0+



 

Опубликовано: 26.05.2018 г.

Автор: Чеснокова Алла Дмитриевна, старший воспитатель

МАДОУ д/с № 393 «Росток» город Новосибирск

Цель: Определить эффективность деятельности по экологическому воспитанию детей и воспитанию бережного отношения к природе в ДОО.

Задачи:

- активизировать творческие способности педагогов,

- систематизировать педагогические компетенции в вопросах экологического воспитания.

Материалы для проведения педагогического совета:

- видеоролики: «Человек и природа. Хозяева и паразиты», «Берегите землю» (интернет-источник),

- презентация,

- тест - викторина по произведениям авторов природоведов, подготовленные на листах формата А 3,

- правила ведения дискуссии и обсуждения,

- фишки любого цвета за обоснованные высказывания.

Выполнение домашнего задания: представить макет планеты Земля (как творческая совместная работа педагогов и детей), и подготовить презентацию. (Все возрастные группы).

План педсовета:

  1. Вступительное слово старшего воспитателя.
  2. Просмотр видеоролика «Человек и природа» обсуждение: за и против.

                                                                      Старший воспитатель, педагоги.

  1. Аналитическая справка по итогам тематической проверки.

                                                                                      Старший воспитатель.

  1. Тест-викторина по произведениям авторов – природоведов.
  2. Просмотр видеоролика «Берегите землю».
  3. Выполнение домашнего задания - Презентация макетов «Наша планета – цветущий сад».

                                                                                                     Педагоги ДОО.

  1. Проект решения педагогического совета.

Ход педсовета:

1. Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия и чтение природоведческой литературы затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет экологическое развитие ребенка. Природа окружает нас постоянно но, к сожалению, дети, как правило, почти не обращают внимание на нее. Не замечают опасности в природе. Как сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой человеческой ценности - Природы? Как сделать так, чтобы все могли видеть и слышать красоту природы, нежность Весны, торжественность Зимы, хрупкость травинки...

2. Просмотр видеоролика «Человек и природа. Хозяева и паразиты» После просмотра ролика предлагается обсудить с педагогами необходимость решения этой проблемы. Взвесить все за и против (педагоги делятся на подгруппы: первая подгруппа высказывает все «за» и дает обоснование, вторая подгруппа высказывает все «нет» и также дает обоснование, третья подгруппа «эксперты», которые дополняют высказывания, аргументируют их и оценивают выступления каждой подгруппы).

Презентация макетов Земля, выполнение домашнего задания.

0016

Тематический контроль

«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста и воспитанию бережного отношения к природе»

План контроля

Направление работы

Методика

1. Оценка профессиональ­ных умений воспитателя: знание воспитателями программы по экологиче­скому воспитанию; раз­нообразие методов и при­емов, используемых в работе с детьми педа­гогами

• Анализ проведения воспитателем занятий

Собеседование с воспитателями по программе

Наблюдение за организацией деятельности детей в природе (экспериментирование, труд, наблюдения)

•  Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании)

2. Создание условий

• Посещение групп

•  Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения ее содержания

(наличие иллюстрированных материалов, наличие игр экологического содержания, содержание уголка природы)

Карта протокола обследования предметно-развивающей

среды прилагается

3. Планирование работы.

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках и зонах, игровой деятельности, работа с календарем природы

Карта проверки плана прилагается

4. Работа с родителями по данному направлению

Анализ планов

Анализ наглядной информации для родителей

 

Знание программных задач по экологическому воспитанию

Воспитатель__________________________________________________

Группа______________________дата________________________________

Задачи

Неживая природа

(солнце, небо, облака, радуга, дождь, гром, гроза, снег, снежинки, ветер, лед).

(моросящий дождь, ливень, туман; снегопад, поземка, метель; ветерок, сильный ветер, ураган, шторм).

Небесные тела и светила, их названия. Основные характеристики

Существование разных сред обитания: наземной (почва, земля), воздушной, водной

Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания

Обитатели степей и пустынь, Крайнего Севера и тундры, морей и океанов.

Сезонные изменения в неживой природе.

Сезонные изменения в живой и неживой природе. Цикличность изменений.

Живая природа

Растения

- имеют корень, стебель, листья, плоды, цветы;

- у растения есть потребности во влаге, свете, тепле;

Признаки и свойства растений, животных, человека как живых организмов (питание, рост, дыхание)

Изменения в жизни растений по сезонам.

Дикие и домашние животные (особенности внешнего вида)

Изменения в жизни животных по сезонам)

Назначение основных органов и частей растений, животных и человека.

Особенности внешнего вида и поведения животных, способ защиты от врагов, способ добывания пищи

Основные потребности живых существ (Тепло, свет, влага)

Рост животных и растений

Рост животных и растений (животные и детеныши)

Рост, развитие и размножение животных и растений

Природные сообщества

Места произрастания и обитания растений и животных –

Комнатные растения (окраска, размер, форма листьев)

Лес, луг, водоем, аквариум

Взаимосвязь обитателей леса.

Луг, озеро, болото и.т.д. Существование экосистем рядом

Человек:

Особенности внешнего вида, движения, эмоции

                  

                 

Органы чувств и их назначение

Использование факторов природной среды для укрепления здоровья. Природоохранительная деятельность человека

Красная книга

Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности

2-я младшая группа

Воспитатель______________________________________________________

Дата_______________________________________________________________

вопросы на контроле

Уголок природы: растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда в уголке.

               

            

1

Содержание растений в группе

Наличие достаточного количества растений в группе

Ухоженный внешний вид растений

Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива

Наличие паспорта каждого растения в группе

Безопасность растений для детей

Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

2

Моделирование

Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью:

условные символы

календари наблюдений в природе

протоколы опытов

алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов

изобразительные средства.

