0+



 

Опубликовано: 12.04.2019 г.

Автор: Герасимова Ария Анатольевна,
Заместитель заведующего по ВМР,
МАДОУ детский сад № 473

Аннотация. В данной статье представлены понятия «педагогический коллектив ДОО», «межличностный конфликт в педагогическом коллективе», «межличностный конфликт педагогов», выделяются и описываются характерные особенности и виды межличностных конфликтов педагогов в дошкольной образовательной организации, а так же раскрыты причины и типы межличностных конфликтов педагогов в ДОО.

Ключевые слова: межличностный конфликт, дошкольная образовательная организация, педагог.

Межличностный конфликт в ДОО: виды и их характеристика

Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации – это достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуально-психологическими особенностями и под влиянием реальных политических и экономических условий жизни. Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных межличностных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способу их разрешения. Межличностный конфликт в педагогическом коллективе – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия между людьми и их группами при решении вопросов производственного и личного порядка.

Вопрос о взаимосвязи статуса, стратегий поведения в межличностном конфликте и личностных особенностей педагогов дошкольных образовательных организациях изучен недостаточно.

В качестве основных особенностей поведения педагогов в межличностном конфликте выступают избегание и приспособление. Для избегания характерно отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие существенных усилий, направленных на достижение собственных целей.

Индивидуальными чертами лиц, выбирающих эту стратегию поведения с окружающими, являются нерешительность и невысокая напористость в достижении цели и низкая поведенческая напористость в группе. Это поведение не выделяется непосредственностью и прямотой, напротив, чаще всего в контактах с людьми они показывают бережливость, скепсис и чувственную выдержанность. Вследствие этого, в истории межличностного конфликта они довольно аккуратны и корректны, но держат себя всякий раз отстраненно. У людей выбирающих эту стратегию поведения в межличностном конфликте зачастую выслеживается влечение избегать трудности с чрезмерной предрасположенностью к компромиссам. Неустойчивость оценок и непоследовательность поведения становится предпосылкой зависимого поведения от понятий и оценок, находящихся вокруг или сиюминутных интересов.

Межличностный конфликт рассматривается педагогами как не подлежащий осуждению. Вину за создавшуюся историю человек берет на себя, запросы к находящимся вокруг него не предъявляет. Для данных лиц свойственна некоторая «жертвенность», недоступность прагматичного поведения. В истории инцидента их поведение сопрягается с угрызениями совести и чувством вины за создавшуюся историю. «Бесконфликтность» маскирует неуверенность, легкость заимствования чужих представлений и взоров, ориентацию на сиюминутные запросы истории, недоступность воздействия возможности. Данные люди отличаются ослабленным чувственным контролем поведения.

Наиболее редко педагоги прибегают к соперничеству. Это говорит о том, что в коллективе меньшая численность воспитателей, которые имеют все шансы выразить больную обидчивость, завышенную чувствительность по отношению к реальной или же надуманной несправедливости. У этих людей инцидент вызывает враждебность в высказываниях и действиях, завышенную интенсивность в отношениях. Они буквально не адаптируются к интересам других.

Межличностные конфликты в дошкольной образовательной организации можно разделить на несколько видов:

  • педагог – педагог, причинами такого межличностного конфликта могут быть личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности, недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений другого воспитателя, новых разработок;
  • родитель – администрация причины: недостаточная осведомлённость родителя о деятельности ДОО, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность, администрации о семье;
  • педагог - родители причины: разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку, недобросовестное отношение к работе, низкая квалификация, завышенные требования к педагогу, гиперопека ребенка, неосведомленность родителей о работе ДОО, получение неточной информации о работе в ДОО;
  • педагог – администрация причины: разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга, завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

Межличностные конфликты педагогов в дошкольных образовательных организациях изучены в литературе в меньшей степени. Можно выделить следующие типы межличностных конфликтов в дошкольной образовательной организации:

  • представляющие собой реакцию на препятствия при достижении основных целей трудовой деятельности (например, сложности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т. п.);
  • возникающие как реакция на препятствия при достижении личных целей педагогических работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся "выгодными" или "невыгодными", недовольство предложенным графиком отпусков и т. п.);
  • порожденные восприятием поведения педагога как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, межличностный конфликт по поводу нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой творческой группы педагогов с общим высоким уровнем отношения к труду);
  • сугубо личные конфликты между работникам и обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик: резкими различиями интересов, ценностных ориентаций, потребностей, уровня культуры в целом.

В педагогической науке описывают следующие общие причины возникновения педагогических межличностных конфликтов:

  1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе – сложные противоречия, происходящие в последнее десятилетие в политической, экономической и духовной жизни страны существенно отразились на настроении и условиях работы педагогов. Нестабильная обстановка в стране, непрерывные, часто необоснованные и непонятные реформы, вал трудно разрешимых проблем у педагогов вызывают продолжительный и устойчивый стресс.
  2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании – в реальной образовательной жизни имеют место правовой нигилизм педагога, будничное попирание прав педагогов. Правовая безграмотность или неразвитое правосознание администрации учебных заведений нередко выражается в нарушении трудового законодательства.
  3. Содержательноеиметодическоенесовершенствоучебно-воспитательного процесса – несоблюдение общепринятых единых требований, отсутствие преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса, непродуманным введением педагогических инноваций.
  4. Содержание и характер педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга, гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимозависимость гораздо больше, чем у воспитанников. Если педагог в группе работает плохо, это заметно отражается на качестве занятий музыкального руководителя или логопеда. Если педагог не уделяет должного внимания дисциплине воспитанников, это влияет на профессиональную деятельность всех остальных, работающих в данной группе.
  5. Специфика межличностных конфликтов между педагогами связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность педагогического труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «вымывания» мужчин из этого важнейшего, государствообразующего вида деятельности.

