0+



 

Опубликовано: 04.11.2018 г.

Автор: Поршнева Виктория Сергеевна, учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – детский сад №5, Московская область. г. Щёлково

Цель: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

I. Коррекционно - образовательные:

-закрепить и уточнить знания детей о Дне матери;

-активизировать и расширять словарь по теме;

II. Коррекционно - развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат;

-развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;

- закреплять умение ориентироваться в пространстве

-совершенствовать мыслительные процессы;

-совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;

III. Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать любовь к матери;

-воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

-воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедиа, коврики, демонстрационный материал.

Ход занятия:

1. Вводная ходьба. Приветствие. Влетает Фея - Волшебница

2. Введение в тему. (Чтение стихотворения)

Фея - Волшебница:

На свете добрых слов живет немало,

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов, простое слово «мама»

И нет на свете слов дороже, чем оно.

3. Вводная беседа

Фея - Волшебница: в конце ноября наша страна отмечает замечательный праздник «День Матери» Мама - самый близкий и родной человек на земле. Она дарит жизнь малышу и открывает перед ним весь мир, мама защищает своего ребенка от бед и невзгод, дарит ему тепло своего сердца, любит его, учит добру.

Дети, я предлагаю вам сегодня поиграть в интересные игры! А какие, вы сейчас узнаете!

1. Динамические упражнения «Ходьба на носках и пятках» О. Боромыковой

Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать.

(Держась за руки, покачиваются из стороны в сторону)

Я на цыпочках хожу. Маму я не разбужу

(Идут на носочках)

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук, раздается пяток стук.

(Идут, громко топая пятками.)

Мои пяточки идут. Прямо к мамочке ведут.

(Идут на пяточках) (садятся на стульчики)

2. Игра «Слова наоборот»

Чему учится ребенок: подбирать слова с противоположным значением; правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде.

Оснащение: парные картинки (см. рис.1).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки-фотографии, на которых изображена мама. Попросите подобрать картинку-фотографию с противоположным значением. Или поиграть в игру «наоборот» — подобрать антонимы. Например, чистая — грязная.

Лексический материал

Сухой — … мокрый (зонт у мамы).

Широкий — узкий (пояс на мамином платье).

Веселая — … грустная (портрет-фотография).

Вверху — … внизу (мама подбрасывает воздушный шарик).

Бросает — … ловит (мяч).

3. Игра «Стираем вместе с мамой»

Чему учится ребенок: образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; использовать их в активной речи. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку послушать стихотворение:

Знают мамы,

Знают дети,

Знает взрослый и малыш:

На безногом табурете
Ни за что не усидишь,

Без колес не сдвинуть воза,

Хоть впрягай в него коня,

Не спасешься от мороза,

Если в печке нет огня.
От иголки мало толка,

Если без ушка иголка.
Так и руки — без труда
Не годятся никуда.

Немецкая песенка

Предложите ребенку помочь маме — выстирать свои маленькие предметы одежды. Попросите закончить начатое вами предложение. Например, «Мама будет стирать майку, а я … маечку. Майка чистая, а маечка … чистенькая».

Лексический материал

Мама будет стирать юбку, а я… юбочку. Юбка чистая, а юбочка … чистенькая.

Мама будет стирать платье, а я … платьишко. Платье чистое, а платьице… чистенькое.

Мама будет стирать шапку, а я … шапочку. Шапка чистая, а шапочка… чистенькая.

Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.

4. Игра «Добрая волшебница»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: расскажите ребенку о том, что в любом доме живет добрая волшебница. «Она может творить чудеса. Хочешь, волшебница и тебя научит небольшим чудесам?»

Если немножко постараться, то настроение грустного человека быстро изменится к лучшему. Для этого нужно взять волшебный платок и послушать внимательно сказанную взрослым фразу. Затем — взмахнуть волшебным платком и повторить фразу так, чтобы каждое слово в ней звучало ласково.

Например, Мама любимая — мамочка … любименькая.

Лексический материал

Мама добрая — мамочка… добренькая.

Мама красивая — мамочка … красивенькая.

Мама ласковая — мамочка… ласковенькая.

Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.

5. Игра «Делаю — сделал»

Чему учится ребенок: изменять глаголы по временам.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку закончить начатую вами фразу по образцу:

Мама стирает белье.— Мама уже … выстирала белье.

Лексический материал

Мама вешает белье.— Мама уже … повесила белье.

Мама готовит обед.— Мама уже … приготовила обед.

Мама пьет чай.— Мама уже … выпила чай.

Мама ест конфету.— Мама уже … съела конфету.

Мама целует дочку.— Мама уже … поцеловала дочку.

Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.

6. Игра «Мама-воспитатель»

Чему учится ребенок: правильно согласовывать числительные «два», «пять» с именами существительными в косвенных падежах.

Оснащение: карточки с цифрами 1, 2, 5.

