0+



 

Опубликовано: 11.03.2019 г.

Автор: Кривенкова Ольга Сергеевна, ведущий библиотекарь

МБУК г.о.Самара «Централизованная система детских библиотек»

детская библиотека-филиал №16

254254245

545424

1. Пояснительная записка.

Программа выходного дня «БРИК-настроение» «Сказка на песке» (далее Программа) муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара “Централизованной системы детских библиотек” детской библиотеки-филиала №16  предусматривает  популяризация литературы для  детей  дошкольного возраста по средствам sand-арт (песочная терапия).

 Программа направлена на:

- Развитие мелкой моторики

- Развитие творческого мышления и воображения

- снятие стресса, внутреннего напряжения

2. Актуальность

Бесспорно,  дошкольный возраст имеет важное значение в становлении личности.  В это время ребенок активно начинает познавать окружающий мир. И чем разнообразнее и интереснее организована деятельность, тем качественнее получится развитие и повышается процент реализации потенциальных возможностей и успешности ребенка.

Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики.

Для того чтобы заинтересовать родителей работой кружка, в группе регулярно организуются консультации для родителей о техниках и комплексах работы с вариантами игры с песком в домашних условиях и возможная альтернатива песку. Проводятся консультации, презентации на которых библиотекарь показывает родителям, как работать нетрадиционными техниками – работой с песком.

3. Общая характеристика работы с песком.

Игры с песком – это привычное, доступное занятие для детей. Приучая ребенка к творческому подходу отражения своих мыслей, чувств, мы создаем атмосферу, гармонизации психологического состояния. Изначально ребенок учится прорисовывать сюжетные композиции по прочитанной книге. Но впоследствии это дает ему бесценный опыт «прорисовывать» любую ситуацию, которая его беспокоит на определенный момент времени. А точнее, способность посмотреть на ситуацию со стороны. Так же мы понимаем, что у ребенка развивается творческое, нестандартное мышление, мелкая моторика и познавательные функции, такие как внимание, память, восприятие, концентрация, умение выделить главное из общего массива информации. Ведь чтобы создать иллюстрацию, необходимо проработать текст, выделить основные моменты и важные события, определить главные действующие лица и поступки. Работая с книгой и впоследствии с песочной анимацией, у ребенка активизируется коммуникативный навык и принципы сюжетно-ролевой игры, которые и являются основным инструментом успешной социализации.

Цель программы: формирование интереса детей и родителей к совместному чтению

Задачи:

  • Развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком.
  •  Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные пропорции его частей, использую разные оттенки света и тени;
  • Учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии;
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
  • Развивать художественно-эстетический вкус;
  • Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт;

Реализация программы: В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме художественного слова, читая как знакомые произведения, так и совершенно новые,  в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Организация работы:

  • Программа рассчитана на 1 год.
  • Подгруппа может насчитывать 3-5 ребёнка.
  • Форма организации занятий – групповая и индивидуальная.
  • Периодичность занятий - 1 раз в 2 недели (через воскресенье), в 12:00.

Форма занятий - комплексная тематическая совместная деятельность библиотекаря и ребенка в форме кружковой работы. В программе используются такие методики, как чтение художественных произведений, наглядные материалы (презентации и видеоролики), практические обучающие занятия для детей, как в форме беседы, так и в форме игры. Так же предусмотрены индивидуальные и групповые консультации и мастер- классы для родителей, при необходимости.

Длительность занятий:

20-30 минут – дети 2+

 

Ожидаемые результаты:

  • Умение работать с песком, создавая картины на световом столе при помощи формочек и просто собственных рук;
  • После совместной деятельности с использованием цветного песка и светового стола дети научаться передавать прочитанное через образы, развивая эстетический вкус, воображение и художественные навыки;
  • Учитывая развитие сюжета, научатся выстраивать композиции на песке по образцу;
  • Улучшиться эмоциональное  состояние ,т.к. дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с родителями и другими детьми;
  • Получат необходимые навыки работы в группе.

4. Содержание программы.

Оборудование

1. Световой стол 60/70 см.

