0+



 

Опубликовано: 16.03.2019 г.

Автор: Шкурат Ирина Олеговна,
воспитатель,
МБДОУ ДС «Родничок»

Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет
Вид НОД: усвоение новых знаний
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Цель: формирование навыков экспериментально – исследовательской
деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидимый, легкий, не имеет запаха)
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, любознательность, наблюдательность;
- способствовать развитию внимания, памяти;
- продолжать развивать интерес к познавательной деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: беседы с детьми о свойствах воздуха, чтение и
рассматривание иллюстраций в энциклопедии для детей.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Планируемый результат: приобретение детьми знаний о свойствах воздуха.
Средства и оборудование:
Организационные: Одноразовые стаканчики, трубочки, апельсин, духи, мыло, салфетка, прозрачный стакан, тазик с водой, целлофановые пакеты на каждого ребенка.

Ход НОД:
1. Вводная часть
В группу вбегает Буратино здоровается с детьми.
Буратино: Мне все мои друзья говорят, что на нашей планете существует что то, что находится везде и без чего невозможно жить, и я хотел бы узнать, что же это такое?
Воспитатель: Ребята поможем Буратино.
Дети: Да
Воспитатель: Буратино в нашей группе, есть лаборатория «Кота Учёного» а в лаборатории есть вот такая коробочка, которая поможет ответить на все твои вопросы. (Уникуб «Воздух вокруг нас»)
Воспитатель: Ну, что юные академики готовы?
Дети: Да.

2.Основная часть
Воспитатель: Для начала отгадайте загадку
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Правильно воздух.
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе?
Дети: Мы им дышим.
Воспитатель: А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха? Как это проверить?
Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.
Воспитатель: Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и минуты!
Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух?
Дети: Он повсюду, он вокруг нас.
Воспитатель: Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде, вокруг нас
Дети: Подуть.
• Опыт 1
Воспитатель: Я вам предлагаю провести опыт. Давайте попробуем поймать воздух ладошками. ( Дети начинают ловить воздух ладошками)
Воспитатель: Поймали?
Дети: Нет
Педагог: Предлагаю подойти к нашему «Уникубу». Для каждого из вас приготовлены пакеты, возьмите его в руки, что в нем?
Дети: Он пуст.
Педагог: Да и его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, а теперь встряхнем его и закрутим. Пакет стал полный, похож на подушку. Что у нас внутри пакета?
Дети: Внутри пакета находится воздух.
Педагог: А теперь развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: Потому что из пакета выпустили воздух.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?
Вывод: воздух есть вокруг нас, он невидимый, воздух принимает форму предмета, в котором он находится.
Дети встают вокруг стола, на котором стоит тазик с водой.
• Опыт 2
Воспитатель: Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим. Поместим на дно стакана салфетку, а теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.
Как вы думаете, вода намочит салфетку?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему?
Дети: потому что там был воздух.
Воспитатель: Мы видим воздух в стакане?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему мы можем назвать его невидимкой?
Дети: Потому что он прозрачный и через него все видно.
Вывод: Воздух есть везде, он невидимый.
Воспитатель: А теперь, садитесь на свои места. ( На столах стоят стаканы с водой и лежат трубочки)
• Опыт 3 «Буря в стакане воды».
Дети дуют в трубочку, получается «буря».
Воспитатель: Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?
Дети: Потому что мы его выдыхали
Вывод: воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо (машем руками)
Закачалось деревцо (качаемся из стороны в сторону)
Ветерок все тише, тише (приседаем)
Деревцо все выше, выше (поднимаемся и тянемся к верху).
• Опыт 4
Воспитатель: А как вы думаете, воздух имеет запах?
Дети: Нет. Да.
Воспитатель: И это можно проверить. Давайте выберем несколько человек. (Дети выходят) Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
Воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи, апельсин, мыло. Одному ребёнку просто воздух.
Воспитатель: Ребята, кто что почувствовал?
Дети: Апельсин, духи, мыло
Воспитатель: А ты, Артур? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему?
Дети: Потому что он нюхал воздух.
Воспитатель: Правильно, Артур ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
3.Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Ответили на все вопросы.
Воспитатель: Дети. О чем мы сегодня с вами говорили?
Дети: О воздухе.
Воспитатель: Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух:
невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.
Воспитатель: Ну что Буратино доказали мы тебе, что воздух действительно существует везде на планете Земля и что жить без него невозможно?
Буратино: Да ребята спасибо, вы такие молодцы. Ой, чуть не забыл, мои друзья передали для вас письмо, вот читайте «Секретное письмо».
Воспитатель открывает письмо. А там не чего нет.
Воспитатель: Буратино здесь же не чего нет.
Буратино: Поэтому оно и называется секретное, потому что написано молоком. И что бы его прочитать, надо знать один секрет.
Воспитатель: Какой?
Буратино: Его надо нагреть.
Если на чистом листе сделать надпись молоком, затем нагреть лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, что проявится на листе бумаги. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
Воспитатель: Ребята, смотрите, появляются буквы. Сейчас мы прочтем это послание. «Удачи! Новых открытий!»
Всем спасибо, на этом наша лаборатория юных академиков закрывается до новых экспериментов.

Литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005.
3. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004.
4. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2011.

Войти

Регистрация