0+



 

«Космические дали»

Авторы: Камнева Мария Сергеевна,Мышкина Наталья Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №135

Красноармейского района г. Волгограда

 

Методическая разработка

«Организация мини-музея

«Космические дали»

В предметно-развивающей среде группы с целью развития познавательных и интеллектуальных способностей

детей старшего дошкольного возраста»

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Авторские сведения

Пояснительная записка

Список литературы

Ф.И.О.

Камнева Мария Сергеевна

Мышкина Наталья Александровна

 

Должность

 

 

Воспитатели

 

Название методической разработки

 

 

«Организация мини-музея «Космические дали»В предметно-развивающей среде группы с целью развития познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

 

Место работы

 

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 135 Красноармейского района г. Волгограда

 

Контактный телефон

 

63-24-78

 

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

«Когда мы до конца исследуем космос, окажется, что, будучи здесь, на земле, мы уже были в небе. »

            Станислав Ежи Лец

Астрономия для детей – это область, стоящая на границе реального и сказочного мира. Звёздное небо вызывает у детей огромный интерес, побуждает изучать окружающий мир, космос, искать информацию в различных источниках, развивает у ребенка память и умение мыслить абстрактно.
      Знакомство с окружающим миром, с устройством Вселенной расширяет границы мышления ребенка, усиливает тягу к новым учебным дисциплинам и новым открытиям.

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем в наших почемучках. Нами был разработан цикл занятий о космосе, куда вошло все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну и т. д. Дети познакомились с Солнцем, самой яркой звездой, Солнечной системой и с ее жительницами- планетами, с наиболее яркими звездами и созвездиями; узнали о посланцах дальних миров - метеорах и метеоритах, о кометах которые можно увидеть на ночном небосводе. Детей познакомили с нашей голубой планетой, как Земля вращается вокруг своей оси, с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца, и почему на Земле происходит смена дня и ночи. Мы познакомили детей с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное - раскрыли перед детьми значение космических полетов для человека.

На занятиях о космосе большое внимание уделяем занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству.

Космическая тема оказалась одной из самых популярных у наших детей. Дети очень любят «путешествовать в космос».

И видя, как дети играют, фантазируют, мы с родителями нашей группы решили помочь им – изготовили атрибуты для космических игр. А когда космических экспонатов стало много, решили создать мини - музей «Космические дали».

Цель мини- музея: создать условия для совместной познавательной деятельности родителей и детей, по развитию естественнонаучных представлений  об окружающем мире, космосе.

Задачи:

  • Познакомить детей и родителей с историей развития космонавтики.
  • Сформировать и закрепить  первые представления о Вселенной,  о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, о зодиакальных созвездиях.
  • Углубить и систематизировать знания детей о летательных аппаратах, животных, покоривших космос.
  • Воспитывать  уважение к профессии космонавта.
  • Воспитывать социально-активную творческую личность.
  • Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

 Ожидаемые результаты:

Дети

- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве;  эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

-  Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.

-  Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности

Родители

- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

-   Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей

-   Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики      

 -   Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги

-  Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности

- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);

-  Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.

Свою работу по созданию мини-музея «Космические дали» мы начали с ознакомления методической литературы, познание истории создания музея, следующим этапом стало подборка оборудования.

Все оборудование музея подобрано в соответствии с ФГОС; санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществлялся исходя из того, что при реализации программы «Детство» основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью является игра.

В содержание мини-музей «Космические дали» вошли следующие разделы: «Космокинозал», «Космическая лаборатория», «Литература о космосе», «Космическая игральдия», «Космическая мастерская», «Космический спортзал», «Космическая еда», «Коллекции о космосе».

 

Раздел «Космическая мастерская»

Данный раздел создан для того, что бы дети переносили полученные знания на продукт деятельности. Поделки, выполненные совместно с воспитанниками и их родителями, послужили атрибутами для сюжетно-ролевых и подвижных  игр на космическую тематику.

Цель раздела: Развивать способность  выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира и выражать субъективно – оценочное отношение в продуктах деятельности.

Задачи: - учить изображать космическое пространство – звезды, планеты и т.д;

- учить детей продумывать композицию и содержание продукта деятельности;

- учить детей использовать пространство переднего и заднего плана;

- воспитывать аккуратность, желание выполнять задуманное до конца.

Ожидаемый результат: развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала, инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Экспонаты, представленные в разделе «Космическая мастерская» - это детские рисунки и поделки, сделанные совместно с воспитателями и родителями.

   

Раздел «Коллекции о космосе»

В истории исследования космоса было немало выдающихся успехов, таких, например, как старт первого спутника или первый полет человека.

Космическая коллекция представлена уже достаточно богатым материалом по истории освоения человеком космического пространства.

Коллекционный материал данного раздела служит в качестве наглядно демонстративного пособия, который был собран совместно с воспитанниками и их родителями.

