0+



 

Опубликовано 16.03.2016г.

Работу составила: Иванова Алиса Владимировна

Место работы: Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» д. Вистино (МБДОУ «Детский сад» д. Вистино)

Должность: Воспитатель

Актуальность работы:

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Не каждый взрослый  способен понять  всю гамму своих чувств и эмоций, а для ребенка это становится еще более трудным моментом в жизни. Дети не всегда понимают и знают, как называются свои даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые появляются по мере расширения их связи с внешним миром и другими людьми.

Важно изучать эмоциональное развитие детей, чтобы знать, как помочь детям в развитии и понимании их эмоциональной сферы и других сфер,  связанных с эмоциями, а именно волевой, интеллектуальной, нравственной, творческой.

Цель:

Исследовать эмоциональное развитие и понимание эмоций  детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить уровень самооценки у детей – дошкольников группы «Чайка»
  2. Изучить уровень восприятия и понимания эмоций детьми в возрасте 5-7 лет.    
  3. Выявить  психологический  микроклимат среди сверстников в детском саду и в семье детей группы «Чайка»
  4. Изучить  уровень  межличностных отношений детей дошкольного возраста с окружающими.

Методы исследования:

лонгитюд (проводилось тестирование детей в сентябре и мае), тренинг по методу Белинской Е. В.

Введение

Характеристика выборки исследования.

  В обследование приняли участие дети в возрасте 5-7 лет группы «Чайка»

Всего в обследовании приняло участие 7 человек: 4 девочки и 3 мальчика.

Характеристика методов исследования.

При проведении исследования были применены следующие методики:

Тест «Лесенка» -  данный тест разработан С.Г. Якобсоном, В.Г. Щуром. Тест предназначен для изучения самооценки и уровня притязаний детей. Диагностическое оборудование: картинка с изображением лестницы, состоящей из 7 ступенек. Методика проводится индивидуально. Ребёнку предъявляется рисунок лесенки и зачитывается инструкция. После того, как ребенок понял инструкцию, психолог задает вопросы в соответствии с рисунком лесенки. Ответы фиксируются в протоколах.

Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак) – проективная методика обследования детей в возрасте от 3 до 10лет. Методика предназначена для получения ответной реакции по проблемам эмоциональных отношений между ребенком и окружающими его людьми, выявления эмоциональной структуры ребенка.

Анализ апперцептивного поведения состоит в изучении того, что ребенок видит и думает. Стимульный материал состоит из 8 контурных изображений на однотонном  фоне, предъявляемых в определенном порядке. Изображения последовательно пронумерованы (приложение 2). Ответы ребенка дословно записываются в протокол, где также регистрируется все, что относится к его поведению. Время выполнения всего задания обычно не должна превышать 10-12 минут.

Методика изучения эмоциональных состояний (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) – методика предназначена для выявления доступности детям понимания эмоциональных состояний сверстников и взрослых. Методика состоит из 2 серий. Проводится индивидуально с детьми от 3 до 7 лет. Оборудование включает в себя картинки (фото) эмоциональных состояний, а так же сюжетные картинки (приложение 3).

Анкета для родителей  - анкета предназначена для выявления

 психологического микроклимата в группе детского сада и в семье. Анкета включает в себя 31 вопрос.

 Анализ результатов исследования.

Изучение  изменения и особенностей уровня самооценки у детей

дошкольного возраста.

Для исследования  уровня самооценки использовалась методика «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). Согласно, которой детям предъявлялся рисунок «лесенки», зачитывалась инструкция, и задавались определенные вопросы, позволяющие определить уровень самооценки.

В ходе исследования изменения  уровня самооценки у дошкольников  МБДОУ д. Вистино были получены следующие результаты. Графически эти результаты представлены на рис. 1.

Рис.1 Показатели уровня самооценки у дошкольников.

