Опубликовано: 27.01.2021 г.
Автор: Лаушкина Юлия Олеговна,
Музыкальный руководитель,
МБДОУ 81 г. Новороссийск
Цель: Развитие музыкального восприятия посредством интеграции музыки и изобразительного искусства.
Задачи:
- Развивать у детей эстетические чувства посредством общения с музыкой и изобразительным искусством.
- Формировать представление о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.
- Упражнять в ранее усвоенных движениях.
- Совершенствовать умение самостоятельно выражать в речи свое отношение к произведениям искусства.
- Воспитывать у детей отзывчивость, желание оказывать помощь в беде.
Музыкальный ряд:
- Марш
- Чайковский «Осенняя песнь».
- Распевание «Бубенчики» Тиличеева.
- Песня «Ах, какая осень» З. Роот.
- Игра «Плетень» под музыку русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
- «Танцевальная композиция с шарфиками» под песню «Жёлтый вальс»
Оборудование:
- Музыкальный центр
- Ноутбук
- Видеопроектор
- Портрет П.И. Чайковского
- Видеоматериал
- Корзина с муляжами овощей
- Корзинки 4 шт.
- Разноцветные шарфики для танца
- Цветные карточки
Ход занятия.
Дети заходят в зал под весёлую музыку. Музыка внезапно обрывается.
Звучит резкая музыка, под которую врывается Злой Волшебник.
Злой Волшебник (выкрикивает): У вас ни чего не получится! И вас заколдую! (Убегает).
Музыкальный руководитель: - Ребята, что произошло? Ни чего не понимаю? Кто это был? /Что-то произошло… Плохое, страшное/.
- Это был злой или добрый посетитель нашего детского сада? /Злой/.
- А почему вы догадались, что он злой? Что вам подсказало это? /Музыка/
- Какая была музыка? /Злая, резкая, громкая, неприятная/.
- Хорошо, что незваный гость нас так быстро покинул, и сейчас мы продолжим. Давайте поприветствуем друг друга.
Музыкальный руководитель поет приветствие в минорном ладу. Дети отвечают приветствием, но музыка тоже звучит в миноре.
Музыкальный руководитель:
-Ребята, что произошло с музыкальным приветствием? /Оно было весёлым, а стало грустным/.
- Как называется весёлое настроение в музыке? /Мажор/.
- А как называется грустное настроение в музыке? /Минор/.
- Каким стало наше приветствие, мажорным или минорным? /Минорным/.
- А каким оно было? /Мажорным/.
Мне кажется, что это наш злой гость сделал нашу музыку грустной, но, чтобы вы не грустили, у меня есть одна идея. Я знаю одну волшебную страну, которая наполнена яркими красками. Она так и называется Радужная страна. Жители этой страны всегда очень радостные, дружные и счастливые. Хотите туда отправится? /Да!/
- Тогда отправляемся в путь!
Музыкально-ритмическое упражнение «Марш с перестроениями». (Садятся на стульчики).
Музыкальный руководитель: А вот и Радужная страна!
- Видео 1. Появляется Радужна страна, но она оказывается чёрно-белой.
Музыкальный руководитель: Ребята, что-то тут не так… посмотрите, разве похожа эта страна на ту, о которой я вам рассказывала? Какая она? / Она стала серой, чёрной, унылой, скучной. Жители этой страны грустят/.
- Хотите узнать, почему она так изменилась? /Да!/
- Я предлагаю вам познакомиться с жителями этой страны и всё у них узнать.
- Видео 2. Жители радужной страны рассказывают:
«Здравствуйте, ребята! Мы солнечные зайчики. Наш мир всегда был наполнен разнообразными красками, которые делали наших жителей очень счастливыми. Но, внезапно появился Злой Волшебник, и унёс все краски. Вокруг всё стало чёрно-белым, скучным и унылым».
Музыкальный руководитель: Ребята, неужели жители Радужной страны будут и дальше жить в таком сером, бесцветном мире? А вы хотите им помочь? /Да!/
- Что можно сделать, чтобы их мир снова стал красочным? /Нужно раскрасить его./
- Чем можно раскрасить? Чем вы рисуете? /Красками, карандашам, фломастерами, мелками/.
- У меня есть разноцветные карточки. Посмотрите как их много и какие они разные. Нам нужно выбрать подходящие цвета для волшебной страны. А поможет нам в этом волшебная музыка.
Музыка — прекрасная страна!
Разноцветьем красок музыка полна!
Можно музыку услышать, а ещё нарисовать!
Можно музыку увидеть, надо лишь секрет узнать!
Вы послушайте, ребята, тут секрет совсем простой!
Глаза закроем и увидим мир, наполненный мечтой!
Тут и краски, тут и сказки, даже кисти не нужны,
И повсюду, разливаясь, звуки музыки слышны!
Перед тем как вы выберите цветные карточки, подумайте, какие чувства испытывают жители волшебной страны сейчас, когда у них пропали все краски? /Грусть, печаль, тоску, уныние/.
Сейчас мы послушаем музыку и убедимся, какие это чувства. Попробуйте понять какая музыка по характеру, и какие краски к нему подходят.
Слушание Чайковский «Осенняя песнь»
Музыкальный руководитель:
- Вы узнали эту музыку? /Да/.
