0+



 

Опубликовано: 15.01.2018 г.

Автор: Николаева Любовь Викторовна, воспитатель

Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»

Ступинский городской округ

Содержание:

1.Актуальность темы

2.Ход семинара:

-дорожные ситуации;

-несложные правила для родителей, которые помогут сохранить жизнь и здоровье ребенка.

-варианты игр, способствующие ознакомлению детей с ПДД;

-знакомим детей с ПДД в домашних условиях (перечень примерных д/игр, диафильмов, литературы для детей)

-миниспектакль «Играем вместе»;

-анкета для родителей «Я и мой ребёнок на улицах города».

3. Литература

Цель:
Повысить теоретические знания и практические умения, навыки
родителей в обучении правилам дорожного движения и обеспечении безопасности жизнедеятельности детей.

Задачи:
1.Повышение педагогической культуры родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
2.Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
3.Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка. 4.Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях. 

1. Актуальность темы.

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

    Дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук  родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.

    Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

Эффективность данной работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они и сами не всегда ему следуют.

Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка. В семье происходит становление характера ребёнка, формирование его отношения к окружающим, приобретение первых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

2. Ход  семинара.

Ведущий: Добрый день, уважаемые родители. Спасибо Вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу.
Как известно, обо всём на свете дети узнают от своих родителей. Первичные навыки безопасного поведения ребёнка на улице должны сознательно прививаться семьёй, именно на Вас, родители, ложится основная обязанность: и только вы можете научить ребёнка безопасно вести себя на дороге, своим личным примером показывать ежедневно, как вести себя на улице.
Мы, сотрудники детского сада, можем помочь Вам в обучении детей правилам поведения на улице.

Для начала мы хотим вам предложить к обсуждению дорожные ситуации, для того, чтобы вы могли уяснить для себя модели поведения в том или ином случае.

ДОРОЖНЫЕ СИТУАЦИИ
1. Мама шла с ребенком в магазин. Им надо было перейти дорогу. Мальчик вез на веревочке машинку. На середине дороги веревочка выпала из рук ребенка, он резко наклонился. 

Как должна была поступить мама, чтобы не возникла такая опасная ситуация? 

2. Подходя к дороге, бабушка с внуком остановилась у поребрика. Рядом на скорости проехала машина. Мальчик испугался и оступился. 

Какие должны быть действия взрослого? 
Как должен был поступить взрослый? 

3. Выйдя из детского сада, мама сказала дочери: «Мы сейчас пойдем встречать папу». Подойдя к дороге, девочка увидела на другой стороне улицы своего отца. Она бросилась через дорогу ему на встречу. 

Какие должны быть действия мамы?
Как можно избежать такой ситуации? 

4. Мама вместе с сыном вышла из магазина. Ребенок радовался покупке нового мяча и вертел его в руках. Неожиданно мяч выскользнул из рук и покатился на дорогу. Ребенок бросился за ним. 

Как можно предотвратить такую ситуацию?

      Существует несколько несложных для запоминания и легко выполняемых правил, соблюдение которых поможет сохранить ребенку здоровье, а иногда и жизнь.

Первое правило: научите своего ребёнка ориентироваться на дороге. Покажите ему две или несколько машин и попросите определить, какая из них движется быстрее, какая находится ближе.

Второе правило: научите ребенка ориентироваться в собственном микрорайоне. Периодически гуляете с ним по окрестностям, показывайте новые улицы, переулки, остановки транспорта.

Третье правило: если ребенку приходиться одному ходить в магазин и т. д. , продумайте для него наиболее безопасный маршрут. Этот путь не обязательно должен быть самым коротким: главное, чтобы ребенок переходил дорогу только там, где есть пешеходные переходы и светофоры.

Четвертое правило: объясните ребенку, что при переходе через перекресток двигаться нужно по прямой, а не наискосок. В противном случае он так или иначе поворачивается к машинам спиной и не видит их. Кроме того, при движении наискосок путь пешехода становится боле длинным и таким образом увеличивается время, которое он находится на проезжей части.

Пятое правило: не учите ребенка тому, что трамвай нужно обходить спереди, а автобус сзади. И в том, и в другом случае дорога остается для него частично закрытой. Ребенок должен дождаться, пока транспорт уедет совсем или же отойти от него на такое расстояние, на котором проезжая часть будет ему полностью видна.

Шестое правило: не разрешайте ребенку играть на тротуаре. Это не только мешает пешеходам. Увлекшись игрой, ребенок незаметно для себя легко может выскочить на проезжую часть.

Седьмое правило: самое главное, гуляя с ребенком по улицам города, не показывайте ему дурной пример. Очень трудно будет объяснить ребенку, что правила дорожного движения нужно знать и соблюдать, если он видит, как мама и папа их постоянно нарушают.

Восьмое правило: и помните, что осенью и зимой световой день короток, дожди и снег в несколько раз увеличивают опасность на дорогах, поэтому будьте особенно внимательны к себе и своим детям.