3.

Наличие познавательной литературы

4.

Наличие обучающих игр по экологии

5.

Наличие наглядного материала

Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты

картины, альбомы, загадки, энциклопедии

Серии из 4 картинок: части суток

Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей)

6.

Наличие календаря природы, соответствие возрасту

7.

Наличие гербария, природного материала (эстетика оформления)

8.

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

9.

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности

-Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки

-Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки

 Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности

Средняя группа

Воспитатель______________________________________________________

   Дата_______________________________________________________________

Вопросы на контроле: Уголок природы: растения в соответствии с возрастными рекомендациями оборудования для труда в уголке.

1

Содержание растений в группе

Наличие достаточного количества растений в группе

Ухоженный внешний вид растений

               

            

Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива

Наличие паспорта каждого растения в группе

Безопасность растений для детей

Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

2.

Моделирование. Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью:

условные символы,

модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе,

протоколы опытов,

модели сезонных изменений в природе

описания птиц, животных

ухода за комнатными растениями

алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.

3.

Наличие познавательной литературы

4.

Наличие обучающих игр по экологии

5.

Наличие наглядного материала

Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения,

картины, альбомы, загадки, энциклопедии

Серии картинок части суток

.

Серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей)

6.

Наличие календаря природы, соответствие возрасту

7.

Наличие гербария, природного материала (эстетика оформления)

8.

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

9

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности

-Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет — не тонет), черпачки, сачки, воронки

- Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций

  

Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности

Старшая группа

Воспитатель______________________________________________________

   Дата_______________________________________________________________

Вопросы на контроле: Уголок природы: растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда в уголке.

1

Содержание растений в группе

Наличие достаточного количества растений в группе

Ухоженный внешний вид растений

             

           

Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива

Наличие паспорта каждого растения в группе

Безопасность растений для детей

Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

2

Моделирование. Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью

календари наблюдений в природе,

протоколы опытов,

Экологические дневники

создание книжек самоделок.

Создание экологических цепочек, экосистем

3.

Наличие познавательной литературы

4.

Наличие обучающих игр по экологии

5.

Наличие наглядного материала

Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов;

картины, альбомы, загадки, энциклопедии

.

Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)

6.

Наличие календаря природы, соответствие возрасту

- Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность

7.

Наличие гербария, природного материала , коллекция семян и плодов

8.

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

9.

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности

-Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов

-Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов

Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности

Подготовительная  группа

Воспитатель______________________________________________________

   Дата_______________________________________________________________

Вопросы на контроле: Уголок природы: растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда в уголке

1

Содержание растений в группе

Наличие достаточного количества растений в группе

             

          

Ухоженный внешний вид растений

Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива

Наличие паспорта каждого растения в группе

Безопасность растений для детей

Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

2

Моделирование. Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью

условные символы

календари наблюдений в природе

протоколы опытов,

экологическими дневниками

создание книжек самоделок

Создание экологических цепочек, экосистем

3.

Наличие познавательной литературы

4.

Наличие обучающих игр по экологии

5.

Наличие наглядного материала

Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов;

картины, альбомы, загадки, энциклопедии

.

Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)

6.

Наличие календаря природы, соответствие возрасту

- Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность

7.

Наличие гербария,

природного материала ,

коллекция семян и плодов

8.

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

9.

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности

-Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов

-Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов

Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности

Сводная таблица

Вопросы на контроле:

Уголок природы: растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда в уголке

1

Содержание растений в группе

2

Моделирование. Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью

           

          

         

         

         

3

Наличие познавательной литературы

4.

Наличие обучающих игр по экологии

5.

Наличие наглядного материала

6.

Наличие календаря природы, соответствие возрасту

7.

Наличие гербария,

природного материала ,

коллекция семян и плодов

8.

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

9.

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности

Карта анализа занятия

дата проведения занятия _____________ возрастная группа ______________

Ф.И.О. воспитателя ________________________________________________

Критерии оценки

уровень

работа воспитателя

1

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры

2

Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

3

Подготовка к занятию

ü подбор демонстрационного и раздаточного материала

ü рациональное размещение материала

ü предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы)

4

Санитарно-гигиенические требования

ü удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)

ü соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии

ü смена деятельности детей в течении занятия

ü соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам

5

Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей)

6

Использование разнообразных приемов работы с детьми

ü игровых

ü привлечения и сосредоточения внимания детей

ü обеспечения эмоциональности, интереса детей

ü активизация самостоятельного мышления детей

ü подача нового с опорой на имеющиеся у детей знания

7

Оправданность и рациональность выбора приемов работы с детьми (имеются или нет)

8

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять интерес детей в течении всего занятия

9

Индивидуальная работа с детьми

10

Оценка работы на занятии (детьми, воспитателем), качество оценки

Деятельность детей

1

Поведение детей в процессе занятия

Проявление инициативы

Сохранение интереса на протяжении занятия

Активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий

2

Проявление творчества детей во время занятия

3

Усвоение детьми программного содержания

Карта профессионального мастерства воспитателя

критерии оценки

                     Ф.И.О. воспитателя

ФИО

ФИО

ФИО

ФИО

ФИО

2

Знание содержания программы по экологическому воспитанию детей   своей возрастной группы

3

Знание методов и приемов экологического воспитания детей дошкольного возраста

6

грамотная организация предметно-развивающей среды по экологии

7

Качество подготовки к занятиям по экологии

8

Умение правильно планировать и грамотно проводить занятия по экологии

9

Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности

10

Знание методики обучения детей правилам безопасного поведения на природе

11

Умение грамотно организовать наблюдения в природе

Войти

Регистрация