0+



 

Опубликовано: 06.04.2018 г.

Автор: Колесникова Татьяна Анатольевна, воспитатель

МБДОУ Д/С №67 «Умка» г. Нижневартовск

 

 “Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.В.А. Сухомлинский

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье.

Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания.

Задачи воспитания детей на адаптационный период

Создавать для детей атмосферу психологического комфорта.

Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному   физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психологический конфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте , прививать простейшие  навыки самообслуживания:

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

      Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения.

Основной целью работы с детьми в адаптационный период является  формирование эмоционального контакта, доверия детей  ко мне. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама).

Поэтому,  эмоциональное общение строились на основе совместных действий, которые сопровождались  улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Принципами моей работы по адаптации детей

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ,

2. постепенное привыкание детей к новым условиям,

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей,

4. сохранение в самые первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

5. информирование родителей об особенностях адаптации ребенка на основе адаптационных карт,

6. индивидуальный подход к ребенку,

7. создание предметно-развивающей среды в группе,

8. контроль за физическим состоянием ребенка,

9. учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста.

Остановлюсь на условиях ,которых создавались в группе для успешной адаптации. Основной задачей игр с детьми 1,5-3 лет в этот период является формирования эмоционального контакта , и интересного партнера в игре.  

Первые игры  были  фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступаю я. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей и  места проведения «Покатаемся на лошадке». Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры.

Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом)нно-нно».
Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!»

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждались робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.

Облегчить их душевное состояние, поднять настроение помогали "пальчиковыми" играми, дыхательная гимнастика

Такие игры  всегда успокаивали плачущего малыша, переключали  внимание и помогали расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогало использований в работе  физических  упражнений и игр, которые проводились  по несколько раз в день.

 В   группе оборудован спортивный уголок, где ребенок в любое время может заниматься физическими упражнениями в  котором есть мячи, ленточки , платочки , маски  и тд,

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, активно используется  фольклор при  создание благоприятной обстановки для адаптации малышей .

В течение дня находила  время, чтобы доставить детям радость, выполняя физические  упражнения: потянулись как кошечка, позевали, повалялись как неваляшки. Упражнения сопровождаются исполнением стишков или песенок

При умывании:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Во время еды:

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Во время еды:

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

На прогулке:

-Жук, жук, где твой дом?

-Мой дом под кустом.

Перед сном:

Баю-баю- баиньки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Мою детку усыплять.

После сна:

Солнышко встает, на зарядку всех зовет.      

Таким образом, использовала   в своей деятельности устного народного творчества,  позволяет  ребенку почувствовать себя уверенней, благополучно  адаптироваться к новым условиям жизни, быстрее привыкнуть к новой обстановке и охотно посещать детский сад.

      Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.

ТАКЖЕ ПРОВОДИТСЯ РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ   

Для сглаживания адаптационного периода педагог-психолог ежедневно посещает группу и использует  с детьми в  специальные коммуникативные игры, Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации" где отмечаются в контрольные дни эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

Адаптационный лист ребенка при поступление в детское учреждения.

Фамилия имя ребенка  _________________________

 Дата рождения______________

Дата поступления в ДОУ_________

99

Условные обозначение: ХОРОШО ;ПЛОХО; НЕУСТОЙЧИВО

ВЫВОДЫ:___________________________________________________________________________                  

Одним из условий по организации адаптации детей является работа  с родителями.

Задачи по работе с родителями на период адаптации:

  1. Повышать педагогическую и психологическую компетентность молодых родителей.
  2. Удовлетворять индивидуальные запросы родителей по вопросам воспитания и образования, сотрудничества со своим ребенком, возрастных особенностей развития, методов педагогического воздействия и оздоровления ребенка в условиях семьи.
  3. Включать родителей в единое образовательное пространство детского сада. 

Для более результативной работы был составлен перспективный план работы с родителями на адаптационный период

Родительское собрание :

-знакомство родителей и детей с друг другом, с  педагогическим коллективом детского сада.

Презентация детского сада (группы):

-формирование положительного имиджа детского сада в сознание родителей;

-формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду.

Анкетирования «Давайте познакомимся»:

-получения и анализ первичной информации о ребенке и его семье;

-информация родителей на темы: режим дня, одежда по сезону, и для группы, метки на одежды и обуви;

-гигиенические требования к одежде;

-формирование КНГ;

-снижение негативных эмоциональных реакций родителей и детей.

Консультация «Первый раз в детский сад»

-консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду.

Результаты и выводы.

Период адаптации условно разделяют на три степени:

1 степень - период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников. Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).

2 степень - дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сначала плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются с взрослыми. Средний уровень адаптации (20-40 дней).

3 степень - при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со сверстниками и взрослыми. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Анализ результатов по адаптации детей к ДОУ показал, что дети адаптируются со средней и легкой степени . Проводя анализ результатов, можно заключить, что проделанная мной работа является успешной, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей, а созданные условия – благополучными.

Следует отметить, что целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты и облегчает привыкание ребенка к новым условиям.

Войти

Регистрация