Опубликовано: 16.02.2021 г.
Автор: Душкина Екатерина Владимировна,
Воспитатель,
г. Воронеж МБДОУ «Детский сад » ОВ №28
Цели и задачи:
- Познакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии.
- Выполнять отдельные элементы росписи (цветы, купавки, листья), использовать для украшения оживки; развивать умение рисовать кистью, а также нетрадиционными средствами-трафареты, ватные палочки.
- Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Развивать творческие способности.
- Формировать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
- • модель для раскрашивания «Кухонная доска»
- • гуашь
- • кисти
- • баночка для воды
- • трафареты узоров
- • ватные палочки
- • салфетки влажные
- • баночки с красками голубого и розового цвета
- • поролоновые квочи
Оборудование для воспитателя:
- • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
- • плакаты «Городецкая роспись»
- • презентации «Городецкая роспись»
- • дидактическая игра «Собери целое»
- • дидактическая игра «Городецкие узоры»
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети заходят. Воспитатель говорит о том что у нас сегодня гости. Просит поприветствовать. Дети приветствуют.
Воспитатель – Ребята, а для чего люди приветствуют друг друга? (чтобы показать: я тебя вижу, выразить радость от встречи, пожелать здоровья, добра). «Здравствуй» означает «будь здоров, живи долго». Давайте покажем на пальчиках добрые посылы этого приветствия: резко разжимая кулачки, направлять пальцы сначала влево, затем вправо, приговаривая: «Будь здоров! Живи долго». Посмотрите скольким людям вы пожелали сегодня здоровья. Вам было не трудно? Так держать.
Основная часть:
Ребята, сегодня у нас занятие по декоративному рисованию. Декоративное рисование – это украшение различными орнаментами предметов быта, т. е. украшение посуды, шкатулок, предметов мебели. Орнаменты, которые мастера используют для росписи своих изделий, бывают самые разные.
- Ребята, вспомните и назовите, какие росписи вы знаете. (хохломская, гжельская, городецкая)
Сюрпризный момент: (звук вертолета, в окне на воздушных шарах посылка, коробка расписана городецкой росписью)
Воспитатель читает адрес.
Ребята, это посылка из города Городец, Нижегородского края. Посмотрите вся коробка расписана красивыми узорами. Эти узоры называются – городецкая роспись. Сегодня мы познакомимся с городецкой росписью.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Нам прислали видеописьмо (просмотр презентации) под музыку (русск. народн. песню Ах, не лист осенний)
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. И название роспись получила от города Городец. Городецкие мастера изготовляли из дерева различные предметы: солонки, коробки, шкатулки, разделочные доски, другие предметы быта. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов.
Напоминающих купавки, бутоны, ромашки. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».
- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской (рис.2).
Рисунок 1. Элементы росписи
Рисунок 2. Оживка
Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц (фазанов, петухов, кукушек, голубей).
Воспитатель читает стихотворение:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Городецкие узоры
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Смотрим что в посылке (игра, предложить детям поиграть)
Дидактическая игра «Собери целое» (музыка «Я на горку шла»)
Задачи: закреплять знания детей о декоративном рисовании; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.
Игра «Городецкие узоры»
Составить городецкий узор из отдельных элементов (перед каждым ребёнком лежит конверт с элементами городецкой росписи). Дети называют элементы, из которых составили узор.
Ребята, а мы с вами сегодня научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться
Задание. Украсить городецкой росписью разделочные доски. Роспись выполняется в несколько этапов.
Украсим доску купавками. Вначале рисуем цветовые пятна с помощью трафаретов.
Каким цветом изображены цветы на рисунке (розовые и голубые), середине узора крупное круглое цветовое пятно розового цвета – купавка, слева и справа тоже такие круглые крупные пятна голубого цвета – это будут бутоны.
Теперь украшаем основной цветок. Рисуем точку. Далее рисуем лепестки купавки в форме дуг. Купавка готова. Рисуем зелёной краской веточки слева и справа. Примакиванием кисточки рисуем вдоль веточек листочки.
Пока подсыхает краска, поиграем
Воспитатель: Дети, мы сейчас поиграем в русскую народную подвижную игру "Ручеек для малышей" (под музыку «Во саду ли в огороде»)
Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду водящим, Мне нужно выбрать себе пару. Водящий, выбрав себе пару. произносит такие слова: "А я Сашеньку люблю и с собой ее возьму", Затем воспитатель и ребенок берутся за руки и держат их высоко над головой.
Из сцепленных рук получаются "ворота", через которые, взявшись за руки хороводным шагом, не наталкиваясь друг на друга, проходят остальные играющие дети со словами:
В ворота ручей бежит
И тихонько так журчит.
Ты, дружок, остановись, (дети останавливаются)
И друг другу поклонись (дети поворачиваются лицом в круг и кланяются)
После этого, кто был водящим, становится в хоровод, а оставшийся выбирает себе пару, произнося слова: "А я Катеньку люблю и с собой ее возьму) и так же, взявшись за руки, из сцепленных рук делают "ворота". (игра продолжается).
В конце игры, дети, повернувшись лицом в круг и поклонившись, произносят такие слова:
Хорошо мы поиграли
Все друзей своих назвали.
Итак, краска подсохла, можно нанести оживку.