2. Чистый речной песок.

3. Манная крупа и соль  разных цветов.

4. Мультимедийная презентация.

5. Материалы для рисования:

  • Использование кондитерского шприца (бумажный кулёк)
  • Использование массажного мяча
  • Использование ситечка
  • Использование трафаретов
  • Использование трубочки (выдувание рисунков)
  • Использование декоративных украшений (камни, палочки)
  • Использование кистей

Организация игр-занятий с песком

1. Ориентировочный этап (Проведение адаптационных игр-занятий в песке: все действия и объяснения в соответствии с возрастом детей).

Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на световом столе.

Знакомство детей с песком — посредством игрушки-помощника. Через эту игрушку объясняются все правила поведения, запреты и поощрения.

Во время занятий-игр внимание детей обращается на их ощущение, побуждая их высказываться, сравнивать.

Ведущий сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке им известны и нравятся. Обязательно поощрение (похвала) или положительное комментирование на каждое высказывание ребенка, каждый ответ, даже если он не совсем верный. В последнем случае, необходимо очень корректно предложить правильный вариант ответа. И  предлагается поиграть.

Способы работы с песком на световом столе:

1) Способы засыпания рабочего поля:

  • просеивание (сквозь пальцы)
  • расхлопывание ладошкой
  • дождик (сыпем из кулачка)
  • торнадо (сыпем из двух кулачков)
  • волна

2) Техника рисования песком (основные приёмы):

  • Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
  • Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
  • Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
  • Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;

Организационный момент:

 С помощью игрушки- помощника вводим детей в игровую среду: демонстрация оборудования, озвучивание правил поведения и пр.

3. Правила поведения в песочнице

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  • После игры надо помочь убрать все игрушки на свои места.
  • После игры в песке надо помыть ручки.

 5. Тематический план и содержание программы «Сказка на песке» (Световой стол)

Месяц

Лексическая тема

Содержание

 

0+

кол-во часов

Январь

Знакомство с песком.  Свойства песка.

Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй  руки, затем всеми пальцами одновременно

Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу

Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной

Перетираем песок между пальцами и ладонями

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку:

 Знакомство с основными техниками  засыпания рабочего поля:

  • просеивание (сквозь пальцы, через ситечко)
  • расхлопывание ладошкой
  • дождик (сыпем из кулачка)
  • торнадо (сыпем из двух кулачков)
  • волна

Дидактическая игра “Угадай кто и найди его!»

На рабочем поле под песок прячутся плоские фигуры животных. Ребенок обнаруживает тайник, но прежде чем смести песок кистью, зачитывается загадка, ответом на которую и будет эта фигурка. Если ребенок угадал, то для «Проверки» ему вручается кисть и он сметает песок, если нет, то библиотекарь дает ребенку дополнительные подсказки, загадки, пока не определится верный ответ.

Дидактическая игра «Нарисуй то, о ком (чем) услышал»

Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыпленок». Во время чтения дети должны попробовать нарисовать : (процарапывание пальцем и палочкой) цыпленка , курицу, кота;

(выдувание через трубочку) лужу;

(насыпание мелких деталей: рот- полосочка, глазки) лягушку.

0,20

Знакомство с основными техниками рисования. Втирание.

Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем.

«Следы невиданных зверей»

Чтение загадок о животных

( собака, кошка, заяц, змея, кабан, ворона)

12545653

0,20

«Колобок»

Чтение русской народной сказки и рассматривание книжной иллюстрации.

Рисование колобка и героев сказки в техниках втирания и процарапывания.

0,20

Техника втирания.

Рисование круга и овала.

 Чтение стихотворений  Д.Хармс

«Удивительная кошка» 

Несчастная кошка порезала лапу -

Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге -

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

Полонский Яков "Солнце и Месяц",

Самуил Маршак

"Солнышко"

Мы солнца в дороге не видели днем

Погода была грозовая.

Когда же оно засверкало огнем,

Ты спутникам что-то сказала о нем,

По-детски его называя.

Пускай это бурное море огня

Зовут лучезарным светилом,

Как в детстве, оно для тебя и меня

Останется солнышком милым.

