0+



 

Опубликовано: 08.10.2018 г.

Автор: Агафонова Валентина Анатольевна -
заместитель директора по ВР
МОУ «Янинская СОШ» дошкольное отделение № 1

         Начальное техническое моделирование – это первые шаги дошкольников в самостоятельную творческую деятельность по созданию макетов и моделей простейших технических объектов, это познавательный процесс формирования у них начальных политехнических знаний, умений и развитие художественного вкуса.

       Учитывая специфику современной жизни, когда её неотъемлемой частью стали информационные технологии, когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям.

     ТИКО-моделирование и LEGO - конструирование являются одними из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

     На современном этапе возникает необходимость в организации образовательной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей ребенка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса.

     ТИКО-моделирование позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» - Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения.

     LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор детей с помощью уникального современного конструктора LEGO

     Актуальность ТИКО и LEGO-технологий  значима в свете внедрения   ФГОС, так как: они являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие); позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

     Поэтому мы поставили перед собой следующую цель: обучение педагогов и создание условий в ДО для организации деятельности по начальному техническому моделированию для развития творческого кругозора дошкольников, конструктивных умений и способностей, формирования предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования.

     Необходимо было в ходе инновационной деятельности разработать и реализовать систему работы по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ТИКО-моделирование и LEGO - конструирование, что позволило бы помочь детям в индивидуальном развитии; повысить их мотивацию к познанию и творчеству; стимулировать творческую активность; развивать способность к самопознанию; приобщить к общечеловеческим ценностям; успешно организовывать детей в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми.

     Нами были поставлены следующие организационные задачи: обеспечить создание материально – технической базы по познавательно - конструктивной деятельности для   реализации ФГОС; повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ОУ - участников реализации проекта; организовать работу с родителями обучающихся дошкольного отделения по созданию новой развивающей среды и освоение конструктивной технологии ТИКО и LEGO; познакомить с разновидовыми комплектами ТИКО и LEGO; дать первоначальные знания по ТИКО-моделированию и LEGO -конструированию, составлению моделей, схем, таблиц для отображения и анализа данных; познакомить с правилами безопасной работы и инструментами, необходимыми при конструировании.

     Развивающие задачи были направлены на конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность детей, развитие их психофизические качеств: памяти, внимания, логического и аналитического мышления; развитие мелкой моторики.

     Воспитательные задачи предполагали развитие коммуникативных                                                           компетенции: участие в беседе, обсуждении; воспитание у детей интереса к                                             техническим видам творчества; формирование навыков сотрудничества:                                                    работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре); развитие социально-трудовых компетенций: трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.

   Научная новизна инновационной работы выражается в введении в образовательную деятельность развивающих технологий ТИКО-моделирования и LEGO -конструирования, и принципиально новых форм работы с детьми, с целью развития конструктивной деятельности и технического творчества.

9 педагогов ДО № 1 (100%) прошли обучение на семинаре «Технология ТИКО-моделирования в рамках реализации ФГОС» ЧАУ ДПО «Образовательный центр «Интокс» СПБ 2015 год, участвовали в конференции ЛОИРО «Цифровое образование для цифровой экономики» в мае 2018 год. В дошкольном отделении оборудованы ТИКО - LEGO центры в группах с конструкторами нового поколения для объемного 3D моделирования ТИКО «Эрудит», наборами для конструирования «LEGO Education», которые являются замечательным педагогическим инструментом, предназначенным для познавательного развития детей дошкольного возраста, облегчающее ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволяющее ему свободно действовать. Основной идеей создания «ТИКО - LEGO-центров» послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

     Конструкторы LEGO и ТИКО являются универсальными и многофункциональными, поэтому они могут использоваться в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструкторы стимулируют детскую фантазию, воображение, формируют моторные навыки, конструктивные и творческие способности.

 Применяя конструкторы, а также давая детям право самостоятельно их выбирать, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются. Работа с конструкторами ТИКО и LEGO позволяет детям получить многие важные знания и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей, предусмотрены самые разные интересы ребят. Это и художественное, и техническое моделирование, и игровое творчество. С помощью ТИКО и LEGO дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции в дальнейшем используются не только на занятиях, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.

     Использование ТИКО и LEGO конструкторов является примером интеграции всех образовательных областей в организованной образовательной деятельности, точкой пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

- развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали;

- развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства;

- коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.);

- воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

   При организации деятельность детей с ТИКО и LEGO наборами, нами используются следующие идеи: от простого к сложному; учёт возрастных и индивидуальных особенностей; созидательность и результативность; развитие творческих способностей; комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

   При организации образовательной деятельности, мы учитываем и возрастные особенности детей: с малышами 3–4 лет используются наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей; с детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей; в старшей группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку, созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям; в 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды ТИКО и LEGO -конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками мы используем задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

    Реализуются ТИКО и LEGO методики в детском саду через следующие формы:

плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной) или как часть занятия (конструкторы по выбору воспитателя или детей); индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут); подготовка ребёнка к конкурсу; работа с одарёнными или отстающими детьми, повседневное самостоятельное конструирование; строительная игра в свободное от плановых занятий время; фестивали, конкурсы, викторины; долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых являются дети, родители и воспитатели.

     В процессе обучения используются такие педагогические приёмы, как

вступительная беседа; с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия; проблемная ситуация; сюжетно-ролевая и дидактическая игры; задание по образцу; сопровождаемое показом и пояснениями педагога; конструирование с использованием технологических карт и инструкций; творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели.

   Мы используем следующие способы обучения дошкольников конструированию: по образцу; по модели; по условиям; по карточкам-схемам; по свободному замыслу; тематическое конструирование.

     Конструкторы ТИКО и LEGO применяются и в самостоятельной деятельности детей в течение дня, посредством интеграции во все образовательные области. В социально-коммуникативном направлении происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми. В познавательном развитии – воплощение замысла из деталей конструктора, а также формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. В речевом развитии — развитие звуковой и интонационной культуры речи. Самостоятельная творческая деятельность детей, создание замысла из деталей конструктора развивают художественно-эстетический вкус. В физическом направлении идет развитие координация движения, крупной и мелкой моторики рук.
   ТИКО и LEGO конструкторы служат прекрасной средой для режиссерских и сюжетно — ролевых игр детей. В создании новых сюжетов участвуют сами дети и пользуются не только ТИКО и LEGO, но и другими предметами — заменителями.
    Очень важно то, что интерес к конструкторам у детей практически не ослабевает: всякий раз, собирая конструктор, ребёнок создаёт новую игрушку, видоизменяет её, придумывает для неё всё новые и новые возможности, часто используя сразу два конструктора. Дети получают огромное удовлетворение, когда играют в то, что создали своими руками. Изучая простые и сложные модели и механизмы, ребята учатся работать руками, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, творчество, воображение. Дети учатся доводить начатую работу до конца, работать в команде и паре, радоваться успехам друзей. Эта же игра помогает им открывать свои таланты, учит фантазировать и, главное, думать. Решая технические и интеллектуальные, поведенческие и коммуникабельные проблемы, ребята становятся активными, творческими и успешными.

Войти

Регистрация