Если выучить с детьми эти правила, то они не будут участниками дорожно-транспортного происшествия.

Теперь, когда мы уяснили для себя правила поведения пешеходов, мы хотим вас познакомить с вариантами игр, способствующих ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

Светофор

Цель игры: способствовать развитию реакции на цвет светофора, вниманию и закреплению правил дорожного движения.

Возрастная группа: игра предназначена для детей дошкольного возраста.

Инструментарий: для игры понадобятся кружки из картона зеленого, красного и желтого цвета и макет светофора

Описание: ведущий раздает каждому ребенку кружки всех цветов и начинает последовательно переключать светофор. Задача детей состоит в том, что они должны показывать кружок того цвета, каким загорается светофор и объяснять, что означает каждый из них. Выигрывает тот ребенок, который справится с заданием, ни разу не ошибившись, и правильно расскажет о назначении каждого цвета

Часы

Цель игры: обучить умению различать дорожные знаки, закрепить знание детей о запрещающих и предупреждающих знаках, развитие внимания.

Возрастная группа: игра подходит для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Инструментарий: для игры потребуются карточки с красочным изображением знаков и объяснением их значений, макет часов, на которых вместо цифр нарисованы дорожные знаки.  Можно использовать обычные часы, закрепив на цифрах магниты с изображением дорожных знаков.

Описание: в ходе игры ведущий перемещает стрелку часов и останавливается на каком-либо знаке. Дети говорят название дорожного знака и пытаются объяснить его значение: сначала без помощи карточек, а затем подтверждают правильность своего ответа, показывая соответствующую карточку.

Вертушка

Цель игры: закрепление знаний правил дорожного движения, обучение умению отвечать на вопросы, развитие речи.

Возрастная группа: подходит для любого возраста

Инструментарий: для игры необходимы призовые жетоны и круг с секторами, на которые раскладывается по одной карточке с вопросом, касающимся правил дорожного движения.

Описание: все вопросы должны быть разными по своей сложности, которая будет оцениваться в баллах. Игроки по очереди начинают крутить вертушку и отвечать на выпавшие им вопросы. Каждый, отвечая на вопрос, зарабатывает очки в виде жетонов. И победителем оказывается тот, кто, правильно отвечая на вопросы, получил больше всего жетонов.

Кубик

Цель игры: изучение дорожных знаков, развитие внимания, развитие повествовательных навыков речи.

Возрастная группа: игра по ПДД для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста.

Инструментарий: карточки с изображением дорожных знаков, игральная кость

Описание: Ведущий перемешивает карточки со знаками и выкладывает их на столе. Затем кидает кубик с цифрами (игральную кость): каждому дорожному знатоку присваивается условная цифра - например, если выпала цифра 1, то необходимо найти знак "остановка запрещена".  Ребенку предлагается достать необходимый знак, озвучить его название и смысл.

Водитель

Цель игры: понимание важности соблюдения правил дорожного движения в обстановке, приближённой к реальным условиям.

Возрастная группа: данная игра по пдд подойдет для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Инструментарий: виртуальный тренажер управления автомобилем или любая компьютерная игра в стиле "гонки" или "ралли", где нужно управлять автомобилем, а также настольная игра.

Описание: Ребёнок будет играть роль милиционера, водителя или таксиста, и ему необходимо будет двигаться в соответствии со всеми правилами дорожного движения.  Игру можно проводить в форме соревнования, начисляя игрокам штрафные баллы за наружение ПДД.

Крокодил

Цель игры: закрепление знаний о ПДД, развитие описательной речи, развитие словарного запаса

Возрастная группа: игра подходит для изучения ПДД в любом возрасте

Инструментарий: не требуется. При желании можно использовать призовые жетоны.

Описание: Это командная игра. Ведущий загадывает одному игроку из команды ключевое слово. Игрок должен, не упоминая этого слова, объяснить его суть своей команде так, чтобы она поняла, о чём именно идёт речь. Таким образом, правилам дорожного движения учатся сразу несколько детей. Примеры ключевых слов: светофор, пешеход, дорожная разметка.

   Для ознакомления детей с правилами дорожного движения существует большое разнообразие игр и пособий. Это  настольно печатные игры, дидактические игры, соответствующие возрасту детей. Для ознакомления с правилами дорожного движения  в настоящее время издается большое количество  художественной литературы. В свободное время ребёнок может заниматься творческой деятельностью. Для этого есть раскраски, книжки с наклейками.  Для рассматривания наборы открыток, картинок. Также существуют обучающие мультфильмы. Но необходимо учитывать, что смотреть телевизор и играть в компьютерные игры детям дошкольного возраста разрешается не более 15 минут. С помощью этих игр и пособий можно дома знакомить детей с правилами дорожного движения.

