Опубликовано: 16.02.2021 г.
Автор: Райхерт Татьяна Николаевна,
заведующий кафедрой педагогических и
управленческих технологий,
Нижнетагильский филиал Института развития
образования Свердловской области
В соответствии с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях» [1], условием успешного решения задачам деятельности классных руководителей, соответствующих государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, среди прочих, являются: «взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей».
Должны ли при этом учителя, являющимся классными руководителями, наблюдать за аккаунтами своих воспитанников в социальных сетях, отслеживая их увлечения, а также группы и паблики, в которых состоят школьники, насколько это правомерно и необходимо.
Как сложилось общественное мнение о том, что наблюдение за аккаунтами детей в соцсетях – это новая функция школы? Тревожная ситуация была спровоцирована в 2017 году, когда по стране прокатилась волна детских суицидов, причиной которых стали «группы смерти» в социальных сетях. Их участников последовательно, с помощью выполнения перечня заданий, подталкивали к совершению самоубийства. В том же году был принят законопроект о «группах смерти», который ввел в УК статьи о «склонении к самоубийству» и «содействие самоубийству», в том числе «в публичном выступлении, в СМИ, в сети интернет или в других информационно-телекоммуникационных сетях». В 2018 году страну всколыхнули нападения школьники на учителей и учеников с оружием. Сразу после этого был подготовлен законопроект о внесудебной блокировке сайтов с информацией, побуждающей несовершеннолетних к агрессии против детей.
Именно в тот период сложилось мнение о том, что учителям рекомендуется проверять соцсети своих учеников, считая, что таким образом можно предупредить суициды совершает ребенок и другие проявления деструктивного поведения.
Какие инструменты есть у учителя, у классного руководителя, должен ли классный руководитель мониторить соцсети учеников? В должностные инструкции не включены вопросы мониторинга социальных сетей несовершеннолетних обучающихся. Однако в случае, если классному руководителю становятся известны факты вовлечения несовершеннолетних в группы сомнительного характера, влияющие на их психологическое состояние, то он должен привлечь к решению вопроса родителей (законных представителей), педагогов-психологов образовательной организации.
Поиском вредоносного контента занимаются прокуратура, полиция и ФСБ. Причины блокировки регулирует Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Если есть основания, то генпрокуратура может заблокировать информацию в соцсетях.
Кроме того, поиском «опасных» интернет-увлечений подростков занимаются некоторые общественные организации. Им удаётся выявить источники информации террористического характера, вербовку детей, подростков и молодежи в террористические и экстремистские организации, а также пропаганду иного опасного контента в сети интернет. Также любой гражданин, обнаружив интернет-источники антиобщественных и асоциальных действий, в том числе, направленных на пропаганду наркотиков, призывов к суициду и пропаганду иного опасного контента, могут подать жалобу на данные источники, благодаря чему деятельность таких сообществ будет заблокирована.
С одной стороны, если говорить о мониторинге аккаунтов обучающихся в соцсетях в том смысле, как это понимается на сегодняшний день в нашем обществе (с доступом к логинам и паролям с применением специального программного обеспечения, с возможностью отслеживать тексты переписки и постов в закрытых группах), мы сталкиваемся с вопросом о персональных данных – такой мониторинг может выполнять только ФСБ, имея санкцию прокуратуры и пользуясь специальным оборудованием. Согласно п. 2 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. При этом, наблюдение за аккаунтами своих воспитанников в социальных сетях, использование информации, находящейся в свободном интернет-пространстве, не нарушает конституционных прав граждан РФ, потому как отслеживать данную информацию может любой человек, если доступ к странице не ограничен самим пользователем этой страницы. Таким образом, мы рассматриваем наблюдение за аккаунтами обучающихся в социальных сетях как форму мониторинга, по результатам которого классные руководители могут делать выводы об интересах и увлечениях обучающихся, сформированных у них социальных связях, а главное, о психологическом благополучии каждого ученика и классного коллектива в целом.
