0+



 

Опубликовано: 09.10.2018 г.

Автор: Поршнева Виктория Сергеевна,  учитель - логопед

МАДОУ ЦРР – детский сад №5 ЩМР МО Моск. обл. г. Щёлково

Цель: создание предпосылок формирования связной речи.

Задачи:

1. коррекционно-образовательные:

-активизировать словарь детей по теме «птицы»;

- расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, повадках;

-закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;

-закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;

-упражнять в согласовании существительных с числительными;

-закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.

2. коррекционно-развивающие:

-развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.

3. воспитательные:

-воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.

Оборудование:

Картинки с изображением птиц, картинки с изображением корми для птиц, полоски для составления схемы предложения.

План занятия:

1. Оргмомент. «Влетает» Карлсон.

К. -Утро настало, солнышко встало!

Птицы запели

И к нам прилетели.

Много с собою нам дел принесли.

К. - Ой, здравствуйте, ребята!!! А вы знаете кто я такой????

Дети – Да!

К. - Позвольте представиться. Я – Карлсон, который живёт на крыше!!!!

А как вы думаете, раз я тоже умею летать, может я тоже ПТИЦА?!?!?!

Дети – НЕТ!!!

К. – А почему же это «нет», я же тоже летаю над домами и деревьями? Правда я больше предпочитаю варенье и пироги!)))

Дети - ………..

К. – Хорошо, тогда давайте будем разбираться…..

2. Постановка цели занятия.

К. – «Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.»

Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.

1.Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит:

Постучит - и легче. (дятел)

2. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

3. Окраской сероватая.

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Кто она? (ворона)

4. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

5. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (воробей)

К. -Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах)

3. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.

К. - Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.

Выполняем артикуляционные упражнения.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.

«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд .

«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.

4. Игра «Четвёртый лишний» - классификация перелётных и зимующих птиц.

К. - Какая птица на картинках лишняя? (ласточка)

-Почему? (Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие)

-Почему их так называют?

-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

-Каких перелётных птиц вы знаете?

Выставляются картинки птиц.

5. Строение птицы.

К. - Расскажите, что общего есть у всех птиц? (У птиц есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.)

6. Игра «Угадай» - словообразование притяжательных прилагательных.

К. - На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.

-Это хвост сороки. Он чей? – сорочий хвост.

Это крыло воробья – воробьиное крыло.

Это голова вороны – воронья голова. И т. д.

7.Игра «Путаница» - упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительного со словом НЕТ (в ответах на вопросы логопеда - Карлсона).

У вороны есть рога? - У вороны нет рогов.

У сороки есть когти?

У синицы есть копыта?

У дятла есть грива?и.т.д.

8. Игровое упражнение «Один - много» - родительный падеж множественного числа существительных.

К. - В наших лесах и парках много (кого) …

Синица - (много синиц)

Ворона  - (много ворон)

Дятел - (много дятлов)

Снегирь - (много снегирей)

Голубь - (много голубей)

Воробей - (много воробьёв)

Журавль - (много журавлей)

Грач - (много грачей)

Динамическая пауза «Улетает-зимует»

К. - называет птиц. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то садится на палас и замирает.

9. Игра «Каждой птице свой корм»

К. - Ребята, мы должны помогать птицам? Как?

На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)

-Кто чем питается?

Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.

К. - Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.

10. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» -согласование существительных с числительными.

К. - Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?

(К кормушке прилетело два снегиря. К кормушке прилетело пять синиц. К кормушке прилетело четыре голубя. И т. д.)

11. Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы.

Синица летит к кормушке.

Воробей сидит в кормушке.

Дятел сидит на ветке.

Сорока ходит под деревом.

11. Итог

К. -Как называются птицы, которые зимуют?

Дети – Зимующие!

К. - А как называются птицы, улетающие в тёплые края?

Дети - перелётные

К. - Почему птиц называют друзьями человека?

Дети - Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.)

К. - Как нужно заботиться о птицах?

Дети - …..

К. - спасибо, вам ребята, что объяснили мне, почему я не птица, хотя и летаю. Молодцы, что знаете какие бывают птицы. Мы меня еще в гости позовете?

Дети - Да!!!!!!

К. – До новых встреч («Улетает»)

Войти

Регистрация