0+



 

Опубликовано: 20.05.2019 г.

Автор: Александрова Светлана Викторовна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №55», город Северск Томской области

Закон РФ «Об образовании» определяет требования к уровню подготовки дошкольника к обучению в школе. Ребёнок на этапе завершения дошкольного образования характеризуется такими качествами личности, как любознательность (исследовательский интерес), компетентность, творческие способности (креативность), инициативность (самостоятельность, свобода, независимость), ответственность, произвольность. Воспитание этих качеств является целью развития детей в дошкольном возрасте. Эти возрастные характеристики определяют основные и возможные достижения в развитии ребёнка к моменту перехода от дошкольного детства к школьному.

В последние десятилетия наблюдается значительное увеличение количества детей, имеющих несформированность предпосылок к обучению грамоте: письму и чтению. Основную часть этих детей составляют дошкольники с нарушениями речи. Важно своевременно исправлять различные речевые недостатки.

Результатом поиска форм, средств профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в условиях массовых дошкольных образовательных учреждений стало появление дошкольных логопедических пунктов, где при участии специалиста-логопеда осуществляется организация коррекционно-речевой работы с детьми.

В последнее время возросло количество дошкольных логопунктов при ДОУ общего типа. К сожалению, нормативно-правовой поддержки при организации работы дошкольного логопункта нет.

Также специфика работы логопеда в ДОУ общего типа отличается от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи (группы компенсирующей или комбинированной направленности).

1. В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 15 человек.

Логопед в ДОУ общеразвивающего вида набирает детей в течение года, одновременно у одного логопеда занимаются 25 – 28 человек.

2.        В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий.

Логопед в ДОУ общеразвивающего вида одновременно занимается с детьми, имеющими различные речевые заключения (ФФН, ОНР,  дислалия).

3. Для логопеда ДОУ общеразвивающего вида основной целью является – исправление дефекта речи.

В логопедической группе основными целями пребывания ребенка является - исправление дефекта речи, развитие всех компонентов речи, интеллектуальное развитие.

При работе логопеда в логопедической группе осуществляется взаимосвязь со специалистами ДОУ, что позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы.

Логопед в ДОУ общеразвивающего вида осуществляет взаимосвязь лишь с воспитателем.

4. Основная организационная форма коррекционной работы логопеда ДОУ общего типа - индивидуальные занятия; но если есть дети одного возраста со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», то эти дети объединяются для подгрупповых занятий (до 5 человек). Основная организационная форма коррекционной работы в логопедической группе – фронтальные занятия [3].

Задачами дошкольного логопедического пункта являются: коррекционно- образовательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, раннее выявление, своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников, пропаганда логопедических знаний среди работников дошкольных учреждений и родителей.

Важной задачей в практике дошкольных учреждений осознается совместное осуществление коррекционно-логопедической деятельности воспитателем, логопедом и родителями.

Несмотря на достаточно широкую распространенность групп для детей с нарушениями речи, далеко не все нуждающиеся дошкольники посещают их. Значительное число таких детей, по желанию родителей, остаются в общеразвивающих группах ДОУ.

Опыт  работы  в дошкольном логопедическом пункте позволяет убедительно говорить о том, что он уже успел зарекомендовать себя как действенная модель организации коррекционно-речевой  работы  с детьми, которая, с одной стороны, органично вписывается в систему  ДОУ  любого вида, а с другой - результативна, проста, удобна и, что немаловажно в современных экономических условиях, малозатратна.

Трудности, возникающие при организации работы в условиях логопункта, во многом объясняются недостаточной разработкой вопросов специфики, задач и содержания  логопедической   работы  в рамках новой модели, их скупым освещением на страницах специальной литературы, отсутствием нормативных и программно-методических материалов. В связи с этим представленные ниже материалы — это попытка выделения и содержательного раскрытия специфики организационно-методической, коррекционно-речевой и консультативной деятельности логопеда в условиях дошкольного логопедического пункта.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, 25-28 человек. Для оптимизации логопедической работы объединяют детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5 детей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка).

