0+



 

Опубликовано: 02.10.2018 г.

Автор: Мусетова Ирина Анатольевна,

Музыкальный руководитель

МОУ “Янинская СОШ” дошкольное отделение № 1

Деятельность педагога

Деятельность детей

     Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие, в мир музыки и изобразительного искусства. В нашем зале мы устроили выставку картин. Пойдем и рассмотрим, какие картины на нашей выставке.

Скажите, пожалуйста, какие картины здесь представлены?

А как вы думаете, почему здесь висят две картины с изображением гнома? Они одинаковые по колориту? Или, может чем-то отличаются?

А почему вы так решили, что один гном добрый, а второй злой?

Правильно, художник, пользуясь различными оттенками и цветами красок смог передать нам характер первого и второго гнома. Но мы сегодня с вами в музыкальном зале и поэтому должны говорить о музыке. А может композитор так же, как художник, показать нам в музыке доброго и злого гнома?

Тогда давайте послушаем произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «картинки с выставки» и подумаем, какого гнома он нарисовал в своей музыке.

А почему вы решили, что произведение больше всего подходит для злого гнома?

Вот видите, художник пользовался красками, у композитора тоже есть свои музыкальные средства для выражения характера того или иного персонажа.

Модест Петрович Мусоргский однажды попал на выставку своего друга –художника и ему так понравились его картины, что композитору захотелось создать серию картин. Но не рисованных на холсте, а музыкальных. Они написал несколько произведений и объединил их в сюиту под названием «Картинки с выставки» и первую картину назвал «Гном».

Я хочу, чтобы вы еще раз послушали отрывок из этого произведения и скажите мне, чем же гном так заинтересовал композитора?

Композитор увидел на картине злого, уродливого, коварного гнома. Поэтому колорит и тембр этого произведения мрачный, неловкий, напряженный. Но неужели же композитору так нравятся злые персонажи и все ли произведение написано в мрачных тонах или может есть какой-то секрет?? Послушайте.

Верно, композитор не захотел, чтобы мы с презрением отвернулись от безобразного человека. Модест Петрович своей музыкой просит, чтобы мы пожалели этого несчастного. Вы слышите? Он стонет, плачет, мучается, глядя на себя в зеркало.

Да, стоны опять переходят в жуткие гримасы. Ой, почему-то мне стало очень неуютно, тоскливо, тяжело.

Бедный гном, он так тяготится своим безобразным видом, он даже и от вас убежал. Один в своем лесу, совсем один.

Но нам не следует грустить. Музыка нас зовет вперед. Так же, как и композитора. Послушайте следующее произведение.

Отличатся ли эта музыка от произведения «Гном»?

Правильно. Этим музыкальным произведением нас композитор приглашает в старинный замок. Эта музыка описывает поэтическую картину старого замка, среди лесов льется тихая. Нежная, плавная, мирная песнь трубадура.
Этим трубадуром может быть каждый из нас. Давайте возьмем в руки лютни и представим себя в старинном замке.

А вот перед нами две картины. Художник изобразил два старинных замка. Но к какой же из них композитор написал свое произведение? Подойдите поближе. Рассмотрим замки и характер музыки нам подскажет правильный ответ.

А теперь сядем и поговорим, какими музыкальными средствами пользовался композитор. Чтобы описать нам этот замок.

Вы хорошо слушали музыку и она вам подсказала, какой же замок композитор изобразил в своем произведении. Мы услышали поэтичную, мечтательную, задушевную, одухотворенную, чарующую и завороженную песнь трубадура и даже сами поиграли на старинном инструменте.

Но вот композитора привлекала картина, совершенно не похожая на предыдущую, но на нашей выставке ее нет. Мы сейчас сами ее оживим, вы знаете, что такое рынок? Что происходит на рынке?

Вы услышите в произведении композитора веселье. Многолюдье. Все разговаривают. Кто-то пляшет, кто-то обсуждает городские новости. Там, вдалеке пляшет и бьёт в бубен скоморох. А вот и какая-то торговка бежит что-то рассказать своим подружкам.