- Как она называется? /«Осенняя песнь»/
- Кто пишет музыку? /Композитор/.
- Как зовут этого композитора, который написал пьесу «Осенняя песнь»? /Чайковский. /
(Показать портрет композитора).
- Какое настроение в музыке? /Музыка печальная, грустная, унылая/.
- А каким цветом можно изобразить эти чувства? /Серый, тёмно-синий, чёрный, коричневый/.
- Поднимите карточки с подходящими цветами для настроения этой музыки.
(Дети показывают цветные карточки тёмных оттенков).
Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим, как изменилась волшебная страна.
- Видео 3. Появляется Радужна страна в серых, коричневых, синих, тёмных оттенках. Жители радужной страны рассказывают:
«Ребята, вы правильно подобрали краски. Вы вернули нашей радужной стране краски, с помощью которых можно изобразить грусть, тоску, печаль. Но нам так хочется, чтобы в страну вернулись и другие яркие краски, а вернуть их вы сможете, если отгадаете загадку, слушайте внимательно:
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — ... (песня)
(Дети отгадывают загадку).
Музыкальный руководитель:
- Как вы думаете, какой должна быть песня, которая смогла бы развеселить жителей волшебной страны?/Весёлой, бодрой, радостной/.
А ведь осень это не только унылая пора, когда пасмурно, холодно и дождливо. Осень каждый год щедро дарит нам урожай и окрашивает природу разнообразием ярких красок. Природа становится по особенному красивой.
- А какую песню об осени вы знаете? /«Ах, какая осень!»/.
Музыкальный руководитель: Сможет наша песня поднять настроение жителям Радужной страны? /Да/.
Музыкальный руководитель: Хотите её исполнить для них? /Да/.
Пение песни «Ах, какая осень!» З. Роот.
Музыкальный руководитель:
- А какими красками можно изобразить радостный, весёлый характер этой песни? /Красный, оранжевый, зелёный/.
Музыка снова подсказала нам эти цвета, Давайте подойдём к мольбертам и выберем краски яркие, сочные, насыщенные.
Дети по выбору воспитателя заполняют палитру на мольберте соответствующими красками.
Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим, как изменилась волшебная страна.
- Видео 4. Радужный город становится ярким, красочным. Житель волшебной страны говорят:
«Вы вернули волшебной стране все краски. Посмотрите, наша страна стала ещё красочнее, а её жители стали ещё счастливее! Спасибо вам, ребята!
А в благодарность за вашу помощь мы дарим вам наш урожай волшебных овощей».
Музыкальный руководитель показывает корзинку с овощами.
- Посмотрите, какие яркие овощи, сколько разных красок. Хотите с ними поиграть? /ДА!/
- Мы сегодня нашли много разных красок для Радужной страны и давайте овощи сложим в корзинки по цвету. Посмотрим, чья команда сделает это первой.
Музыкальная игра «Плетень».
Звучит добрая, волшебная музыка, в зал заходит Злой Волшебник, ставший добрым.
Музыкальный руководитель: Так это вы похитили все краски из Радужной страны?
Злой Волшебник грустно: Да, это я… А как у вас получилось вернуть краски обратно?
Дети: Мы слушали музыку и представляли, какими красками можно её нарисовать.
Злой Волшебник: Когда я услышал музыку, которая звучала в вашем детском саду, то понял, что музыка волшебная и её волшебство гораздо сильнее моего колдовства. А ваша песня мне атк понравилась, что самому захотелось петь, танцевать, делать добрые дела и дарить всем радость. Не хочу больше быть злым. Простите меня, ребята.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, как музыка может изменить мир. Даже зло превращается в добро. Злой Волшебник стал добрым и весёлым. Простим его? /Да!/
Добрый Волшебник: Спасибо, ребята! Так хочется скорее начать делать всех счастливыми, поэтому я для вас приготовил сюрприз. Мне тоже так захотелось рисовать, что я разукрасил для вас вот эти шарфики. Но, это не просто разноцветные шарфики, они волшебные. Они такие яркие, что когда берёшь их в руки, то сразу же поднимается настроение и начинаешь танцевать. (Пританцовывает с шарфиком).
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите потанцевать с волшебными шарфиками? /Да!/
«Танцевальная композиция с шарфиками»
Музыкальный руководитель: Вот мы и вернули все краски, а помогло нам в этом волшебство музыки, и разнообразите красок в ваших руках. Ребята, а мы можем кому-нибудь рассказать об этой необычной стране? Кому? /Ответы детей/.
- Вы обязательно расскажите о своём приключении. А как называется страна, где мы побывали? /Радужная страна/
- Чем мы помогли её жителям?/Помогли вернуть все краски./
- Что помогло нам раскрасить бесцветную страну? /Музыка и палитра красок/
- Как изменила музыка Злого Волшебника?/Злой Волшебник стал добрым/
Музыкальный руководитель:
«Ели б было всё на свете, только серым-серым цветом?
Нас не радовало б это, даже огорчило это!
Видеть мир привыкли люди белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет удивительно прекрасным!»
Спасибо, дорогие мои друзья за такую удивительно интересную встречу! Мы с жителями волшебной страны и теперь уже с добрым волшебником благодарим вас.
Музыкальное прощание.
Выход из зала под песню «Краски, кисти – красота!»