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20— 35 минут, индивидуальных — 10—20 минут.

Зачисление детей на коррекционные занятия логопед проводит по результатам обследования детей всех возрастных групп ДОУ  в начале и конце учебного года. При зачислении детей учитывается характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст детей, в первую очередь, оказывая коррекционную помощь дошкольникам, имеющим статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» на основании заключения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс школьного обучения.

Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей. Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии (общее недоразвитие речи, заикание) могут посещать логопедические занятия до 1,5—2 и более лет.

По мере завершения коррекционной работы на освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма коррекционно-педагогического процесса.

Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация ДОУ.

В конце учебного года логопед готовит отчет о работе и представляет его руководителю городского методического объединения.

Модель коррекционно-речевой поддержки в условиях логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с дошкольниками, а эффективно и органично дополняет их, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с разной степенью выраженности речевых нарушений. Кроме того, она помогает дать определенный ответ на чрезвычайно актуальный для современной практики дошкольного образования вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в развитии в рамках сложившейся системы образовательных учреждений и без дополнительных финансовых затрат, предоставляя широкие перспективы для конструирования на ее основе моделей организации коррекционной психолого-педагогической поддержки других категорий детей с отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии. Однако гарантированное качество и высокая результативность при их разработке и внедрении будут обеспечены только при соблюдении следующих базовых условий:

- индивидуализированное, комплексное и систематическое воздействие на все стороны развития и личность ребенка-дошкольника с нарушениями в развитии;

- наличие квалифицированного специалиста-дефектолога в качестве главного организатора и координатора коррекционной поддержки детей;

- вовлечение близких взрослых ребенка (педагогов ДОУ, родителей) в коррекционно-педагогический процесс на правах его активных субъектов и организация преемственности ДОУ и семьи в работе по профилактике и коррекции отклоняющихся вариантов в детском развитии.

Отсутствие в условиях дошкольного логопедического пункта жесткой регламентации  работы  логопеда, сковывающей инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач, — важный фактор, который стимулирует его самостоятельный педагогический поиск, побуждает к модификации уже имеющихся методик логопедического воздействия применительно к новым условиям их реализации и овладению новыми технологиями коррекционно-речевой  работы  с дошкольниками.

Учитель-логопед логопункта ДОУ ведет следующую документацию:

  1. Журнал состояния речи обследуемых детей;
  2. Документация для представления в Территориальную ПМПК; заключения ТПМПК на детей с ОВЗ;
  3. Индивидуальные коррекционные программы речевого развития ребенка (для детей с ОВЗ);
  4. Речевые карты на детей с более сложной речевой патологией;
  5. Сама рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда (куда входят годовой, перспективный планы);
  6. Отчет об эффективности работы учителя-логопеда и годовой отчет.

Аналитико-диагностическая деятельность - комплексное логопедическое обследование устной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий и циклограммы работы; подготовка необходимой документации для участия в работе психолого-медико-педагогического консилиума [2].

В рамках диагностического блока логопед общеразвивающей группы действует по следующему алгоритму:

־     изучает уровень и динамику речевого развития своих воспитанников;

־     выделяет детей с опережающим и нормативным речевым развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии;

־     квалифицирует вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины;

־     конструирует групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми коррекционно-развивающей направленности.

Очевидно, что такая работа требует владения соответствующими диагностическими знаниями и умениями, а ее эффективность будет обеспечена при соблюдении ряда условий.

Первое из таких условий — систематичность изучения состояния речи дошкольников. Оптимально, если логопед проводит изучение состояния речи детей дважды в год: осенью, чтобы выявить наличный уровень речевого развития детей и правильно спланировать работу на предстоящий учебный год, и весной, чтобы подвести ее итоги, тем самым определив и эффективность собственной логопедической работы . В междиагностический период им проводится динамическое наблюдение за характером развития речи воспитанников, а при необходимости вносятся коррективы в программы коррекционно-речевой  работы  с ними [1].

