0+



 

Опубликовано: 02.02.2021 г.

Автор: Маймулина Наталья Владимировна,
Заведующий ДОУ,
Водолазская Надежда Николаевна,
Заместитель заведующего по УВР,
МБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»
город Ессентуки

 

    Как сказал английский драматург Джон Уибстер: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим»

        В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние ментального здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически и духовно богатого, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования среди основных принципов, направленных на защиту прав ребенка, рассматривает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. А среди принципов дошкольного образования сделан акцент на содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

      По нашему мнению, областью, в которой скрыты инновационные возможности, и ресурсы для решения этих задач является система взаимодействия семьи и ДОО.

      В основе взаимодействия ДОУ и семьи должно лежать сотрудничество, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Работая три года над данной темой, мы ставили для себя следующие цели и задачи

Цель: создать единое здоровьесберегающее пространство «Детский сад – семья»

Задачи: 

1.Установить партнерские отношения с семьями воспитанников и объединить усилия по физкультурно-оздоровительной работе с детьми;

  1. Формирование у детей и родителей осознанного бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких;
  2. Разработка новых форм взаимодействия педагогов и родителей с целью обеспечение преемственности ДОУ и семьи в вопросах воспитания, оздоровления и развития ребенка;
  3. Формирование у семей  воспитанников  понимания ценности семьи, ответственного  родительства;

5.Совершенствование материально-технического оснащения педагогического процесса;

   В основу своей работы мы взяли следующие принципы:

  1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.
  2. 2. Принцип «Активного слушателя
  3. 3. Принцип согласованности действий.
  4. Принцип самовоспитанияи самообучения
  5. Принцип единства.

1

Для реализации поставленных задач нами были определены векторы обновления системы образовательных отношений – это три направления инновационной деятельности, которые стали основой модели оздоровительной работы ДОУ:

  1. Работа с родителями (Функционирование родительских клубов, определение домашней игровой среды, совместные мероприятия)
  2. Работа с педагогами и мед. персоналом (методическая служба, психолого-педагогическое просвещение)
  3. Работа с детьми

    Поиск нового содержания, форм и методов взаимодействия детского сада с семьей способствовал более успешному освоению детьми основ здорового образа жизни.

     За три года работы над данной темой, мы смогли установить тесное эффективное сотрудничество педагогов с семьями посредством привлечения к партнерству родителей  дошкольников,  что способствует  положительным результатам в сохранении и укреплении здоровья и физическом развитии детей, приобщении детей и взрослых к здоровому образу жизни.

2

   Благодаря проделанной работе, родители стали не просто больше уделять внимание своим детям, но и изменили свое отношение к их физическому развитию и оздоровлению.

    В течение трех лет, мы регулярно проводили различные анкетирования. В начале нашей работы (в 2017 году) заинтересованность родителей проводимой оздоровительной работой в детском саду составляла 41%, в 2020 году она увеличилась до 93%.

    На вопрос: «Являетесь ли Вы примером для Вашего ребенка в пропаганде здорового образа жизни»? в 2017 году 23,8% родителей ответили «Да», к 2020 году это число увеличилось до 71,6 %.

3

   Благодаря систематизированной, планомерной работе и использованию разнообразных форм, видов совместной работы сотрудников и родителей, мы смогли уменьшить, к 2020 году, количество детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности (17% до 7%), а высокий уровень увеличился с 39% до 56%. В то же время, мы добились снижения уровня заболеваемости на 5 дней на одного ребенка (в 2017 году он был равен -10 дней на одного ребёнка, а сейчас составляет 5 дней на одного ребёнка).

4

    Укрепление здоровья детей стало ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, профилактической работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса стал интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

     Приоритет в этой деятельности в части взаимодействия с семьей принадлежал  индивидуальным и интерактивным формам взаимодействия (с учетом  особенностей семьи, занятости и уровня жизни родителей, просветительская и консультативная работа с семьями и др.).

     Методическая служба активизирует воспитателей на оптимизацию двигательного режима детей. Воспитателями  реализуется определенная работа по здоровьесбережению и укреплению здоровья детей (различные виды гимнастик, динамические паузы, физкультурные досуги и соревнования,  закаливание и прогулки в любую погоду и т.д.).

     За три года работы муниципальной инновационной площадки нами было проведено много различных мероприятий:

- квест - игра с родителями «Поиски ключа Здоровья в семейной кладовой»;

- конкурс фотографий «Моя семья».

