Опубликовано: 16.02.2021 г.
Автор: Косарева Ольга Александровна,
воспитатель,
МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 82»
Задачи: закреплять малые фольклорные формы: потешки, считалки, мирилки, колыбельные песни.
Развивать речевую активность и выразительность речи детей.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Предварительная работа:
Экскурсия и занятия в экспозиции русской избы;
Беседы о фольклоре;
Чтение и заучивание наизусть произведений устного народного творчества;
Рассматривание иллюстраций.
Словарная работа:
Собаченька, белолапа
Оборудование:
Декорации русской избы, русский народный костюм хозяйки, шапочка кота, игрушки кота и собаки, куклы.
Ход занятия
Хозяйка
Добро пожаловать, гости дорогие!
Гости званые, гости желанные!
Я хозяйка этой избы.
В гости я вас всех ждала,
В доме чисто прибрала.
Печь истопила, щи да кашу сварила,
Вам баранок напекла.
А живу я не одна, Васька – кот есть у меня,
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы – как щетинка, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.
(Спросить детей, какой кот живет у меня, поглаживает кота)
В старину считалось, если кот в доме живет, тогда хозяев удача ждет. Поэтому про него сказки складывались, да потешки сказывались.
А какие вы знаете потешки про кота Ваську?
1 ребенок: Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глаза смелые, зубки белые.
2 ребенок: Выйдет котя в огород,
Всполошится весь народ.
И петух и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать
Станут котю угощать.
3 ребенок: Уж ты, котя – коток,
Котя серенький лобок!
Приди котя ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога и кувшин молока.
Хозяйка: Ой, да потешили кота Ваську, ой да, повеселили.
Не сидится нашему котику дома, хочет пойти погулять, да во дворе собачка сидит, не пускает Ваську гулять: рычит, лает на него. Обиделась она на него.
Ребята, а, что надо сделать, чтобы они больше не ссорились и не обижались друг на друга?
Правильно, их надо помирить.
А вы, какие мирилки знаете?
(Дети читают мирилки)
Хозяйка: Молодцы, ребята! Помирили нашего Ваську с собачкой, а они приглашают вас поиграть в игру « Хитрый кот»
Для игры нам нужно выбрать кота, а остальные ребята будут мышками. А как нам выбрать кота?
Правильно! Для этого нам поможет считалка. А какие вы знаете считалки?
(С помощью считалки для игры выбрали кота).
А кот вам расскажет новую считалку.
Кот: 1, 2, 3, 4, 5 собрались мы поиграть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Дети играют.
Выбранный с помощью считалки ребенок – кот, присаживается в центре зала на корточках, дети – мыши идут по кругу зала со словами:
Хитрый кот в углу сидит,
Притаился, будто спит.
Мышки, мышки, вот беда,
Убегайте от кота!
(Кот ловит мышей, дети бегут на стульчики. Игра повторяется 2 раза.)
Хозяйка: Ай да кот, сколько мышек наловил, своею ловкостью меня подивил.
Пришел наш котик Васька домой усталый. Спать хочет. А я коту песенку спою.
Баю – баюшки – баю
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок.
К нам, волчок не ходи,
Кота Ваську не буди.
Хозяйка: Заснул наш кот Васька.
Давным-давно мамы, укладывая своих малышей спать, стали петь им песенки.
Кто знает, как называются эти песни?
Да, это колыбельные песни, потому, что они исполняются у колыбели.
Колыбель – это кроватка для малышей. Садилась мама около колыбельки, покачивала ее и напевала песенку. Малыш успокаивался и засыпал.
Ребята! Наши гости пришли с малышами, и они хотят, чтобы вы их покачали и спели им колыбельную песню. Возьмите у них малышей (кукол) мы будем петь колыбельную песню.
Люли, люли, люленьки
Прилетели гуленьки
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Они стали ворковать
Мою детку усыплять.
Вот какую добрую песенку поет мама своим малышам. А какие ласковые слова подобраны: гуленьки, люленьки. И звучат они особенно – плавно, нежно, потому, что каждая мама любит своего малыша. В колыбельных песенках часто упоминается котик, который ласково мурлычет, воркующие голуби – гули, сон – дрема.
Сегодня, мы с вами выучим новую колыбельную песенку.
Послушайте, ее:
Баю – баю, баю – бай,
Ты собаченька не лай,
Белолапа не гуди,
Мою детку не буди.
Как я спела эту песенку?
(нежно и ласково)
Да, я спела ее тихо и нежно, чтобы дать ребенку уснуть. Колыбельная песня поется мамой нежно и ласково, потому, что каждая мама любит своего малыша, желает ему самых приятных снов.
О чем просит мама собачку? А как мама обращается к собачке?
( собаченька белолапа – у собачки белая лапка.)
Давайте вместе повторим, как мама обращается к собачке: собаченька, белолапа.
А теперь все вместе споем малышам эту колыбельную песенку.
Молодцы! У всех малыши заснули? Передайте их аккуратно нашим гостям.
Ребята!
Рефлексия: А где вы сегодня побывали?
Вы были в гостях у меня, хозяйки в русской избе.
Что вы видели?
С кем играли?
Что коту рассказывали?
А, что мы пели?
А как поют колыбельные песни?
Спасибо ребята вам за нашу встречу, а теперь я, хозяюшка русской избы, хочу угостить вас вкусными баранками.