Что именно должен делать классный руководитель в контексте рассматриваемой проблемы? Деятельность классного руководителя должна быть направлена на формирование у обучающихся безопасного стиля поведения в интернете, на что могут быть направлены ставшие за последние годы популярными уроки безопасности в интернете, инновационные педагогические практики, сценарии и примеры которых можно найти в интернете на сайтах соответствующей направленности, а также целенаправленная работа с родителями по повышению их компетентности в вопросах информационной безопасности детей.
Родители несут прямую ответственность за безопасность своих детей, поэтому, на самом деле, должны владеть приёмами выявления маркеров небезопасного поведения своих детей в интернете, и помочь им в этом может классный руководитель.
Большинство педагогов и родителей несовершеннолетних детей обеспокоены тем, что современные дети и подростки всё меньше гуляют, играют, читают, занимаются творчеством, и всё больше проводят времени в социальных сетях. Доходит до того, что между учителями и учениками, родителями и детьми возникают конфликты из-за того, что ребёнка невозможно оторвать от смартфона, он поглощён соцсетями в ущерб учёбе и полноценному отдыху. Разберёмся, в чём кроется причина такой, зачастую пагубной, увлечённости детей.
Именно дети и подростки, увлечённые возможностями современных технологий, зачастую не могут разглядеть рисков и угроз сети и в результате оказываются среди наиболее уязвимых ее пользователей. Для предотвращения возникновения неприятных для ребенка ситуаций в интернете важно, чтобы он обладал навыками грамотного и безопасного использования интернета. Дело не только в том, что нынешние дети отличаются от школьников десяти- или двадцатилетней давности. Безусловно, новое поколение, поколение «digital native», родившееся в эпоху планшетов, смартфонов, безлимитного интернета и доступной мобильной связи, воспринимает мир иначе. Естественно, что у современных детей и подростков сложилась новая модель общения и приобретения друзей. При этом, «старые» настольные игры, футбол с друзьями во дворе, прогулки с подружками не становятся менее интересными. Однако подростки меньше гуляют и больше сидят в соцсетях, а когда все-таки выбираются во двор, в кафе или в гости, сидят, уткнувшись в экраны.
Ответ достаточно прост: к разработке приложений для смартфонов и планшетов привлекается огромное количество высокопрофессиональных специалистов, включая психологов, игротехников, дизайнеров и прочее, которые создают мощную систему мотивации, не позволяющую детям отложить телефон.
Рассмотрим, из чего формируется такая привлекательность цифрового контента. Подавляющее большинство соцсетей и мессенджеров бесплатны. Доход они получают за счет рекламы и продажи данных о пользователях. Чем больше времени пользователь проводит в приложении, тем больше рекламы он видит и больше данных генерирует. За пользование приложением и дети, и взрослые расплачиваются не деньгами, а временем и вниманием.
Подобно тому, как производители товаров тратят огромные деньги на маркетинг и создание образа бренда, компании тратят огромные деньги на UX-исследования (изучение того, как сделать сайт или приложение привлекательнее и проще), AB-тестирования (широкомасштабные сравнительные исследования о том, какая реклама генерирует больше прибыли и какие приемы заставляют пользователей проводить больше времени в приложении), нанимают психологов и специалистов по когнитивным, поведенческим и нейронаукам, чтобы удерживать внимание пользователя на своем приложении как можно дольше. Именно глубокое понимание человеческого мышления и поведения дает этим приложениям возможность быть более конкурентоспособными и удерживать пользователей как можно дольше, получая от них как можно больше времени и внимания. И это касается не только детей: например, «Uber» использует психологические механизмы, такие, как «бейджи» (они же «ачивки» или достижения) и сообщения о том, что водителю осталось совсем немного, чтобы заработать определенную круглую сумму, чтобы мотивировать водителей ездить больше и выходить на работу чаще, а «Netflix» заставляет зрителей смотреть сериалы серия за серией без отрыва, просто загружая новую серию и не спрашивая перед началом воспроизведения. Сами по себе эти психологические трюки не плохие и не хорошие: так, «стрики» (последовательность дней, когда вы достигаете определенной цели) и «ачивки» используются, например, в программе для изучения языков «Duolingo», чтобы мотивировать студентов, а соревновательный момент в «Mi Fit» заставляет вас больше думать о физической активности. Таким образом, дети и подростки получают простую и очевидную мотивацию – «стать лучше всех».
Дети по природе своей более азартные и более наивные, а потому для детской аудитории такие приемы наиболее эффективны. Рассмотрим, как все это работает, на примере одного из набирающих среди детей популярность приложений – «Snapchat». Это приложение по ряду причин не является подходящим для детей и подростков. Оно мало чем отличается от любого другого мессенджера, но его главные «фишки» создают серьезные риски всем его пользователям, особенно школьного возраста. Функция «Snap Map», которая позволяет контактам ребенка видеть его точное местоположение, и фокус на обмене фотографиями-селфи, которые, по идее разработчиков, исчезают из памяти вместе с любыми другими сообщениями: это поощряет пересылку детьми друг другу снимков «запрещённого» содержания: с демонстрацией алкоголя, курения, наркотиков, оружия, агрессии, снимков интимного характера. Дети при этом не задумываются, а действительно ли эти фотографии исчезают бесследно, как утверждают разработчики, или они оседают в каком-то безразмерном хранилище и «всплывут» потом в самый неожиданный момент. Всё это делает «Snapchat» одним из самых опасных приложений для детей. Кроме того, он включает в себя новостной агрегатор, куда часто попадают «горячие», другими словами, не предназначенные для детей, новости. Тем не менее, по некоторым данным, именно «Snapchat», наряду с «Instagram», предпочитают дети все более младшего возраста. Причём оба эти приложения построены по принципу – «больше шоу, меньше слов», что отнюдь не способствует интеллектуальному и нравственному развитию детей, а напротив, ведёт к заметной деградации, укреплению клипового мышления, утрате навыков смыслового чтения.
Кроме того, такими приложениями формируется новая модель успешности, далёкая от естественных детских интересов, соответствующих возрасту уровню психофизиологического развития детей и подростков, модель, основанная на эксплуатации мотивов денег, секса и власти. Взрослый человек, установивший себе данное приложение, сразу вы вряд ли поймет, что вообще происходит. Не зря газета «The Guardian» некоторое время назад выпустила целое руководство по использованию «Snapchat»: то, что дети схватывают интуитивно, для взрослых совсем не так очевидно. Основной экран мессенджера – фронтальная камера, которая позволяет сделать «снэп», то есть фотографию с надписями, масками и прочими эффектами, которую можно отправить друзьям. «снэп» можно будет просмотреть всего два раза и лишь короткое время (от 1 до 10 секунд), после чего он исчезнет. Сообщения в чате также не сохраняются, если человек не решил сохранить их намеренно. В таком случае, а также если человек сделает скриншот чата или «снэпа», отправителю приходит соответствующее уведомление (хотя скриншот, конечно, уже никуда не исчезнет).
Как только пользователь подтверждает телефон при регистрации, он получаете первое достижение. Список достижений очень большой, но все они спрятаны: пока пользователь не получит достижение, он не узнает, что же надо для этого сделать. Виртуальная жизнь становится похожа на игру по поиску спрятанных сокровищ, за участие в которой ребёнок получает достойное вознаграждение: похвастаться перед одноклассниками набором наград. Чтобы стать более «успешным», ребенок выходит в «большой» интернет и узнает, что часть достижений получить легко, а часть – достаточно сложно: например, нужно сделать одну тысячу «снэпов». И тогда ребенок начинает целенаправленно стремиться к заветному числу. Педагогам и родителям это может показаться безобидной глупостью, однако стоит вспомнить, что «Uber» использует ничего не стоящие и не имеющие материального или денежного эквивалента «бейджи» для поощрения водителей (как правило, взрослых мужчин), и это работает.
Однако «бейдж» – это достижение личное, а для подростков ведущим видом деятельности является общение, поэтому для них наиболее ценными являются отношения, знаки, подтверждающие их статус среди сверстников, демонстрирующие их огромный круг «друзей» м популярность среди них. В «Snapchat» есть своеобразное доказательство дружбы: «стрики», или серии последовательных дней, когда два человека отправляли друг другу «снэпы». Используя это достижение, можно продемонстрировать сверстникам на понятном им модном языке уровень отношений со школьной подружкой или молодым человеком: «У нас с Машей серия из 25 дней!» вместо «Маша – моя лучшая подруга, мы вместе ходим в кружок рукоделия». Это значит, что двадцать пять дней два ребенка общались с помощью этой конкретной соцсети, причем, постоянно отправляя друг другу фотографии. Все окружающие должны понять, что такая дружба намного крепче, чем у Насти и Кати, у которых серия всего восемь дней. Таким образом, приложение заставляет пользователей заходить в него ежедневно и тратить время на поддержание таких искусственных метрик дружбы, зачастую со многими людьми сразу. Если педагогам и родителям это опять покажется глупым, то можно сопоставить рассмотренный механизм удержания внимания с приёмами, которые применяют, например, образовательный сервис обучения языкам «Duolingo» или приложения для фитнеса «Google Fit», и даже один из крупнейших китайских интернет-магазинов, которые сообщают пользователю, сколько дней подряд он выполнял норму по определённому виду активности. Такой приём, безусловно, надо перенимать, трансформировать в педагогическую технологию и применять в образовательной деятельности для повышения мотивации к обучению современных детей и подростков, но это уже тема других методических рекомендаций.
Аналогичные маркеры рейтинга используют и другие социальные сети, например, сеть «ВКонтакте» показывала под профилем пользователя синюю полоску, демонстрирующую, насколько полным является профиль: чем больше полей личной информации заполнено, тем ближе полоска к ста процентам. Предлагался и механизм получения «золотой» полоски, для этого было достаточно купить за небольшие деньги или получить от друзей дополнительные «голоса». В настоящее время сеть «ВКонтакте» уже отказалась от такого рейтинга, а вот «LinkedIn», крупнейшая в мире сеть для поиска профессиональных контактов, использует термин «эффективность страницы», зависящий от заполненности страницы, чтобы поощрять людей больше и больше делиться данными, от количества которых зависит эффективность работы алгоритмов соцсети. В «Snapchat» рейтинг формируется не так прямолинейно: ребёнок точно не знает, что нужно делать, чтобы его поднять, однако интуитивно ему понятно, что это зависит от активности и количества «снэпов». Желание получить более высокий рейтинг, соответственно, приводит к более активному использованию приложения.
«Snapchat» не единственный сервис, старающийся «привязать» пользователей. В других социальных сетях есть свои, похожие и не очень механизмы (например, всем уже известные «лайки»), удерживающие пользователей у экрана. Все описанное в сочетании с боязнью пропустить что-то важное (именуемой термином «fear-of-missing-out») и особенностью общения в онлайн, где пользователь ожидает практически мгновенного ответа на все свои действия, заставляет и детей, и взрослых находиться в соцсетях практически круглосуточно.
Осознавая всё это, родители и педагоги не должны впадать в панику и совершать импульсивные поступки, например, отбирать у ребенка смартфон, заменив его «бабушкиным» кнопочным телефоном, или запрещать регистрироваться в соцсетях. Если невозможно изменить объективную реальность, которой стала виртуальная жизнь детей и подростков, нужно поменять отношение к ней и действовать грамотно: изучить правила безопасного поведения детей в интернете, методично и регулярно проводить с детьми разъяснительную работу по формированию сознательного отношения к интернет-угрозам, научиться самим и научить детей приёмам и правилам, как сделать пребывание в мессенджерах и соцсетях более комфортным и безопасным, не лишая его возможности общаться с друзьями в онлайне.
Очень важно при проведении этой работы сформировать у детей и подростков альтернативную виртуальной модель успешности. Ребёнок должен увидеть ценность своих реальных достижений – отметок в школе, грамот на олимпиадах, призовых мест на спортивных состязаниях. Педагогам и родителям необходимо разъяснять детям, что настоящие заслуги важнее, чем «ачивки» или «лайки» в приложениях: достижения в реальной жизни останутся поводом для гордости навсегда, а популярность приложений со временем зачастую сходит на нет, как это случилось, например, с известным и популярным когда-то мессенджером «ICQ».
Необходимо ограничить пребывание ребенка в социальных сетях, не допускать режима «онлайн» круглые сутки, предложить ребёнку в качестве альтернативы полного запрета лимитированное по времени пребывание в соцсетях, убедить, что интернет-общение допустимо, когда оно не заменяют учебу, реальное общение и другие увлечения и хобби.
Особое внимание родители должны уделить собственному стилю поведения в интернете, чтобы стать для ребенка положительным примером: детям свойственно копировать поведение родителей. Если родители сами с утра до вечера онлайн, невозможно требовать от ребенка, чтобы он не делал то же самое, и не стоит удивляться, что дети пытаются обойти запреты, которые кажутся им несправедливыми.
Необходимо также обратить внимание на возрастные рейтинги приложений. Хотя они часто бывают несколько заниженными, в большинстве случаев, на них можно ориентироваться. Например, сети «ВКонтакте» и «Instagram» показывают в «Google Play» рейтинг «12+». Разрешать ребенку пользоваться соцсетями до этого возраста рискованно. Некоторые родители разрешают регистрацию своим детям, пребывая в уверенности, что у них всегда будет полный доступ к аккаунту ребёнка, на что, естественно, вряд ли стоит рассчитывать.
В интернете достаточно информации, в том числе и экспертных оценок, насколько та или иная социальная сеть является безопасной. Может оказаться, что в приложении нет ничего плохого, напротив, имеется соответствующий возрасту ребёнка информационный или развивающий контент. Однако, в приложении могут быть и некие «подводные камни», о которых нужно знать и педагогам, и родителям, и детям, прежде чем начать им пользоваться или отказаться априори.
Существуют и достаточно популярны специализированные средства родительского контроля, например, «Kaspersky Safe Kids», которые содержат не только средства контроля за временем, которое ребенок проводит за девайсом, но и возможность ограничить установку приложений (в том числе по возрастному признаку). Использование таких средств рекомендуется начать с как можно более раннего возраста ребенка, лучше всего, если это совпадёт с моментом покупки первого смартфона. В таком случае, средство ограничения «свободы» в интернете станет частью детско-родительского соглашения и будет воспринято естественно, а не вторжение в личное пространство, а исключительно, как забота о безопасности.
Классный руководитель, оценивая психологическое состояние класса в целом, и каждого обучающегося, в частности, могут использовать не только метод наблюдения (который был и остаётся основным), но и получать информацию из других источников, в том числе, с открытых интернет-ресурсов. Поскольку в обязанности классного руководителя входит взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, повышение их компетентности в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, классный руководитель сам должен разбираться в этом на современном уровне.
Родителей необходимо специально обучать, как наблюдать за онлайн-жизнью ребенка, не теряя его доверия. Идея применять для мониторинга аккаунтов несовершеннолетних «шпионские» программы, которые имеются на рынке программного обеспечения, позволяющие сделать полностью доступной содержание страницы ребёнка в социальной сети, является вредной не только для классных руководителей, но даже и для родителей обучающихся. Здесь надо учитывать и юридическую, и этическую, и техническую сторону проблемы.
Важно не только применять технические решения для безопасной работы ребенка в сети интернет, но и разговаривать с ним о том, что его интересует и что волнует. Любые установленные программы могут помочь оградить ребенка от нежелательного контента, и они будут более эффективными, если педагоги и родители будут знать, как вести себя в разных ситуациях.
Необходимо проводить работу с обучающимися по формированию цифровой культуры, в целом, и безопасного стиля поведения в социальных сетях, в частности. Ребенок или подросток должны проявлять ответственность и самостоятельно уделять внимание вопросам IT-безопасности.
Социальные сети формируют у подростка ложный образ успешности, преодолеть который – задача педагогов и родителей. Вовлечение обучающихся в реальную жизнь, привитие истинных ценностей является важнейшей педагогической задачей и педагогов, и родителей. Залог успеха при решении этой задачи обеспечивается доверием, взаимным уважением всех участников взаимодействия, а также достаточным уровнем цифровой грамотности.