0+



 

Опубликовано: 06.06.2018 г.

Автор: Виноградова Ирина Валерьевна, учитель-логопед

МАДОУ д/с № 393 «Росток» город Новосибирск

Анализируя состав детей, поступающих ежегодно в логопедические группы, видно, что большинство детей – это дети с ОНР при дизартрии.

Дети старшего и подготовительного возраста, в основном имеют заключение - III уровень ОНР. Характеризуется III уровень ОНР наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых оно состоит (6-ой этап развития фонематического восприятия по А. Н. Корневу), иногда запаздывает в связи с недоразвитием устной речи, при задержке психического развития и т.д.

В норме сенсорные и языковые эталоны фонем формируются у ребенка на основе взаимодействия слышимых образов речи взрослых, слухового восприятия собственной речи и кинестетических ощущений, получаемых в процессе артикуляции. Фонематические представления являются результатом межанализаторной интеграции слуховых и кинестетических образов. При нарушении межанализаторного взаимодействия слуховой анализатор перестает быть средством самоконтроля за правильностью произношения. И наоборот, неполноценные кинестетические образы при дефектном звукопроизношении патологически влияют на формирование слуховых эталонов фонем и деформируют их.

В дошкольных учреждениях более 50% детей логопедических групп имеют диагноз – стертая дизартрия. Стертая дизартрия, по определению Е. Ф. Архиповой, это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, которая возникает вследствие поражения головного мозга. Дети со стертой дизартрией имеют нарушения формирования фонематических процессов. У детей со стертой дизартрией из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливации и др.) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляционных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического восприятия.

Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному освоению умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане.

Таким образом, у детей со стертой дизартрией в структуре ОНР имеются существенные отличия в формировании фонематического восприятия по сравнению с детьми, имеющими ОНР неосложненного варианта.

Методика развития фонематического восприятия учитывает тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушений моторных функций.

Работу по преодолению фонематических нарушений необходимо планировать поэтапно.

1 этап. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.  

Задачами этого этапа являются:

- развитие распознавания звуков речи, т. е. восприятие устной речи на сенсомоторном уровне;

- развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

- формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;

- создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится по двум направлениям.

1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различения звуков на элементарном (сенсомоторном) уровне. Лопатиной Л. В. и Серебряковой Н. В., в учебном пособии «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», издательство «Образование», Санкт-Петербург, 1994 г., разработаны таблицы, включающие слоги типа (СГ) (согласный – гласный), слоги типа (ГС) (гласный – согласный), и слоги типа (СГС), (ССГ), (СГСС). При необходимости из этих таблиц можно создавать новые, путем изменения порядка слогов.

Например, слоги типа (СГ) (согласный – гласный):

ПЮ   ВО   НИ   ФЕ   ЧО   ЦЭ   МЕ   КЕ   БЮ ПИ   СУ   ГЫ   ГЕ   РО и т.п.

– слоги типа (ГС) (гласный – согласный):

АН   ИК   УТ   ЫЦ       АЛ   УЧ   ОШ   УП   ИШ   ОР   АП   ОР и т.п.  

– слоги типа (СГС), (ССГ), (СГСС):

РАК     НИЦ   ЗЫРЬ    ФОК   ДАМ       СТАР   ЧТУ      ПЫХТ     и т.д.

2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.

2 этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

В связи с тем, что четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения (особенно в процессе автоматизации звуков речи), в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) и развитие фонематического анализа и синтеза.

Определение наличия заданного звука в слове.

1.Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук.

Учитель-логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка и т.д.

2. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в назва­нии которых имеется соответствующий звук.

3. «Чудо-дерево»: украсить дерево игрушками, картинками, в назва­нии которых имеется соответствующий звук.

4. «Лото»: детям раздаются цветные кружки и карточки с изо­бражением 4—6 предметов, в названии которых встре­чается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком.

6. Подобрать слова с заданным звуком.

Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь и т.п.

2. Прослушать слова, назвать звук, который слы­шится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

3. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.

4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного А, У, О, И).

5. Назвать в слове первый (последний) звук.

6. Отобрать картинки, названия которых начинают­ся на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

7. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, ко­торые начинаются на заданный звук (заканчиваются за­данным звуком).

8. «Лото»: детям предлагаются карточки с изображением 4 — 6 предметов и цветные кружки. Дается задание: за­крыть цветным кружком ту картинку, название кото­рой начинается на заданный звук.

Определение места звука по отношению к другим звукам.

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после задан­ного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слы­шатся определенные звуки.

В процессе формирования элементарных форм фо­нематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова немаловажное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также произносительные особенности звукового ряда.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в сере­дине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее - если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Труд­ность выделения звука на фоне слова нарастает с увели­чением звукового ряда.

В процессе формирования более сложных форм фо­нематического анализа учитывается фонетическая труд­ность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фоне­тически сходные звуки.

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомен­дуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука С).

1. Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со и т. д.

2. Односложные слова без стечения согласных зву­ков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак и т. д.

3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама и т. д.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и за­крытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.

5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно и т. д.

6. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон и т. д.

7. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.

8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан и т. д.

9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка и т. д.

10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан и т. д.

 При подготовке материалов по развитию фонематического восприятия, мною были использованы рекомендации М. М. Алексеевой, Е. Ф. Архиповой, Н. С. Журовой, Е. М. Мастюковой,, А. Н. Филичевой, А. Н. Корнева, Т. А.Ткаченко и др. 

Войти

Регистрация