- театрализованная игра «В семейном кругу» (совместно с родителями);

- сюжетно-ролевая игра «Семейный праздник»;

- конкурс рисунков «Кто я?», «Лучики здоровья»;

- игры: «Узнай своего друга», «Не ошибись», «Сделай комплимент».

- практикум для педагогов и родителей: способы самопознания «Мандала нашей души»

- игры на сплочение коллектива;

- игра «Правила знакомства»;

- серия тренингов с педагогами «Я и мой коллектив»

- практикум «Педагог как креативная составляющая воспитательного процесса в ДОУ»

- викторина «Здоровячок»

- неделя «Здоровья и спорта»

- конкурс инсценировок «Азбука здоровья»

- конкурс газет « Страна Здоровья»

- практикум для родителей и педагогов «Правила и нормы здорового образа жизни»;

- творческая игра-путешествие «Страна Здоровья»

- акция «Мы выбираем ЗОЖ»

- вечера вопросов и ответов «Роль родителей в укреплении здоровья детей» и «Коррегирующая гимнастика»

- практикум «Мир эмоций и чувств»

- музыкальная игра-путешествие «От улыбки стало всем светлей»;

 - арт-терапия: «Встреча с любимыми героями»;

 - Мастер-класс «Птица счастья»

 - Круглый стол для родителей «Режим дня дошкольника»;

 - выставка «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми»

 - фотовыставка «Я в детском саду и дома».

- Практикум для родителей «Мамин сундучок – семейная книга о здоровой пищи»

- практикум «Зелёная лаборатория здоровья»

- выставка портфолио «Мы заботимся о своем здоровье!»

 Фотовыставка «Семейные выходные», «Здоровье – бесценное богатство», «Правила, которые мы не будем забывать», «Мы со спортом крепко дружим»

- акция «Прогулка выходного дня», «Меняем сигареты на яблоки», «Я выбираю спорт!»

- фотовыставка «Природу Ставропольского края»

- акция «Сохраним лес»

- проект «Малая Зеленая академия»

 - конкурс плакатов «Наша планета в опасности»

- проект «Ландшафтное озеленение территории ДОУ  - залог здоровья»

 - конкурс проектов «Огород на окошке»

- клубный час, проведенный совместно с Ессентукским историко-краеведческим музеем «Минеральная вода – источник здоровья и долголетия»

 - викторина «Улица полна неожиданностей»;

 - викторина «Светофор – наш лучший друг»

 - выставка «Мой любимый город»

 - игра-путешествие «Большие секреты маленькой клетки»;

 - сюжетно-ролевая игра «В стране чистюли»;

 - соревнования по плаванию «Дельфиненок – 2019»

 - клубный час «Польза бассейна для здоровья организма»

 - акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам;

 - соревнования по городошному спорту «Я играю в городки»

- различные спортивные праздники и развлечения.

- функционирование родительских клубов «Здоровая семья – здоровый дошкольник»

       Родительские клубы – это не родительское собрание, не тренинг, не лекция или семинар, это скорее дискуссионное собрание по той или иной проблеме. Коренное отличие клуба от других форм работы — это позиция равенства его участников — родителей, воспитателей и специалистов ДОУ. Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться и высказываться на определенную тему. Используя такой подход, мы достигли хороших результатов. В нашем ДОУ, активно функционируют 8 детско-родительских клубов.  Так же, три года активно функционирует  педагогический клуб «Здоровый образ жизни - это здорово!».

   Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества инновации. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа работы ДОУ, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно.

   Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.

  Педагоги нашего ДОУ, ориентированы на профессиональный рост, стремятся заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

    Педагогический состав ДОУ, в этом учебном году, активно делился своим опытом работы, своими методическими наработками в СМИ, в интернет-сообществах. Принимали участие в различных педагогических конкурсах: «Здоровьесберегающая среда как необходимое условие для сохранения и укрепления ментального здоровья дошкольников», «Использование современных технологий для успешного взаимодействия с семьей воспитанников», «Как сохранить ментальное здоровье дошкольников», «Интерактивные формы работы с родителями», «Здоровьесберегающие технологии как неотъемлемый компонент в современном образовательном процессе», «Использование современных технологий для успешного взаимодействия с семьей воспитанников»,  приняли участие в различных вебинарах, онлайн-тестировании и викторинах. Дети и родители тоже стали активными участниками и победителями различных конкурсов, акций и викторин:

  • Краевая акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
  • II Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «Мой папа и Я за безопасные дороги»
  • II Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «С супер – мамой мы изучаем ПДД»
  • Региональная интернет – олимпиада «Солнечный свет», номинация «Здоровый образ жизни»
  • Всероссийская познавательная викторина «Как быть здоровым»
  • Всероссийский конкурс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ и семье»
  • Спортивно-познавательная игра «Туристический поезд дружбы»
  • Международная олимпиада для дошкольников «Физкультурные загадки»
  • Всероссийская викторина «Ни дня без спорта»
  • Международная познавательная викторина «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни
  • Международная занимательная викторина «Разноцветный мир вокруг» и др.

   В 2018-2019 учебном году  мы приняли участие во Всероссийском смотре – конкурсе образовательных учреждений на основе многокомпонентного анализа «Достижения образования», номинация «900 лучших дошкольных образовательных учреждений», где одним из критериев, было сохранение и укрепление здоровья дошкольников, внедрение здоровьесберегающих технологий. По этому критерию  мы получили наивысший балл. 

 В 2019 - 2020 учебном году наш детский сад стал победителем Всероссийской Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» в номинации «Взаимодействие на основе конструктивного общения как фактор здоровьесбережения- 2020», где мы поделились своим опытом работы по теме «Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании основ здорового образа жизни», и получили положительные отзывы коллег других образовательных учреждений России.

Так же, в этом учебном году нашим учреждением были проведены два методических объединения. Методическое объединение музыкальных руководителей по теме «Взаимодействие ДОУ и семьи - как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника»  и МО заместителей заведующих по УВР и старших воспитателей по теме «Взаимодействие детского сада и семьи как важнейшее условие психоэмоционального здоровья дошкольников». Где мы поделились своим опытом работы, своей системой взаимодействия с родителями дошкольников и получили положительные отзывы коллег.

 Инновационность - это сложный процесс, представляющий собой «цепь» взаимосвязанных и сознательно инициируемых изменений, возникших в результате творческого акта, имеющий социальную значимость и воплощающийся в реальную образовательную практику для удовлетворения уже существующих потребностей или возникающих новых потребностей.

     

Анализ продуктов инновационной деятельности за отчетный период, созданных в результате решения задач деятельности муниципальной инновационной площадки МБДОУ, позволяет сделать вывод о соответствии их понятию «инновация». Представленные продукты соответствуют современному уровню теории и практики, представляют собой систему своеобразного сочетания известного и авторского, модификацию, имеющую в совокупности признаки инновационности.

       На базе нашего детского сада мы создали благоприятные условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями  в группах оборудованы физкультурные уголки: там есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. Руками воспитателей и родителей сделано нестандартное оборудование по физическому развитию. В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и лэпбуки по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ. Игровая деятельность неотъемлемая часть жизни наших детей. Особенно любят дети играть со своими родителями. Мы понимаем, что родительская семья – это важнейший институт формирования здорового образа жизни. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Активное использование педагогами разнообразных, прежде всего нетрадиционных форм работы с родителями, позволило успешно решить задачи формирования здорового образа жизни, способствовало уменьшению заболеваний. Во многих семья появились уголки здоровья, здоровый образ жизни и активный отдых стали присутствовать у 57% семей. Это очень хороший результат. Данную работу ДОУ мы намерены продолжать, активизировать родителей на сохранение и укрепление здоровья детей и семьи в целом.

 На основе полученных данных мы пришли к выводу, что проводимая нами работа, приносит положительные результаты. Родители заботятся о своем здоровье и здоровье своих детей. Мы смогли создать единое здоровьесберегающее пространство «Детский сад — семья».

     В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями, мы смогли повысить их психолого-педагогическую грамотность; повысить культуры межличностного взаимодействия детей в группе.

    Коллектив нашего учреждения мобилизован на реализацию мероприятий, помогающих достичь определенных целей в дальнейшем снижении заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, приносит определённые положительные результаты.

Перспективы:

  1. В следующем году мы продолжим поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни;
  2. Создать методическое пособие «Домашняя игровая среда»
  3. Создать методический кейс «Взаимодействие детского сада и семьи при формировании основ здорового образа жизни дошкольников», куда будут включены различные методические материалы (конспекты, буклеты, консультации, картотеки игр и т. д.)

 Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация