0+



 

Опубликовано: 19.11.2018 г.

Автор: Кожевникова Ирина Леонидовна, воспитатель

МАДОУ детский сад № 473  г. Екатеринбург


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

(В. А.Сухомлинский)


Изобразительная деятельность приносит много положительных эмоций дошкольникам. Копируя окружающий мир, дети изучают и познают его, в рисунках дети выражают своё отношение к окружающему. Рисование имеет большое, и даже огромное значение в формировании личности ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. И чем разнообразные будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы, и приёмы работы с детьми, а также материалы, которые они используют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Для рисования можно использовать листы бумаги различные по фактуре, по цвету, форме, например, квадратные и круглые. Использовать необычные инструменты материалы.
В последнее время педагоги всё чаще используют нетрадиционные техники рисования. Рисование нетрадиционными способами увлекательная деятельность, которая увлекает и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать. Здесь же развитию творчества не границ.
Но бывает так, что дети боятся взять в руку карандаш или кисточку потому, что, как им кажется, они не умеют рисовать, и у них не чего не получится. Это случается, когда взрослые бывают излишне требовательны, критикуют, сравнивают работы детей между собой. У некоторых детей слабо развита мелкая моторика, недостаточно сформированы формообразующие движения. Часто это актуально для детей с особенностями в развитии. А ведь главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции. Первые неудачи могут вызвать разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной. Вот тут, то и приходят на помощь нетрадиционные методы рисования:
1. Рисование пальчиками и ладошками. Делая отпечатки ладоней на бумаге, можно создать яркие образы животных, сказочных птиц, цветов, деревьев и т.д.
2. Обрывание бумаги и наклеивание обрывков на лист бумаги.
3. Тычок жесткой полусухой кистью. Кисть в воду не опускается только в гуашь, таким образом, заполняется только контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
4. Оттиск пробкой. Ребенок прижимает пробку к краске и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета пробка меняется.
5. Оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой. Действие этих техник происходит, так же, как и оттиск с пробкой.
Эти техники очень просты и подойдут даже для малышей, впервые пробующих рисовать.
6. Восковые мелки+ акварель. Ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов (рисунок мелками остаётся не закрашенным).
7. Свеча +акварель. Ребенок рисует свечой на бумаге затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов (рисунок свечой остаётся белым).
8. Печать по трафарету. Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к краске и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампоны и трафареты.
9. Монотипия трафаретная. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.
10. Кляксография обычная. Ребёнок зачерпывает краску пластиковой ложкой и выливает её на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
11. Кляксография с трубочкой. Ребёнок зачерпывает краску ложечкой и выливает на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
12. Кляксография с ниткой. Ребенок опускает нить в краску, отжимает её, затем на листе бумаги выкладывает изображение из нити, оставляя один её конец свободным. После этого прикладывая другой лист, прижимает, придерживая рукой и вытягивает нить. Недостающие детали дорисовываются.
13. Набрызг. Ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кисть о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
14. Отпечатки листьев. Ребенок покрывает красками листок дерева затем, прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки можно дорисовать кистью.
15. Акварельные мелки. Ребенок смачивает лист бумаги водой с помощью губки, затем рисует на листе мелками. Можно использовать приемы торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага смачивается.
16. Монотипия пейзажная. Ребёнок складывает лист пополам. На одной половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
17. Рисование мыльной пеной. Ребёнок опускает трубочку в ёмкость с жидкой краской и шампуня и выдувает пузыри. На пузыри, которые появятся над краем ёмкости, опустить лист бумаги и слегка надавить, поднять вверх.
18. Шаблонография. Ребёнок учится обрисовывать геометрические фигуры простым карандашом, создавая единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете.
19. Рисование солью, песком, крупами. На заранее нанесенный клей ребёнок пальчиками посыпает материал, который засыхает на клею, получается рисунок.
20. Пластилинография. Изображение рисуется пластилином. С помощью этой техники хорошо развивается мелкая моторика.
21. Рисование ватной палочкой опускаем палочку в краску и точным движением делаем тычки. Этим методом можно нарисовать падающий снег и украсить рисунок орнаментом.
22. Коллаж - это сочетание аппликаций и рисования. Аппликация может быть самой разной: бумага, ткань, вата, нитки, любой бросовый материал. Для этого берётся клей ПВА, который не оставляет следов на основе, на которой выполняется аппликация.
23. Штрихование нужно использовать карандаши всех видов мягкости и на различной бумаге. Нужно прижимать их с разной силой, держа руку в разных положениях и проводить линии с разной скоростью.
24. Граттаж способ получения рисунка путём процарапывания острым предметом.
25. Батик - это рисование по ткани. Используется ткань, которая предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет. Рисование воспроизводится акварелью или гуашью по намеченному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки. Каждая из этих техник-это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованнее, увереннее, где дается детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских рисунках. Овладения техникой изображения доставляет малышам радость, если строить деятельность с учетом специфики возраста детей.
Нетрадиционные техники оказывают положительное влияние на развитие ребенка, поэтому необходимо использование их в детском творчестве.
Данные техники рисования помогают сохранить психическое равновесие ребенка, дают возможность безопасному выходу эмоции, при этом ребенок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить, так как хочется ему, быть свободным от любого давления, навязывание чужого мнения.
Также укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Большое значение имеет внедрение нетрадиционных техник рисования во все сферы деятельности ребенка. Педагог должен построить работу с детьми так чтобы на всех этапах возрастного развития ребенку способствовали все новые и новые методики рисования нетрадиционным способом.

Войти

Регистрация