Цель раздела: Развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность. Воспитывать чувства сопричастности к судьбе нашей планеты. Дать возможность дошкольникам узнать о том, что Почтовые ведомства СССР, социалистических стран и многих других государств мира посвятили космическим полетам и запускам научных космических станций на Луну и в сторону планет солнечной системы специальные серии марок.

Задачи: - воспитывать интерес и уважение к людям-первооткрывателям;

- способствовать ознакомлению с историей  освоения космоса;

- воспитывать познавательный интерес к астрономии, желание наблюдать за небесными объектами;

- способствовать ознакомлению с историей первой космической ракеты;

-  воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою  Родину.

Экспонаты, представленные в разделе «Коллекции о космосе» - коллекция марок.

 

Раздел «Космический спортзал»

Цель раздела: Развитие двигательной активности детей.

Задачи: - совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей;

- формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

- закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Ожидаемый результат: Совершенствование техники выполнения двигательных действий, быстроту и ловкость. Ориентирование в игровых ситуациях, воспитание чувство коллективизма в играх.

 

Раздел « Космическая еда»

Порой сложно бывает организовать разнообразное питание при большом обилии продуктов в магазинах. А как же организовано питание на орбите при длительных космических полетах? Чем питаются на орбите? Как принимать пищу в условиях невесомости?

Цель раздела:изучить проблему организации космического питания.

Задачи: - изучить историю производства космической еды;

- найти и изучить нормы питания космонавтов;

- проанализировать материалы и выявить изменение рациона питания космонавтов с начала пилотируемой космонавтики по настоящее время;

- изучить способы приготовления  космической пищи и  ее хранение.

 Экспонаты, представленные в разделе «Космическая еда» - муляжи космической пищи.

Раздел «Космокинозал»

Цельюсоздания «Космокинозала» является развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий – мультимедийных презентаций. А также  повышение качества образовательного процесса, возможность обогащения воспитательно-образовательного  процесса в  детском саду  и повышения  его эффективности.

Задачи раздела «Космокинозал»:

- сделать деятельность привлекательным и по-настоящему современным, усилить мотивацию ребенка; 

- мультимедийные презентации дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности;

- использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. 

 Мультимедийные презентации, применяемые нами , создаются в программе для создания презентаций POWER POINT. Мультимедийная деятельность  проводятся в музыкальном зале, с  мультимедийным проектором, экраном, с соблюдением санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

 Экспонаты, представленные в разделе «Космокинозал» -  мультимедийные презентации «Космические дали», «Путешествие в Космос», «Далёкие и близкие планеты».

 

«Литература о космосе»

Цель: активизировать и обогатить словарный запас детей, расширить знания и представления о космосе, о планетах Солнечной системы, созвездиях, астероидах, метеоритах. Сформировать представления о роли человека в изучении космического пространства.

Задачи раздела:

- знакомство детей с литературой о космосе;

- формирование интереса к неизвестным фактам из истории космоса;

- формирование основ экологического и планетарного сознания;

- расширение представлений о планете Земля, о планетах Солнечной системы, о государственных праздниках;

- воспитание чувства сопричастности к судьбе нашей планеты, видеть и чувствовать красоту природы Земли;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;

- воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

 Экспонаты, представленные в разделе «Литература о космосе» -   детские  энциклопедии о Космосе; художественная литература (сказки, рассказы, стихи); картотека загадок о космосе.

 «Космическая лаборатория»

Наша Космическая лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса, эстетического, эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления, интеллекта, повышения интереса к исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения. В лаборатории дети заняты игровой, экспериментальной деятельностью, наблюдениями.

Цель создания: формирование мировоззрения о космосе, умение пользоваться знаниями о космосе в практической деятельности; развивать и поддерживать познавательный интерес детей к космосу.

Задачи:

- развивать познавательный интерес по теме «Космос»;

- повышать интерес к исследовательской деятельности;

- упражнять детей выдвигать гипотезу, проверять её на практике, делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать их со своими предположениями;

- развитвать у детей способности творческого применения полученных в процессе экспериментирования знаний и умений.

Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Дети становятся учеными и проводят опыты в специальных халатах.

«Космическая игральдия»

Данный раздел состоит из дидактических игр, которые способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения;

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.

Настольно - печатные игры  о космосе– это  интересное занятие для детей при ознакомлении с  миром космоса. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  и др.

Цель  настольно-печатных игр:

- успешное  развитие  речевых  навыков, математических способностей, логики, внимания, памяти;

- развитие навыков самоконтроля.             

Словесные игры – построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений.

Цель словесных игр:  

- развитие  зрительной памяти

- совершенствование грамматического строя речи

- развитие интереса к изучению Вселенной

- развитие мыслительной операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, различение, классификация);

-воспитание произвольного поведения, памяти, внимания;

Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. 

