Опубликовано: 02.02.2021 г.
Автор: Маймулина Наталья Владимировна,
Заведующий ДОУ,
Водолазская Надежда Николаевна,
Заместитель заведующего по УВР,
МБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»
город Ессентуки
Как сказал английский драматург Джон Уибстер: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние ментального здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически и духовно богатого, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования среди основных принципов, направленных на защиту прав ребенка, рассматривает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. А среди принципов дошкольного образования сделан акцент на содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
По нашему мнению, областью, в которой скрыты инновационные возможности, и ресурсы для решения этих задач является система взаимодействия семьи и ДОО.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи должно лежать сотрудничество, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Работая три года над данной темой, мы ставили для себя следующие цели и задачи
Цель: создать единое здоровьесберегающее пространство «Детский сад – семья»
Задачи:
1.Установить партнерские отношения с семьями воспитанников и объединить усилия по физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
- Формирование у детей и родителей осознанного бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких;
- Разработка новых форм взаимодействия педагогов и родителей с целью обеспечение преемственности ДОУ и семьи в вопросах воспитания, оздоровления и развития ребенка;
- Формирование у семей воспитанников понимания ценности семьи, ответственного родительства;
5.Совершенствование материально-технического оснащения педагогического процесса;
В основу своей работы мы взяли следующие принципы:
- Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.
- 2. Принцип «Активного слушателя
- 3. Принцип согласованности действий.
- Принцип самовоспитанияи самообучения
- Принцип единства.
Для реализации поставленных задач нами были определены векторы обновления системы образовательных отношений – это три направления инновационной деятельности, которые стали основой модели оздоровительной работы ДОУ:
- Работа с родителями (Функционирование родительских клубов, определение домашней игровой среды, совместные мероприятия)
- Работа с педагогами и мед. персоналом (методическая служба, психолого-педагогическое просвещение)
- Работа с детьми
Поиск нового содержания, форм и методов взаимодействия детского сада с семьей способствовал более успешному освоению детьми основ здорового образа жизни.
За три года работы над данной темой, мы смогли установить тесное эффективное сотрудничество педагогов с семьями посредством привлечения к партнерству родителей дошкольников, что способствует положительным результатам в сохранении и укреплении здоровья и физическом развитии детей, приобщении детей и взрослых к здоровому образу жизни.
Благодаря проделанной работе, родители стали не просто больше уделять внимание своим детям, но и изменили свое отношение к их физическому развитию и оздоровлению.
В течение трех лет, мы регулярно проводили различные анкетирования. В начале нашей работы (в 2017 году) заинтересованность родителей проводимой оздоровительной работой в детском саду составляла 41%, в 2020 году она увеличилась до 93%.
На вопрос: «Являетесь ли Вы примером для Вашего ребенка в пропаганде здорового образа жизни»? в 2017 году 23,8% родителей ответили «Да», к 2020 году это число увеличилось до 71,6 %.
Благодаря систематизированной, планомерной работе и использованию разнообразных форм, видов совместной работы сотрудников и родителей, мы смогли уменьшить, к 2020 году, количество детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности (17% до 7%), а высокий уровень увеличился с 39% до 56%. В то же время, мы добились снижения уровня заболеваемости на 5 дней на одного ребенка (в 2017 году он был равен -10 дней на одного ребёнка, а сейчас составляет 5 дней на одного ребёнка).
Укрепление здоровья детей стало ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, профилактической работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса стал интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Приоритет в этой деятельности в части взаимодействия с семьей принадлежал индивидуальным и интерактивным формам взаимодействия (с учетом особенностей семьи, занятости и уровня жизни родителей, просветительская и консультативная работа с семьями и др.).
Методическая служба активизирует воспитателей на оптимизацию двигательного режима детей. Воспитателями реализуется определенная работа по здоровьесбережению и укреплению здоровья детей (различные виды гимнастик, динамические паузы, физкультурные досуги и соревнования, закаливание и прогулки в любую погоду и т.д.).
За три года работы муниципальной инновационной площадки нами было проведено много различных мероприятий:
- квест - игра с родителями «Поиски ключа Здоровья в семейной кладовой»;
- конкурс фотографий «Моя семья».