И меньше не станет оно оттого,

Что где-то на малой планете

Не солнцем порой называют его,

А солнышком взрослые дети.

0,20

Март

Техника процарапывания.

«Елочка. Лес», «Яблоня. Сад»

Техника процарапывания: палочкой, картоном, кистью.

«Елочка. Лес», «Яблоня. Сад»

0,20

«Цветы для мамы»  

В технике процарапывания создание букета цветов.

0,20

Апрель

Знакомство с техникой насыпания.

Знакомство с техникой насыпания: из ладони, из кулачка, из пальцев.

Чтение стихотворений по книге В.Лунина

«С кем ты, Зайка, дружишь?»(«Про Лену», «Подарки»)

Рисование предметов в технике насыпания по сюжету стихотворений: стол, стул, чашка, блюдце.

0,20

«Ракета»

Чтение худ.произведения

Рисование ракеты в технике насыпания.

0,20

Май

Отпечаток: предметов, трафаретов.

Знакомство с техникой отпечатка с помощью предметов и трафаретов.

Создание сюжетной композиции по выбору ребенка

0,20

День победы

Чтение произведений художественной литературы посвященных тематике победы в Великой Отечественной Войне. Создание тематической композиции  «Открытка великим воинам»

0,20

Июнь

«Очень голодная гусеница»

Чтение произведения Эрика Карла «Очень голодная гусеница».

«Обед для гусеницы». Создание «огорода» с помощью трафаретов «Фрукты» и «Овощи»

0,20

“Колобок”

Чтение русской народной сказки

Рисование колобка в лесу в различных техниках: процарапывания и насыпания.

0,20

Сентябрь

«В море 

Рыбка Золотая все желания исполняет»

Просмотр буктрейлера (видео-ролика) по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

В технике процарапывания учимся рисовать золотую рыбку

0,20

«Кораблик»

Чтение худ.произведения

Рисование Кораблика на морских волнах в различных техниках: процарапывания и насыпания, втирания и отпечатка

0,20

Октябрь

« Пик, Пак, Пок»

Чтение стихотворений А.Лаптева « Пик, Пак, Пок»

Сюжетные зарисовки в различных техниках: процарапывания и насыпания, втирания и отпечатка

0,20

“Если дать мышонку печенье”

Чтение худ.произведения «Если дать мышонку печенье»

Рисование сюжетной композиции в различных техниках: процарапывания и насыпания, втирания и отпечатка

0,20

Ноябрь

«От головы до ног»

Чтение худ.произведения

Эрика Карла «От головы до ног»

Рисование сюжетых композиций в различных техниках: процарапывания и насыпания, втирания и отпечатка

0,20

“Кошкин дом”

Чтение худ.произведения С.Маршака «Кошкин дом»

Рисование сюжетной композиции в различных техниках: процарапывания и насыпания, втирания и отпечатка

0,20

Декабрь

«Зимние приключения»

Чтение стихотворений зимней и/или новогодней тематики.

Создание композиции «В зимнем сказочном лесу» в различных техниках: процарапывания и насыпания, втирания и отпечатка

0,20

«Ёлочка»

Чтение худ.произведения

Создание новогодней композиции «В лесу родилась елочка»  в различных техниках: процарапывания и насыпания, втирания и отпечатка

0,20

Итого

20 занятий

4ч.


6.
Список литературы.

    1. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
    2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.
    3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
    4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
    5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72 с. (Психологическая служба).
    6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
    7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
    8. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт» , 2010. – 93 с.
    9. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
    10. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

Интернет - источники

  1. u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях!
  2. timo-shcola.ucoz.ru›load/shkolnye_scenariiigry_i_
  3. http://www.dv-reclama.ru/russia/articles/detail.php?ELEMENT_ID=27333
  4. http://dohcolonoc.ru/cons/2191-ispolzovanie-pesochnoj-animatsii-v-profilaktike-narushenij-psikhoemotsionalnogo-i-psikhofizicheskogo-sostoyaniya-detej-s-onr.html
  5. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0158.shtml
Войти

Регистрация