 

Примечания: 14,3% приходится на 1 ребенка

Сравнительный анализ эмпирических данных показал, что в начале года  из всей выборки испытуемых, имеют завышенный уровень самооценки – 71,5%, адекватная самооценка у 28,4% ребят, заниженная самооценка составила 0% .  В конце года – завышенный уровень самооценки – 57,2%, адекватная самооценка у 28,4% ребят, заниженная самооценка составила 14,3% .  

Таким образом, наибольший процент – завышенная самооценка, что является возрастной нормой для детей 5 – 7 лет. В таком возрасте, из–за слаборазвитой рефлексии, дети еще плохо умеют  оценивать и сопоставлять  свою деятельность и отношение к себе. И в подавляющем  большинстве принимают единичное оценочное суждение взрослого (учителя, родителя) как отношение к себе в целом. Кроме этого, уровень оценки может балансировать между завышенной и адекватной.

Изучение восприятия эмоций детьми старшего

дошкольного возраста.

Согласно  методике,  «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) проводились индивидуальные беседы.  С помощью лонгетюда изучалось то, насколько испытуемые понимают и осознают эмоциональное состояние других людей.

Графически эти результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Показатели изменения уровня, восприятия графического изображения эмоций у дошкольников.

 

Как видно из рисунка 2,  в начале года не вызывают затруднения графические изображения эмоциональных состояний: «Страх», «Радость», «Злость», «Жадность», «Усталость», «Грусть» - свыше 50% детей назвали верно.

Наиболее трудными для восприятия оказались графические изображения эмоциональных состояний:  «Скука», «Гордость», «Вина» - смогли назвать 10-30% детей. Самыми сложными для восприятия оказались  картинки эмоций «Удивление» и «Обида» - смогли назвать 0% детей.

В конце года не вызывают затруднения графические изображения эмоциональных состояний: «Страх», «Радость», «Злость», «Жадность», «Усталость», - свыше 50% детей назвали верно.  Наиболее трудными для восприятия оказались графические изображения эмоциональных состояний:  «Удивление», «Скука», «Грусть», «Обида» - смогли назвать 10-30% детей. Самыми сложными для восприятия оказались  картинки эмоций «Гордость» и «Вина» - смогли назвать 0% детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что из всего спектра эмоций дети данного возраста наиболее хорошо могут понимать основные эмоции, такие как, «радость», «страх», «злость», «жадность», «усталость».

Кроме этого, стоит заметить, что есть вероятность, того, что понимание эмоций  связано с речевым развитием, т.е. со знанием названий эмоций. Так, в ходе исследования, дети часто одни эмоции подменяли названиями других. Например, такие негативные эмоции, как «скука», «обида», «вина», становились «грустью». Но при этом, хорошо понимали, при каких обстоятельствах человек испытывает, ту или иную эмоцию.

Результаты исследования понимания испытуемыми эмоционального состояния взрослых и сверстников отображены на рис.3

Рис. 3. Показатели уровня выраженности понимания дошкольниками эмоционального состояния взрослых и сверстников.

 

Анализ эмпирических данных показал, что из всей выборки испытуемых на конец года понимают эмоциональное состояние взрослых и сверстников – 85,5% детей, 14,3% испытывают затруднения в понимании эмоций в тех или иных случаях.

Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие графического изображения эмоций, понимания эмоционального состояния взрослых и сверстников у испытуемых определяется их возрастом и степенью интеллектуального развития.

Выявление психологического микроклимата

в группе детского сада и в семье.

Для выявления эмоционально – неблагополучных детей в группе детского сада и семье использовалась анкета для родителей.

Результаты исследования психологического микроклимата в группе детского сада и семье отображены на рисунке 4.

Рис.4 Показатели количества эмоционально – неблагополучных детей в группе и семье.

 

 Исходя из полученных данных, видно, что 28,6% детей испытывают эмоциональное неблагополучие в семье и 42,9% в детском саду.