Какой музыкой композитор описал рынок?

И правда, музыка такая живая, задорная, игривая, что мне тоже захотелось на рынок. Не хотите ли отправиться и посмотреть, что там происходит?

Вот такой праздник нам устроил композитор своим произведением. Это самый веселый и беззаботный номер сочинения.

Вот и отшумел городской праздник и композитор приглашает нас в сказку.

Какую картину мы можем представить себе под эту музыку?

А почему вы так решили, что это сказочный лес?

Да, музыка здесь фантастическая, интригующая, загадочная, призрачна, колдовская. А какой сказочный персонаж может попасть в это произведение?

Да, да. Вы слышите? Как сердится, негодует Баба-Яга? Какая музыка у композитора резкая, яростная, жестокая, агрессивная, злобная?

А что это Баба –Яга –то свирепствует? Почему она злится, бормочет какие-то заклинания? А я вам подскажу!

Она обидела свою избушку на курьих ножках, а та от нее убежала. Баба-Яга рыщет по лесу. Колдует, хочет напасть на след избушки, а не тут-то было! О, слышите? Кудахчет кто-то! Вот так волшебство! К нам избушка бежит! Уж мы-то ее не обидим!

Ребятки, чтобы уж Баба-яга совсем не рассвирепела, поможем отыскать ее избушку?

Вот и познакомились мы с вами с картинами художника и ожили эти картины с помощью композитора Мусоргского. Как вы запомнили музыку, я сейчас проверю. Буду звучать отрывки из номеров, а вы будете подходить к той картине, о какой вам рассказала музыка.

Молодцы! Хорошо слушали и отгадали все произведения. Мы сегодня с вами познакомились с картинами художника с помощью композитора М.П.Мусоргского. Все произведения композитор объединил в сюиту, которая называется «Картинки с выставки»

Дети входят в зал и рассматривают картины.

В это время звучит музыка из сюиты «Картинки с выставки» «Прогулка»

Дети садятся.

На выставке картинки гномов, замки…

Ответы детей.

Эти два гнома разные. Один – добрый, второй – злой.

Картины нарисованы разными красками. Яркие, светлые тона характеризуют доброго гнома, а мрачные – злого.

Может)

«Гном»

Эта музыка подходит для злого гнома.

Потому что эта музыка мрачная, страшная, неуклюжая, неловкая.

«Гном» – отрывок.

Гном на картинке страшный, безобразный. У него злой взгляд, крючковатые пальцы. Поэтому и музыка такая сердитая, хмурая, неуклюжая, скачкообразная.

«Гном» - отрывок.

Не везде музыка была мрачная, неуклюжая и скачкообразная.

Жалобные аккорды переходят в скачкообразное движение мелодии.

А вот здесь он бросил зеркало и опять стал кривляться и скакать

«Гном» - появляется гном, танцует, разбивает зеркало, плачет, убегает.

«Старый замок»

Эта музыка отличается от музыки «Гном». Музыка здесь плавная, тихая, спокойная, певучая, светлая, мирная.

«Старинный замок» -отрывок.                      Дети сидят и играют на лютнях.

Звучит музыка, дети рассматривают картины замков. Выбирают.

Музыка здесь ласковая, нежная, милая, мягкая, приятная, чистая.

«Рынок» отрывок.

Музыка праздничная, веселая. Игривая, задорная, живая, бойкая, звонкая.

«Рынок»

Сценка – экспромт «На рынке»

Дети изображают народ на рынке, кумушек, скомороха.

«Избушка на курьих ножках»

Картина сказочного леса, заколдованного.

Музыка зловещая, жуткая, колдовская.

Баба-Яга

Музыка сердитая, жестокая, злобная, беспощадная, лютая, бешенная.

«Избушка» –танец, убегает.

«Избушка» -отрывок.

Дети играют в игру «Найди избушку» (сели)

Звучание произведений в разном порядке.

Дети слушают отрывки произведений и подходят к нужной картине.

Выход детей из зала.

Войти

Регистрация