• настольные игры: «Мы едем по улице», «Знаки на дорогах», «Учись вождению», «Юные водители», «Твои знакомые», «Говорящие знаки», «Светофор», «Три письма» и др.;
• диафильмы: «О недопустимости шалости на улице», «О событиях возможных и невозможных», «Не играй на мостовой», «Дорожный букварь», «Однажды в городе», «Алешкин велосипед», «Дед Мороз регулировщик», «Приключения Ильи Муромца в Москве», «Дядя Степа - милиционер», «Похождения Тимы» и др.;
• детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном: «Скверная история», «Дядя Степа - милиционер» С. Михалкова; «Машина на нашей улице» М. Ильина и Сегала; «Знакомьтесь автомобиль», «Законы улицы и дорог», «Дорожная грамота» И. Серебрякова; «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пишумова; «Красный, желтый, зеленый» А. Дорохова и др.;
• альбомы для раскрашивания: «Дорожная грамота», «Еду, еду, еду», знакомящие с дорожными знаками, их значением.

    И в заключении нашей встречи мы хотим предложить вашему вниманию мини-спектакль «Играем вместе»
Ведущий: Вечер. Вся семья в сборе. Бабушка готовит ужин на кухне, мама работает за компьютером, папа читает газету. Антон заскучал и стал просить папу с ним поиграть. Папа нехотя отложил газету. Они берут игрушечные машинки и начинают их катать. Антон сильно разогнал свою машину и врезался в папину. Произошла авария. Машина сломалась. Сын расстроился. На шум вошла мама и увидела, что играющие обиделись друг на друга. Папа вновь читает газету, а Антон в одиночестве играет с игрушками... 

- Знакомая ситуация?
Вопрос к родителям: 
- Как вы думаете, как дальше будут развиваться события? 
(Ответы)
- А мы предлагаем вам такой вариант развития событий.
... Мама взяла листы цветного картона и стала светофором. На красный сигнал машины выстроились в ряд. На жёлтый приготовились к движению, загорелся зелёный сигнал светофора и машины поехали. Игра возобновилась. В это время в комнату вошла бабушка, чтобы полить цветы, но из-за транспортного движения она не смогла пройти к окну. Бабушка взяла полосатый шарфик и положила его перед светофором. Машины остановились и пропустили её. После увлекательной игры вся семья пошла ужинать и обсудить за столом, каким правилам дорожного движения Антон научился во время игры 
(благодарим артистов за участие в игре)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Я И МОЙ РЕБЕНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»
Уважаемые родители! Мы просим вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет узнать, насколько ваши дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.
1. Знает ли ваш ребенок свой домашний адрес:
а) знает название города, улицы, номер дома, квартиры, телефона;
б) знает название улицы, номер дома, квартиры, телефона;
в) знает только 1-2 наименования.
2. Как вы добираетесь домой с ребенком из детского сада:
а) пешком;
б) на транспорте.
3. Если вам приходится идти пешком, то вы с ребенком:
а) переходите дорогу всегда по пешеходной дорожке, смотрите на сигнал светофора;
б) переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин и не смотрите на сигналы светофора;
в) переходите дорогу там, где удобно и близко к дому.
4. Различает ли ваш ребенок сигналы транспортного и пешеходного светофоров:
а) стоит на месте, если горит красный сигнал пешеходного светофора и зеленый сигнал для машин;
б) путает сигналы транспортного и пешеходного светофора, часто ошибается;
в) не знает, что существует пешеходный и транспортный светофор, и ориентируется только на ваши знания.
5. Знает ли ваш ребенок знаки дорожного движения и может рассказать, что они обозначают:
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
6. Когда вы в последний раз показывали ребенку знаки дорожного движения и рассказывали, что они обозначают:
а) постоянно, когда приходится пользоваться транспортом, переходить дорогу;
б) достаточно давно;
в) не помню.
7. Знает ли ваш ребенок виды городского транспорта (подчеркнуть, если знает):
а) автобус; б) троллейбус; в) трамвай; г) такси; д) метро.
8. Умеет ли ваш ребенок пользоваться городским транспортом:
а) стоит на остановке, садится вместе со взрослым в переднюю или среднюю дверь, спокойно ведет себя, если есть возможность, садится на сиденье, не высовывается из окна, не сорит в салоне;
б) стоит на остановке, садится в любую дверь, пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, говорит громко;
в) на коду заскакивает в салон вместе со взрослым, требует освободить ему место в салоне, говорит громко, другие пассажиры делают ему замечания.
9. Считаете ли вы, что даете в полном объеме своему ребенку необходимые знания и практические навыки поведения на улице и в городском транспорте:
а) да, ребенок знает основные знаки, может их назвать, рассказать, для чего они нужны, применяет в жизни правила дорожного движения;
б) не уверен, знания недостаточные, даются от случая к случаю, ребенок часто ошибается в названии знаков, не всегда знает, как себя вести на улице и в транспорте;
в) нет, времени не хватает давать ребенку знания на эту тему.

3. Используемая литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  2. Александрова Г.С., Кобзева Т.Г., Холодова И.А. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  4. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры. – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010.
  7. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004.
  8. Интернет источник : doshvozrast.ru/metodich/konsultac60.htm
Войти

Регистрация