Нередко отношения в педагогическом коллективе осложняются условиями труда: график работы, качеством обустроенности рабочего места, градация заработной платы, способ распределения премий и выходных дней и т. д.

Педагогический межличностный конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу не только объективных, но субъективных причин. Среди них выделяют:

1. Межличностные конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:

  • между молодыми педагогами и педагогами со стажем работы; ·    
  • между педагогами, имеющими звание, должностной статус и не имеющими их;      
  • между педагогами, чьи дети посещают одну дошкольную образовательную организацию и др.
  • Специфическими причинами межличностных конфликтов между педагогами, чьи дети посещают одну дошкольную образовательную организацию, могут быть:
  • недовольство педагогов отношением к их собственному ребенку своих коллег;      
  • недостаточная помощь и контроль за собственными детьми педагоговматерей в силу огромной профессиональной занятости;
  • особенность положения ребенка педагога в дошкольном социуме (всегда «на виду») и переживание по этому поводу матери-педагога, создающее вокруг нее постоянное «поле напряженности»;
  • запредельно частое обращение педагогов к коллегам, чьи дети посещают дошкольную образовательную организацию, с просьбами, замечаниями, жалобами по поводу поведения и учебы их ребенка.

2. Межличностные конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией:      

  • необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);
  • неудачный подбор педагогов в одной группе с точки зрения их психологической совместимости;
  • косвенное «сталкивание» педагогов (сравнение групп по исполнительской дисциплине и т.д.).

Специфическими причинами межличностного конфликтов типа «педагог-педагог» могут быть:

  • перегрузки детей, общая утомляемость, ведущая к обострению противоречий;
  • смена дошкольного коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков;
  • неразвитая рефлексивность, несоответствие самооценки ребенка с оценкой товарищей;
  • «непроясненность» социального статуса личности ребенка в социуме;
  • общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в группах.

Таблица 1.

Частота межличностных конфликтов в зависимости от их причин и стажа .

Причины конфликта

Стаж работы

до

3 лет

до

10 лет

до

20 лет

до

30 лет

более 30 лет

Неудобный рабочий график

69

63

60

50

49

Значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию детей

69

62

52

55

41

Личные

57

52

40

45

31

Распределение путевок в дома отдыха, санатории

53

43

35

36

28

Выполнение дополнительных объемов работы

50

41

30

32

24

Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в дошкольном учреждении оппонентов представлена в таблице 1.

По данным, представленным в таблице, можно сделать определенные выводы. Во-первых, чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в межличностные конфликты с коллегами и руководством. Это связано с адаптацией педагога к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия межличностных конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения проблем, как с педагогами, так и с администрацией.

Во-вторых, чаще всего причиной межличностных конфликтов у педагогов является неудобный график работы и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию. Нередко бывают межличностные конфликты на почве личной неприязни.

В-третьих, особенно важно, как часто происходят межличностные конфликты между педагогами, — это зависит от профессиональных и индивидуальных качеств. Так, межличностные конфликты из-за графика сокращаются по мере увеличения педагогического стажа — от 3-х до 30 лет в 1,4 раза. Устранение этих причин во многом зависит от администрации дошкольного учреждения. Характер и особенности межличностных конфликтов у педагогов обусловлены тем, с кем из окружающих сталкиваются интересы или возникают противоречия. Выявлены следующие мнения педагогов о том, кто чаще является их оппонентом в конфликте:

  1. администрация – педагог-35%;
  2. администрация – обслуживающий персонал-7%;
  3. конфликт между педагогами-15%;
  4. молодые педагоги – педагоги со стажем-7%;
  5. педагог – ребенок-24%;
  6. педагог – родитель-14% .

По мнению педагогов чаще всего межличностные конфликты у них случаются с администрацией дошкольной образовательной организации. Столкновения «по вертикали», т. е. межличностные конфликты между начальниками и подчиненными, обычно составляют около 78% от общего количества межличностных конфликтов в коллективе. Чаще всего интересы педагогов сталкиваются с интересами заведующей или методистом. Ведь именно с ними педагог обычно решает важные для него вопросы. Следовательно, именно к таким межличностным конфликтам должен быть в первую очередь готов педагог.

Таким образом особенности межличностных конфликтов в коллективах дошкольных образовательных организациях обусловлены причинами, их вызвавшими. Без знания причин трудно понять механизмы развития и завершения конфликтов, а самое главное — заниматься их профилактикой.

По сравнению с другими видами конфликтов в педагогических коллективах, межличностные конфликты во взаимоотношениях педагогов гораздо более сложны и многообразны.

Войти

Регистрация