Опубликовано: 16.02.2021 г.
Автор: Ильина Ирина Алексеевна,
Учитель-логопед,
МАДОУ
Центр развития ребёнка – детский сад №5 «Карусель»
городского округа Щёлково
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Задачи:
- Подбирать прилагательные к существительным.
- Развивать связную речь через умение отвечать на вопросы полным предложением.
- Развивать мелкую моторику, мимику, мышление.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и ответам товарища, желание помочь.
- Развитие координации речи с движением.
Оборудование:
Изображение солнца, ласточки, сосульки, травы, подснежника, цельное изображение весны.
В начале занятия выполняется комплекс артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: Солнышко.
Учитель-логопед: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.
«Здравствуй, солнце золотое
(Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй, небо голубое
(Поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка, земля
(Наклон руки вниз)
Здравствуй, все мои друзья!
(Касаются ладонями друг друга)
Учитель-логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.
Учитель-логопед читает загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …
(Весна)
Учитель-логопед: Догадались о каком времени года мы будем говорить?
Дети: О весне.
Учитель-логопед: Вы рады приходу весны, ребята?
Дети: Да.
Учитель-логопед: А давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны. (Логопед передаёт игрушку солнышко, определяя очерёдность ответов). Дети просят весну принести: тёплое солнышко, зелёную травку, поющих птиц, подснежники. Дети садятся на стульчики.
Учитель-логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.
На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
- Массаж лица:
Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.
(Поглаживание лица)
Дождик ещё прохладный.
(Постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает мороз
(Пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.
(Снова поглаживание)
- Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха):
Учитель-логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слова, относящиеся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, холодно, набухает почка, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель, подснежник, снегопад, зеленеет.
- Мимическая и звуковая игра «Изобрази»:
Подул сильный ветер (надуваем щеки), закачались деревья (руки качаются вверху) и разогнались тучи. Выглянуло солнышко (выглядываем из-за ладоней). Солнце начало припекать, снег таять и побежали ручьи (с-с-с-с). В норке проснулся ежик и зафырчал (ф-ф-ф-ф), вышел на полянку и пошлепал по лужам (шлеп-шлеп). А вокруг него пели птицы (ку-ку, чирик-чирик, цвинь-цвинь). Солнышко заглянуло и в берлогу к мишке. Он проснулся, зевнул, потянулся, улыбнулся и вышел весну встречать.
- Отгадывание загадок:
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
В ночь – мороз,
С утра – капель,
Значит, на дворе …
(Апрель)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц …
(Март)
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(Скворечник)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется...
(Трава)
- Составление рассказа:
Ребята, давайте посмотрим на эти изображения весны и вы мне расскажете, что же происходит весной.
- Дидактическая игра «Подбери слово»:
Ответы на вопросы: «Какое солнышко?», «Какая весна?».
(Яркое, большое, жаркое, жёлтое. Тёплая, добрая, яркая, красивая, шумная, быстрая, цветная, работящая и т.д.)
Рефлексия:
Учитель-логопед: Ребята, о чём мы сегодня беседовали? Что вы запомнили? Что больше всего понравилось?
Ответы детей.