Ход игры: расскажите ребенку, что у мам бывают разные профессии. Предложите рассказать о том, какая профессия у его мамы. Прочтите рифмовку о маме-воспитателе:

Маму, мамочку свою
Очень сильно я люблю.
Мама деткам помогает,

Никого не потеряет.
Надо с детками играть,

На прогулке их считать.

Вспомните вместе с ребенком о том, что в детском саду в группе есть дети с одинаковыми именами. Предложите ребенку рассказать, сколько детей с названными именами в группе. Объясните правила игры: «Я буду называть имя и показывать карточку с цифрой, а ты — составлять фразу (по образцу)». Например, Саша (покажите карточку с цифрой 1). Ребенок составляет фразу «Один Саша».

Лексический материал

Катя. Цифра 5. — Пять Кать.

Петя. Цифра 2. — Два Пети.

Ванечка. Цифра 1. — Один Ванечка.

Усложнение возможно за счет увеличения количества имен.

7. Игра «Я — мы»

Чему учится ребенок: изменять глаголы настоящего времени по числам; согласовывать их с местоимениями «я», «мы».

Оснащение: не требуется.

Ход игры: попросите ребенка подойти к зеркалу и рассказать вам о том, кого он там видит. (Я вижу себя.)

Спросите, как еще можно назвать того, кого он видит в зеркале, не употребляя имени. (Я.)

Предложите ребенку встать перед зеркалом вместе с мамой. Спросите его о том, кого он видит в зеркале? (Себя и маму.)

Спросите, как можно назвать себя и маму одним словом. (Мы.)

Предложите ребенку закончить начатое вами предложение.

Лексический материал

Я на солнышке лежу.Мы на солнышке… лежим.

В небо синее гляжу.— В небо синее… глядим.

Я клубнику собираю.Мы клубнику… собираем.

В рот по штучке отправляю.— В рот по штучке… отправляем.

Я ромашки собираю.Мы ромашки…собираем.

И букетик составляю.— И букеты… составляем.

Я букетом любуюсь.Мы букетами… любуемся.

Усложнение возможно за счет увеличения количества рифмовок.

8. Игра «Отгадай загадку»

Чему учится ребенок: отгадывать загадки, называя отгадку в винительном падеже; развивать абстрактное мышление.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: прочтите загадку. Предложите ребенку сказать отгадку. Попросите его рассказать, почему они так решил.

Целует, обнимает,

К сердцу прижимает.
Одежду покупает,

Стирает, убирает…
Все она умеет,

Всех она жалеет.
Угадайте-ка, друзья,

Это… мамочка моя.
Добрая, седая,

Всем нам помогает,

Вяжет нам носочки
И сидит до ночки
С нами у постели,

Если мы болеем.
Кто это такая?

Бабушка родная.
Доктора не бойтесь, дети!

Он добрее всех на свете,

С ним давно знакома я —
Это … мамочка моя.

Усложнение возможно за счет увеличения количества загадок о маме, бабушке, женщинах.

9. Игра «Что любит мама!»

Чему учится ребенок: закреплять в речи формы имен существительных винительного падежа; активизировать словарь за счет имен существительных множественного числа, обозначающих названия цветов.

Оснащение: сюжетная картинка (Рис. 2).

Ход игры: заранее вырежьте нарисованные шары с цифрами 1, 2, 3 в нижней части листа. Приклейте их над цветами, находящимися в вазе, так, чтобы они закрывали цветы. Прочтите стихотворение:

Наступает мамин праздник,

Наступает Женский день.
Знаю, любит мама очень…
Розы (1), маки (2) и сирень(3).

Предложите ребенку приподнять шар с цифрой (1,2, 3). Попросите назвать находящийся под ним цветок или цветы. Предложите пересчитать их и сказать, сколько цветков спряталось под шаром.

10. Игра «Как я маме помогала»

Чему учится ребенок: образовывать глаголы с помощью приставок под-; за-; вы-.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку прослушать рифмовку (во время чтения выделяйте голосом приставки):

Я сегодня маме
Дома помогал.
Пол громадным веником
Быстро подметал.
Вымел все соринки
И замел в совок.
Вот как я сегодня
Мамочке помог!

Попросите ребенка объяснить, какой новый смысл придают слову приставки под-; вы-; за-.

11. Игра «Мама печет пироги»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку прослушать рифмовку:

Пирогов мы напечем,

Всех мы в гости позовем,

Самовар поставим,

Песни петь мы станем!

Расскажите ребенку о том, что мама любит печь пироги с разной начинкой. Предложите ему помочь вам и назвать пироги, которые напекла мама к празднику. Например, Пирог с капустой.— Какой пирог?— Капустный пирог. Лексический материал

Пирог с грибами.— Какой пирог?— Грибной пирог.

Пирог с картошкой.— Какой пирог?— Картофельный пирог.

Пирог с клубникой.— Какой пирог?— Клубничный пирог.

Пирог с яблоками.— Какой пирог?— Яблочный пирог.

Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.

im789

Рис. 1 к игре «Слова наоборот»

 

im790

Рис. 2 К игре «Что любит мама?»

Войти

Регистрация