Второе условие — четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур. При всем разнообразии действующих ныне в  ДОУ  образовательных программ (комплексных и/или парциальных) имеет право на существование некоторое инвариантное содержание программы изучения логопедом детской речи, основными ориентирами которой являются не столько требования конкретных программ, сколько возрастные нормативы ее развития.                                        

         Третье условие результативного изучения речевого развития дошкольников — разнообразие методов и источников сбора информации. Чтобы правильно оценить и интерпретировать полученные данные, логопеду необходимо понимать причины, лежащие в основе наблюдаемых явлений. Для их выяснения он может воспользоваться такими проверенными длительной педагогической практикой и взаимодополняющими методами диагностики, как:

־     наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности; изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания; беседы с родителями;

־     привлечение к обследованию детей специалистов — невролога, психолога и др.

Полученные данные способствуют созданию более объективной картины развития речи всех и каждого из детей группы и помогают сделать определенные предположения о причинах, препятствующих, сдерживающих, изменяющих или, наоборот, стимулирующих и ускоряющих нормальный ход ее развития.

Четвертое условие — оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксации его результатов.

Процедура изучения детской речи должна быть максимально приближена к привычным и естественным для дошкольников видам деятельности (игровой, художественно-практической и др.). Следует заранее продумать такие приемы, которые позволяли бы при минимальных затратах времени получать достаточно полную и достоверную информацию о состоянии речи воспитанников и устанавливать степень ее соответствия или несоответствия некоторым средневозрастным и легко обнаруживаемым показателям.

Таким образом, грамотное решение логопедом задач диагностического блока и очерчивание «проблемного поля», в котором предстоит работать, во многом предопределяет успешность его дальнейшей деятельности. Это помогает, с одной стороны, отобрать основные организационные формы, методы и содержание коррекционно-воспитательного воздействия по отношению к каждому из воспитанников; с другой стороны, закладывается основа для установления эффективной «обратной связи» в ходе профилактической, коррекционно-речевой  работы  и отслеживания ее результатов.

Профилактическая деятельность - целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника, а так же родителей воспитанников:

- выявление детей «группы риска» (как известно, стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей отрицательно сказывается на их речевом развитии);

- предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом;

- охрана нервно-психического здоровья детей;

- адаптация детей к ДОУ;

- создание благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и детском коллективах, в семье.

Осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях педагогов, индивидуальных консультаций по коррекции речи детей-логопатов, индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные об анамнестическом развитии детей,  диагностики уровня речевых достижений, бесед с педагогами и организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. Профилактическая задача деятельности логопеда ДОУ  может быть определена как помощь, методическое содействие дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечение полноценности этого развития.

К числу условий, способствующих формированию потребности в речи и ее удовлетворению, в первую очередь может быть отнесена организация доступной по форме и средствам совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять. Правильная организация детской деятельности предполагает высокий уровень профессионального мастерства и развития творческих способностей воспитателя, но именно она служит наиболее мощным средством стимуляции развития как мотивации детской речи, так и обогащения ее средств и форм [9].

Другим условием, содействующим полноценности речевого развития детей, выступает окружающая среда. Важным компонентом среды и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. Культура речевой среды предопределяет культуру речи самих детей.

В обязательную составную часть профилактической деятельности воспитателя входят:

  • охрана нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
  • обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение стрессирующих ребенка внешних воздействий;
  • раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи;
  • подготовка детей к возможным трудностям на этапе школьного старта.

Итак, неформальное и творческое отношение логопеда к решению программных задач по развитию речи своих воспитанников с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития — с одной стороны, а с другой -- пристальное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока и основание для выбора соответствующих логопедических технологий [10].

Среди недостатков в речевом развитии детей, с которыми может столкнуться логопед, наиболее распространенными являются следующие:

- изолированные недостатки фонетической стороны речи; фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи;

- общие, системные (лексико-грамматические и фонетико-фонематические) недостатки речи; недостатки просодической (мелодико-интонационной и темпо-ритмической) организации речи.

Коррекционно-развивающая деятельность - направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых занятий. Результаты логопедической работы вносятся в речевые карты детей, принятых для занятий в логопунте.

Пропаганда логопедических знаний - повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы и мероприятиях коррекционно-развивающего процесса с детьми-логопатами. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей со сменным материалом [7].

Методическая деятельность логопеда направлена на:

- повышение уровня логопедической компетентности и профессионализма;

- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;

- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Взаимодействие с семьей ребенка является одной из важных сторон деятельности логопеда.

В современных условиях модернизации дошкольного образования актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей [8].

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач.

Как правило, многие родители не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей.

Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляет интерес такие проблемы, как:

- речевые нарушения и причины их возникновения;

- плохая память у ребенка;

- когда начинать обучать ребенка чтению;

- как научить запоминанию стихов;

- как и что читать ребенку с нарушением речи.

Для того чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений.

Формы работы логопеда с родителями:

- родительские собрания («Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы», «Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе», «Итоги коррекционной работы за год»);

- тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей);

-домашние игротеки (эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку»);

-дни открытых дверей (родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать);

-родительские пятиминутки (где родители получают возможность кратковременной личной консультации);

Консультации - практикумы (совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику и т.п.).

-праздники и развлечения (для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год).

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Неуклонный рост числа детей с речевыми нарушениями актуализирует проблему охвата их адекватной коррекционно-логопедической помощью. Современные подходы к организации коррекционно-логопедической помощи дошкольникам требуют совершенствования. Опыт взаимодействия образовательных учреждений и семьи в области общей и специальной педагогики позволяет утверждать, что активное включение родителей в коррекционный процесс дает возможность обеспечить повышение эффективности работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Необходимым условием эффективности педагогического взаимодействия является готовность родителей к участию в совместной с логопедом коррекционной работе.

На результативность логопедического воздействия влияет раннее выявление отклонений в речевом развитии и раннее начало комплексной коррекционной работы с дошкольниками, перенос акцента с коррекции речевых дефектов на профилактику, что способствует предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка, а также уменьшению количества детей, которым в старшем дошкольном возрасте будет необходима коррекция.

Организация логопедической работы в дошкольном учреждении общего типа предполагает системность, целенаправленность и поэтапность.

Основными этапами являются:

– логопсиходиагностика;

– планирование коррекционной работы по устранению общего речевого недоразвития в соответствии в отдельными периодами на основе программного обеспечения и индивидуально-дифференцированного личностного подхода;

–  отслеживание динамики происходящих изменений в речевом развитии детей, оценка эффективности логопедической работы в зависимости от создания необходимых условий.

Рассмотрены именно те условия, которые обеспечивают систему и качество логопедической работы и позволяют объединять усилия логопеда и воспитателей в преодолении недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Преодоление речевого недоразвития обеспечивается посредством системы логопедической работы в ДОУ общего типа, что предполагает организацию следующих условий:

-     создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды, естественной речевой среды, особого режима работы, целесообразного сочетания фронтальных и индивидуальных форм работы, наличие профессионализма педагогов, интеграции усилий логопеда, воспитателей и родителей;

-     систематичность, целенаправленность и поэтапность работы учителя-логопеда по программе, адекватной структуре речевого нарушения у детей;

-     взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателей.

Возможность создания указанных условий является основой эффективности всей логопедической работы и преодоления недоразвития речи у детей  дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С-Пб, Детство-Пресс, 2001, С. 29-37.
  2. Большебратская Э.Э., Организация   логопедической   работы   в   ДОУ  общеобразовательного вида. - Петропавловск, 2010 – 40 с.
  3. Максаков А.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Матросова Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. № 4(8), 2007.
  5. Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие / Сост. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. – М.: АСТ: Апрель, Профиздат, 2005.
  6. Овчинникова Т.В. Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей // Логопед. № 3, 2008. С. 100-103
  7. Селиверстов В.И., Волосовец Т.В., Дементьева С.Г. О некоторых аспектах государственной политики в области защиты семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии // Логопедия. № 4, 2006.
  8. Степанова   О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении – М., 2003
  9. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2003.
  10. Яшина В.А. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. № 8, 2003.
Войти

Регистрация