- театрализованная игра «В семейном кругу» (совместно с родителями);
- сюжетно-ролевая игра «Семейный праздник»;
- конкурс рисунков «Кто я?», «Лучики здоровья»;
- игры: «Узнай своего друга», «Не ошибись», «Сделай комплимент».
- практикум для педагогов и родителей: способы самопознания «Мандала нашей души»
- игры на сплочение коллектива;
- игра «Правила знакомства»;
- серия тренингов с педагогами «Я и мой коллектив»
- практикум «Педагог как креативная составляющая воспитательного процесса в ДОУ»
- викторина «Здоровячок»
- неделя «Здоровья и спорта»
- конкурс инсценировок «Азбука здоровья»
- конкурс газет « Страна Здоровья»
- практикум для родителей и педагогов «Правила и нормы здорового образа жизни»;
- творческая игра-путешествие «Страна Здоровья»
- акция «Мы выбираем ЗОЖ»
- вечера вопросов и ответов «Роль родителей в укреплении здоровья детей» и «Коррегирующая гимнастика»
- практикум «Мир эмоций и чувств»
- музыкальная игра-путешествие «От улыбки стало всем светлей»;
- арт-терапия: «Встреча с любимыми героями»;
- Мастер-класс «Птица счастья»
- Круглый стол для родителей «Режим дня дошкольника»;
- выставка «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми»
- фотовыставка «Я в детском саду и дома».
- Практикум для родителей «Мамин сундучок – семейная книга о здоровой пищи»
- практикум «Зелёная лаборатория здоровья»
- выставка портфолио «Мы заботимся о своем здоровье!»
Фотовыставка «Семейные выходные», «Здоровье – бесценное богатство», «Правила, которые мы не будем забывать», «Мы со спортом крепко дружим»
- акция «Прогулка выходного дня», «Меняем сигареты на яблоки», «Я выбираю спорт!»
- фотовыставка «Природу Ставропольского края»
- акция «Сохраним лес»
- проект «Малая Зеленая академия»
- конкурс плакатов «Наша планета в опасности»
- проект «Ландшафтное озеленение территории ДОУ - залог здоровья»
- конкурс проектов «Огород на окошке»
- клубный час, проведенный совместно с Ессентукским историко-краеведческим музеем «Минеральная вода – источник здоровья и долголетия»
- викторина «Улица полна неожиданностей»;
- викторина «Светофор – наш лучший друг»
- выставка «Мой любимый город»
- игра-путешествие «Большие секреты маленькой клетки»;
- сюжетно-ролевая игра «В стране чистюли»;
- соревнования по плаванию «Дельфиненок – 2019»
- клубный час «Польза бассейна для здоровья организма»
- акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам;
- соревнования по городошному спорту «Я играю в городки»
- различные спортивные праздники и развлечения.
- функционирование родительских клубов «Здоровая семья – здоровый дошкольник»
Родительские клубы – это не родительское собрание, не тренинг, не лекция или семинар, это скорее дискуссионное собрание по той или иной проблеме. Коренное отличие клуба от других форм работы — это позиция равенства его участников — родителей, воспитателей и специалистов ДОУ. Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться и высказываться на определенную тему. Используя такой подход, мы достигли хороших результатов. В нашем ДОУ, активно функционируют 8 детско-родительских клубов. Так же, три года активно функционирует педагогический клуб «Здоровый образ жизни - это здорово!».
Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества инновации. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа работы ДОУ, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.
Педагоги нашего ДОУ, ориентированы на профессиональный рост, стремятся заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
Педагогический состав ДОУ, в этом учебном году, активно делился своим опытом работы, своими методическими наработками в СМИ, в интернет-сообществах. Принимали участие в различных педагогических конкурсах: «Здоровьесберегающая среда как необходимое условие для сохранения и укрепления ментального здоровья дошкольников», «Использование современных технологий для успешного взаимодействия с семьей воспитанников», «Как сохранить ментальное здоровье дошкольников», «Интерактивные формы работы с родителями», «Здоровьесберегающие технологии как неотъемлемый компонент в современном образовательном процессе», «Использование современных технологий для успешного взаимодействия с семьей воспитанников», приняли участие в различных вебинарах, онлайн-тестировании и викторинах. Дети и родители тоже стали активными участниками и победителями различных конкурсов, акций и викторин:
- Краевая акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
- II Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «Мой папа и Я за безопасные дороги»
- II Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «С супер – мамой мы изучаем ПДД»
- Региональная интернет – олимпиада «Солнечный свет», номинация «Здоровый образ жизни»
- Всероссийская познавательная викторина «Как быть здоровым»
- Всероссийский конкурс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ и семье»
- Спортивно-познавательная игра «Туристический поезд дружбы»
- Международная олимпиада для дошкольников «Физкультурные загадки»
- Всероссийская викторина «Ни дня без спорта»
- Международная познавательная викторина «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни
- Международная занимательная викторина «Разноцветный мир вокруг» и др.