Цель  игр с предметами:

- умение сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.

- знакомство со свойствами предметов, величиной, цветом.

 Экспонаты, представленные в разделе «Космическая игральдия»

- настольно-печатные игры;

- картотека словесных игр;

- игры с предметами (игры инсценировки, сюжетно-дидактические игры).

Выводы:

      Реализации нашего инновационного проекта по созданию мини-музея «Космические дали» доказывает необходимость инновационного подхода в формировании  познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного  возраста. Данная работа осуществлялась с учетом программы «Детство», с учетом возраста и индивидуальных возможностей детей.

      В итоге  дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

     Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.

     При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

     Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.

     В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения. Все эти формы служат достижению поставленных целей  - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.

      Для познавательного развития с детьми мы проводили еженедельные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.

      В результате непосредственной образовательной деятельности – сформировались представления о космосе, космическом пространстве.

    Занимаясь художественной деятельностью, ребята лепили веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы,  изображали свои представления о полете в космос. Создали альбом с рисунками  «Космические миры», поделки заняли своё место на тематической выставке «Загадочный космос».

       Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали, отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.

     Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Космос», «Космические задачи», «Созвездия» и др.

     Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Родители стали нашими активными участниками и помощниками при создании выставки.

Наряду с развитием познавательных способностей у наших ребят обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Дети осознали  уникальность  нашей планеты и важность её изучения. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к  труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов.

На этом работа  по космической теме в нашем мини-музее не заканчивается. В  планах на будущие: создание панно на развитие мелкой моторики, пополнение экспонатов по разделам: космическая  коллекция,  космокинозал, космическая игральдия, а также проведение досугов с привлечением родителей.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
  2. Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
  3. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007
  4. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/Авт.-сост. Т.А.Шорыгина, сост. М.Ю.Парамонова. – М.: ТЦ Сфера,2011. – 128с.-(Библиотека воспитателя) (3).
  5. Журнал «Ребенок в детском саду» 1,2002. Издательский дом «Воспитание дошкольника»
  6. Введение в науку «Астрономия». Методические рекомендации к блоку познавательное развитие.  КОИПКРО, Кострома 2002.

Как принять участие

Как принять участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах Инструкция к личному кабинету

Уважаемые педагоги, дошкольники и их родители! Если Вы решили участвовать в наших дистанционных олимпиадах, конкурсах или викторинах, Вам необходимо сделать всего несколько шагов:

1. Ознакомьтесь с  договором-офертой.

2. Заполните заявку на участие в конкурсе, олимпиаде или викторине. (Скачать Заявку)

3. Оплатите  заявку на сайте либо скачайте квитанцию на оплату через банк (скачать квитанцию). Также можно пополнить кошелек Яндекс Деньги 410015930905285  

4. Конкурсные работы, заявку на участие, отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить счет на сайте:

1. Зарегистрируйтесь в Личном кабинете. При регистрации заполните все поля, поставьте галочку "Я согласен с договором оферты" и нажмите "Обновить". 

2. В личном кабинете выберите мероприятие, укажите количество участников и нажмите кнопку "Оплатить".

3. Для совершения платежа в системе ROBOKASSA  выберите способ оплаты, нажмите "Оплатить" и следуйте дальнейшим инструкциям системы. Возможные варианты оплаты:

  •   Электронным кошельком (Webmoney, QIWI Wallet)
  •    Банковские карты (VISA, MasterCard)
  •    Терминалы оплаты (QIWI, Элекснет)
  •    Через интернет-банк (Альфа-Клик, Русский Стандарт)
  •    Сотовые операторы (Мегафон, TELE 2)
  •    Другие способы оплаты (Связной, Евросеть)

4. Конкурсные работы, заявку на участие, отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru 

 Участвуя  в  наших  дистанционных  олимпиадах  и  конкурсах  вы  всесторонне развиваетесь,  расширяете  свой  кругозор  и  становитесь  более  компетентными  в разных  областях  нашей  жизни.  Что  позволяет  Вам  стать  более  уверенными  и целеустремленными! А также расширить свой объем личного портфолио.

 

Мы желаем Вам успехов  в наших олимпиадах и конкурсах!

 

   Педагоги участвовавшие в наших дистанционных мероприятиях могут пройти аттестацию, наш сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство №ФС77-62875 как сетевое издание, осуществляющее образовательную, культурно-просветительскую деятельность. (Скачать Свидетельство)

Организатор конкурсов и олипиад Центр интеллектуального развития «Пятое измерение»
Свидетельство регистрации СМИ (Роскомнадзор) ЭЛ № ФС 77 - 72077 от 29.12.2017г.
Учредитель сетевого издания: ООО "Пятое измерение"
Email: 5.izmerenie@mail.ru
Сайт: www.p-izmerenie.ru

Личный кабинет


Перейти