0+



 

Опубликовано: 13.10.2018 г.

Автор: Кутакова Людмила Игоревна, учитель-логопед

г. Москва

 Звук [т], буква т

Цели: научить четко произносить звук [т]; определять ме­сто звука [т] в словах; проводить анализ обратного слога ат;  познакомить с буквой т; научить образовывать глаголы с помощью приставок.

  1. Организационный момент
  • Игра с мячом «Назови одним словом».

Логопед произносит три слова и бросает мяч ребенку, а тот должен назвать обобщающее слово (яблоко, груша, бананфрукты ).

  1. Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

— Звук [т] — согласный, глухой. При произношении зву­ка [т] язычок стучит за верхними зубами.

Логопед называет согласные звуки, а дети должны показать, как стучит молоточек, если услышали звук [т]: к-п-м-т-б-т-м-т.

  • « Чистоговорки ».

Дети повторяют:

та-та-тахвост пушистый у ... кота

 то-то-тов шкафу висит ... пальто

ты-ты-тыв море плавают ... киты

 ат-ат-атели мы ... салат

от-от-отна дорожке сидит ... кот

  • «Третий лишний».

Из трех картинок ребенок должен найти ту, в названии которой нет звука [т]:

тыква, самолет, груша

 петух, танк, лиса

 щука, туфли, кот

зонт, жук, туча

  • «Веселый поезд».

Дети берут картинки, определяют место звука [т] в слове и помещают картинки в соответствующие вагончики.

  • «Что делает птица?».

Дети придумывают слова-действия со звуком [т]: поет, летит, клюет, вьет, выводит, пьет.

  1. Физкультминутка

«Этот пальчик ...»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел, —

Оттого и потолстел!

  1. Знакомство с буквой т

Дети рассматривают иллюстрацию и учат стихотворение про букву т:

Т в антенну превратилась И на крыше очутилась.

А. Шибаев

Дети обводят трафарет буквы т, раскрашивают синим цветом и печатают в тетради строчку буквы т по образцу.

Они находят в кассе букву т, выкладывают в кассе слоги: am; ут; ит. Проводят анализ слога am.

  • «Наоборот».

В тетрадях дети печатают обратные слоги, а потом ме­няют буквы местами и печатают прямые слоги: та; ту; ти.

  1. Игра «Птичка в клетке»

Логопед выставляет на доску плоскостное изображение клетки и перемещает птичку. Дети озвучивают:

    Птичка из клетки ... вылетела.

    Над клеткой ... пролетела.

    Вокруг клетки ... облетела.

    К клетке ... подлетела.

    В клетку ... залетела.

Звуки [т], [т’]; буква т

Цели: научить различать звуки [т], [т’], четко произно­сить их в слогах, словах, фразах; повторить букву т; на­учить использовать в речи предлоги: в, над, из, на.

  1. Организационный момент

  • Игра с мячом «Назови птицу».

Логопед бросает мяч и произносит первый слог, ребенок ловит мяч и называет слово полностью: лаласточка, сисиница, ле — лебедь, воворона ... и т.д.

  1. Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

  Звук [т] — согласный, глухой, твердый; звук [т’] — согласный, глухой, мягкий.

  • «Синий — зеленый».

Дети поднимают вверх синий или зеленый кружок, услы­шав в слогах звуки [т], [т’]: та-тё-то-ти-те-ты-ту...

  • «Что для Тани, а что для Тёмы?».

На доске картинки с изображением Тани и Тёмы. Ребенок называет картинку, выделяет звук [т] или [т’] и определяет, кому нужно это отдать — Тане или Тёме? (Туфли, телевизор, утюг, пальто, тарелка, телефон.)

  • «Добавь словечко».

Дети заканчивают предложение словами, начинающими­ся со звуков [т], [т’].

    На огороде выросла большая ... тыква.

    У коровы маленький ... теленок.

    Мою подругу зовут ... Таня.

    Солнце спряталось за ... тучу.

    Я ручкой пишу в ... тетради.

Проводится работа с картинкой. Дети рассматривают сю­жетную картинку, называют все предметы, в названии кото­рых есть звуки [т], [т’].

  1. Физкультминутка

«Тик-так»

Тик-так, тик-так — вот так часики стучат, Тики-так, тики-так — так стучит молоток, Тики-тук, тики-тук — так стучит каблук.

  1. Повторение буквы т

Дети вспоминают стихотворение про букву т.

  • «Живые буквы».

Дети у доски из букв составляют слог am, а затем меняют­ся местами, получается слог та.

Дети проводят звуковой анализ слога та. Аналогично про­водится работа со слогом та.

Логопед предлагает рассмотреть на доске картинки, начи­нающиеся со слогов: та, ту, ти. Ребенок читает слог и нахо­дит картинку, которая начинается на этот слог: тутуф­ли, та — /панк, mu — тигр.

Дети записывают в тетрадь слоги та, ту, mu.

  1. «Составь предложение»

Дети составляют предложения с использованием предло­гов в, над, из, на.

Рассматривают схемы предлогов, с помощью пары карти­нок составляют предложения:

книги — шкаф                Книги стоят в шкафу.

ложка — стол               Ложка лежит на столе.

     птица — гнездо             Птица вылетела из гнезда.

    бабочка — цветок         Бабочка порхает над цветком

Войти

Регистрация