В 2018-2019 учебном году мы приняли участие во Всероссийском смотре – конкурсе образовательных учреждений на основе многокомпонентного анализа «Достижения образования», номинация «900 лучших дошкольных образовательных учреждений», где одним из критериев, было сохранение и укрепление здоровья дошкольников, внедрение здоровьесберегающих технологий. По этому критерию мы получили наивысший балл.
В 2019 - 2020 учебном году наш детский сад стал победителем Всероссийской Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» в номинации «Взаимодействие на основе конструктивного общения как фактор здоровьесбережения- 2020», где мы поделились своим опытом работы по теме «Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании основ здорового образа жизни», и получили положительные отзывы коллег других образовательных учреждений России.
Так же, в этом учебном году нашим учреждением были проведены два методических объединения. Методическое объединение музыкальных руководителей по теме «Взаимодействие ДОУ и семьи - как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника» и МО заместителей заведующих по УВР и старших воспитателей по теме «Взаимодействие детского сада и семьи как важнейшее условие психоэмоционального здоровья дошкольников». Где мы поделились своим опытом работы, своей системой взаимодействия с родителями дошкольников и получили положительные отзывы коллег.
Инновационность - это сложный процесс, представляющий собой «цепь» взаимосвязанных и сознательно инициируемых изменений, возникших в результате творческого акта, имеющий социальную значимость и воплощающийся в реальную образовательную практику для удовлетворения уже существующих потребностей или возникающих новых потребностей.
Анализ продуктов инновационной деятельности за отчетный период, созданных в результате решения задач деятельности муниципальной инновационной площадки МБДОУ, позволяет сделать вывод о соответствии их понятию «инновация». Представленные продукты соответствуют современному уровню теории и практики, представляют собой систему своеобразного сочетания известного и авторского, модификацию, имеющую в совокупности признаки инновационности.
На базе нашего детского сада мы создали благоприятные условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группах оборудованы физкультурные уголки: там есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. Руками воспитателей и родителей сделано нестандартное оборудование по физическому развитию. В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и лэпбуки по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ. Игровая деятельность неотъемлемая часть жизни наших детей. Особенно любят дети играть со своими родителями. Мы понимаем, что родительская семья – это важнейший институт формирования здорового образа жизни. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Активное использование педагогами разнообразных, прежде всего нетрадиционных форм работы с родителями, позволило успешно решить задачи формирования здорового образа жизни, способствовало уменьшению заболеваний. Во многих семья появились уголки здоровья, здоровый образ жизни и активный отдых стали присутствовать у 57% семей. Это очень хороший результат. Данную работу ДОУ мы намерены продолжать, активизировать родителей на сохранение и укрепление здоровья детей и семьи в целом.
На основе полученных данных мы пришли к выводу, что проводимая нами работа, приносит положительные результаты. Родители заботятся о своем здоровье и здоровье своих детей. Мы смогли создать единое здоровьесберегающее пространство «Детский сад — семья».
В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями, мы смогли повысить их психолого-педагогическую грамотность; повысить культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
Коллектив нашего учреждения мобилизован на реализацию мероприятий, помогающих достичь определенных целей в дальнейшем снижении заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, приносит определённые положительные результаты.
Перспективы:
- В следующем году мы продолжим поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни;
- Создать методическое пособие «Домашняя игровая среда»
- Создать методический кейс «Взаимодействие детского сада и семьи при формировании основ здорового образа жизни дошкольников», куда будут включены различные методические материалы (конспекты, буклеты, консультации, картотеки игр и т. д.)
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.