Необходимо учитывать, что процент эмоционального неблагополучия взаимообусловлен как в детском саду, так и в семье, т.е. 42,9% детей испытывают эмоциональное неблагополучие в саду, то и дома испытывают эмоциональную нестабильность. Например, если у ребенка нарушен режим дома, то и в сад ему сложно ходить, или наоборот если у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то и дома он замыкается.

В основном эмоциональное неблагополучие детей в группе детского сада может быть связанно вероятнее всего с переживанием неуспеха во время игр с другими детьми (особенно в ситуациях соревнования – не умеет отстаивать свои интересы).  Так же, это может быть  при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Но основной причиной чаще всего является неудовлетворённость ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

Эмоциональное неблагополучие детей в семье может быть связанно

с малым общение родителей с детьми, неверный выбор родителями стиля воспитания ребенка. Так, например, родители,  анкеты которых  набрали наибольшее количество отрицательных ответов, считают, что детско-родительские отношения в семье на общение прямого влияния не оказывают. Что абсолютно не верно.

Изучение уровня межличностных и

эмоциональных отношений.

При анализе результатов методики «Контурный САТ-Н»  были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 57,2% детей самостоятельно смогли составить рассказ, проявляли  высокий интерес к работе, чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. При составлении рассказов наблюдались редко повторяющиеся темы. Все это свидетельствует о благоприятном эмоциональном развитии и отсутствии стереотипий.

Средний уровень – 28,6% детей  смогли составить рассказы с помощью наводящих вопросов, при составлении испытывали небольшие трудности. Проявили средний интерес к работе, чувствовали себя напряженно. Эмоционально реагировали положительно.

Низкий уровень – 14,3% детей  при составлении рассказов испытывали сильные затруднения, и большая часть  их описательных рассказов составила простое перечисление предметов и действий. Некоторые дети совсем отказывались составлять рассказ, испытывали сильное напряжение и тревогу во время наводящих вопросов и  совместной работы в целом.

Графически результаты представлены на рисунке 5

Рис.5 Изучение уровня межличностных и эмоциональных отношений.

 

По результатам диагностики можно сделать вывод, что у большинства  детей в целом благоприятный эмоциональный фон. 85,8%  детей имеют средние и высокие показатели сформированости эмоционально-волевой сферы.

14,3% детей имеют низкий уровень сформированости эмоционально-волевой сферы.

Выводы:

 Характеризуя выборку в целом, можно сказать, что:

  1. Преобладающим уровнем самооценки в данной группе является завышенная самооценка, что является возрастной нормой для детей 5 – 7 лет.
  2. У детей старшего дошкольного возраста восприятие графического изображения эмоций и понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников  определяется возрастом и степенью речевого и  интеллектуального развития.
  3.  Переживание неуспеха во время игр с другими детьми (особенно в ситуациях соревнования), жесткая регламентация жизни в детском саду и неудовлетворённость ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников может привести к эмоциональному неблагополучию у ребенка и нарушению микроклимата в группе детского сада. Также малое общение родителей с детьми, неверный выбор родителями стиля воспитания ребенка, может приводить к эмоционально – неблагоприятному состоянию детей в семье.
  4. У большинства  детей  данной выборки в целом благоприятный эмоциональный фон, что свидетельствует о развитой эмоционально – волевой сфере.

Заключение.

Было проведено исследование в МБДОУ д. Вистино в старшей группе «Чайка» с целью изучения особенностей эмоционального развития детей.

В работе были использованы  методы анкетирования и беседы, психодиагностическое обследование проводилось при помощи анкеты для педагогов и родителей, методик «Лесенка» (Якобсон, Щур), «Изучение эмоциональных состояний» (Урунтаева, Афонькина) и «Контурный САТ-Н» (Беллак)

Было обследовано 7 человек в возрасте от 5 до 7 лет.

 

Список литературы:

  1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 125с.
  2. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1 – М.: Владос, 2010 – 127с. 
Войти

Регистрация