалы разработанного проекта могут быть использованы воспитателями и педагогами ДОУ при организации образовательно-воспитательной деятельности детей дошкольного возраста, использование новых форм работы со сказками.
В результате работы дети могут:
Самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев.
Называть главных героев.
«Настраиваться» на чтение сказки.
Рассказывать по иллюстрациям.
У детей обогатился активный словарный запас.
Улучшились межличностные отношения.
Повысился культурный уровень.
Дети стали более добрее по отношению друг к другу.
Родители воспитанников:
Больше уделяют времени для чтения сказок.
Совместно рисуют по сюжетам сказок.
Активно принимают участие в жизни группы.
С удовольствием посещают различные мероприятия.
6.Результаты проекта
На протяжении всего проекта проведены следующие мероприятия:
- беседа с детьми по русским народным сказкам;

- НОД «Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко»;
- занятие по изобразительной деятельности «Лепка героев из сказки»;
- занятие по ИЗО, рисование по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»;
- с участием родителей создана «Библиотека сказок»;
- анкетирование для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка»;
- для родителей оформлена консультация в родительском уголке «Сказка – это чудо!».
Степень применения проекта:
- опыт реализации проекта может быть использован другими ДОУ,
- участие в муниципальном конкурсе инновационных проектов;
- размещение на сайте МБДОУ;
- участие в интернет конкурсах.

IMG 20161117 WA0008

IMG 20161117 WA0000

 

Войти

Регистрация